Казахстанское зерно колет россиянам глаз

08 фев, 15:40

Кроме Вентспилса (Литва) виды на казахстанское зерно имеют российские и украинские порты. По мнению российского эксперта, строящийся в Вентспилсе крупный зерновой перевалочный комплекс Ventspils Grain Terminal может оказаться незагруженным. Как он полагает, это связано с ситуацией на мировых рынках зерна. В свою очередь руководство Ventspils Grain Terminal в разговоре с "Телеграфом" выразило надежду, что казахстанские совладельцы терминала смогут обеспечить его нормальную загрузку. Уникальное сочетание. В этом году в Вентспилсском порту должен начать работу терминал по перегрузке зерна. Эксплуатацию этого комплекса осуществляет латвийско- казахстанское предприятие Ventspils Grain Terminal. Общий объем инвестиций в строительство комплекса может составить приблизительно 27 млн. USD. Пропускная способность терминала - около 2,5 млн. тонн зерна в год, но его загрузку будут обеспечивать главным образом казахстанские грузоотправители, входящие в товарищество Зерновой Пул Казахстана НС. Последнее является совладельцем Ventspils Grain Terminal. Казахи собираются переваливать через Вентспилс около 2 млн. тонн пшеницы ежегодно. Однако российские аналитики пытаются поставить под сомнение эти оптимистические планы. Так, генеральный директор информационно- аналитического центра 'СовЭкон' Андрей Сизов считает, что казахстанскому зерну гораздо выгоднее идти через российские порты, чем через балтийские. Он пояснил "Телеграфу", что серьезный казахстанский экспорт зерновых через балтийские порты, наблюдавшийся в 2002/2003 году, стал возможен из-за уникального сочетания аномально высоких мировых цен на зерно с низкими ценами, которые установились на внутреннем рынке СНГ. В будущем рассчитывать на такие совпадения не стоит, поскольку сейчас на мировых рынках намечаются совершенно иные тенденции.
Битва за Саудовскую Аравию.
По мнению россиянина, цена казахстанского зерна, которое пойдет через Вентспилс, будет во многом зависеть от стоимости железнодорожной перевозки из Казахстана по территории России и Латвии, а также от дорожающих в последнее время фрахтов сухогрузов. Окажется ли в итоге эта цена конкурентоспособной? Андрей Сизов полагает, что казахам придется нелегко, прежде всего - из-за роста экспортного потенциала Евросоюза. В 2002/2003 году Европа была вынуждена покупать зерно, но в ближайшие 5-6 лет, по прогнозам аналитиков, Европа, наоборот, превратится в активного экспортера именно мягкой пшеницы, которую через Вентспилс и собираются переваливать казахи. Сизов уверяет, что до 2011-го в Европе ежегодно станет появляться значительный избыток зерна. Его будут поставлять на те же рынки (Северная Африка, Саудовская Аравия и т.д.), с которыми привыкли работать казахи. Кроме того, европейцы, несмотря на протесты США и Австралии, в этом году ввели субсидии для 2 млн тонн экспортной пшеницы. И эта тенденция сохранится в будущем.
Не самый плохой вариант.
Директор 'СовЭкон' указывает, что в казахстанском экспорте зерновых через Вентспилс транспортная составляющая будет так велика, что эффективно загрузить Ventspils Grain Terminal станет практически невозможно. Казалось бы, неужели при расчете многомиллионного проекта инвесторы не учли всех обстоятельств? Наверное, учли, хотя практика бизнеса показывает всякое. Например, в 2002 г. Казахстан ввел в эксплуатацию зерновой терминал в каспийском порту Актау, ориентированный, главным образом, на рынок Ирана. Однако Иран в последние годы практически полностью сам обеспечивает себя продовольственным зерном. В результате за прошлый год Казахстан через Актау перевалил всего 10 тыс. тонн пшеницы. По мнению Андрея Сизова, с точки зрения транспортной составляющей страны Балтии для казахов не самый плохой вариант, но и не самый оптимальный. Сколько в этом мнении аналитика патриотизма, а сколько - прагматизма, покажет время. Информирует Портал Украинской Зерновой Ассоциации.

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/3880.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua