Минэкономики: прогноз экономического и социального развития Украины на 2006 год

21 ноя, 14:39

Прогноз экономического и социального развития страны на следующий год составило Министерство экономики Украины. В его основу легли цели и приоритеты, провозглашенные в программе Президента «Десять шагов навстречу людям».
Среди основных постулатов документа можно выделить следующие пункты: постепенное повышение размера заработной платы до 80% прожиточного минимума, усовершенствование системы оплаты работников бюджетной сферы, внедрение новой социальной гарантии — регулируемой государством минимальной почасовой заработной платы, обеспечение дальнейшего развития системы социального и пенсионного страхования с созданием соответствующей нормативно-правовой базы, повышение минимального размера пенсии, создание 1 млн. рабочих мест, продолжение реформы налоговой системы, возобновление тенденции постепенного роста инвестиций, усиление защиты прав инвесторов и кредиторов, улучшение корпоративного управления, обеспечение прозрачной приватизации на конкурентной основе, усиление процессов детенизации экономики, реформирование системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с требованиями ВТО, гармонизация украинского законодательства с законодательством ЕС с целью подписания договора о свободной торговле.
Главным фактором экономического роста будет внутренний спрос. Повышение платежеспособного спроса населения планируется за счет дальнейшего увеличения минимальной заработной платы, пенсии и социальной помощи. В результате рост реальной среднемесячной зарплаты составит 11,9%, а реальных доходов населения — 9,8%. При этом часть оплаты труда наемных работников в ВВП составит 47,6%.
По сравнению с текущим годом усилится активность инвесторов (валовое нагромождение основного капитала возрастет на 8,4%, а его доля в структуре ВВП составит 20%). Улучшение инвестиционного климата призвано содействовать улучшению всей структуры капиталовложений в целом. Чистый прирост прямых иностранных инвестиций прогнозируется на уровне $2,6 млрд.
В условиях сохранения темпов роста мировой экономики на уровне 2005 года, возникновения временных затрат, связанных со вступлением ВТО, и понижения среднестатистических мировых цен на продукцию металлургической и химической отраслей промышленности, темпы возрастания экспорта прогнозируются на уровне 8,5%, импорта — 13%. Сальдо баланса товаров и услуг останется позитивным.
На начальном этапе после вступления страны в ВТО планируется рост ВВП на уровне 7%. Развитие производства будет происходить в основном за счет расширения внутреннего спроса. Соответственно высокие темпы прироста валовой добавленной стоимости прогнозируются в промышленности (8,8%), оптовой и розничной торговле (9,7%), строительстве (8,1%), транспорте (7,7%). Прирост промышленного производства (9,5%) будет определяться возрастанием объемов производства в машиностроении (18%), пищевой промышленности (9%), металлургии (3%).
Несмотря на повышения платежеспособного спроса населения, инфляционные процессы в экономике будут развиваться умеренными темпами. В целом за год рост цен на потребительском рынке составит 8,7%. Эти темпы инфляции станут последствиями с одной стороны стимулирующей денежно-кредитной политики и проведения политики правительства по удержанию роста цен со стороны природных монополий, с другой стороны — более существенная товарная пропозиция будет балансировать с потребительским спросом населения, что по итогам года разрешит выйти на этот уровень инфляции.
Наряду с экономическим ростом должна сохраниться позитивная тенденция на рынке труда. Прогнозируется уменьшение уровня безработицы до 7,5% при увеличении численности работников до 21,2 млн.
При условии вступления Украины в ВТО под конец 2005 года, что пока все же маловероятно, конечный результат производственной деятельности будет полностью зависеть от экономической среды, в которой должны функционировать субъекты хозяйства. Их финансовые ресурсы будут формироваться не только в условиях продолжения активной социальной политики правительства, но и под влиянием ряда как позитивных, так и негативных факторов.
В 2006 году темпы реального прироста национальной экономики составят 7%. На протяжении года сохранятся возможности предпринимательского сектора наращивать объемы производства в соответствии с расширением внутреннего и внешнего спроса. Динамику ВВП, как и в 2005 году, будет определять внутренний спрос. Его вклад в рост ВВП составит 8,3%, внешнего — 1%.
Дальнейшее выполнение государством своих обязательств касательно повышения минимальной заработной платы, пенсий и ряда других социальных выплат определит доминирующую роль внутреннего спроса, что позволит увеличить долю конечных потребительских издержек в структуре ВВП до 79,8%. Удельный вес конечных затрат домашних хозяйств в структуре ВВП увеличится до 58,6%, а сектора государственного управления — до 19,9%.
Валовое нагромождение основного капитала в 2006 году реально вырастет на 8,4%. Доля собственных средств предприятий немного увеличится — до 62,6%, что вызвано отсутствием у предпринимателей некоторых возможностей повышения объемов инвестиций, во первых — из-за увеличения затрат на дальнейшую постепенную адаптацию всех хозяйственных норм к условиям ВТО, во-вторых — в связи с продолжением политики правительства, направленной на перераспределение доходов в экономике в пользу домашних хозяйств.
Получение Украиной члентсва в ВТО будет содействовать созданию для промышленных предприятий Украины оптимального баланса внешнеторговых операций — доступа к рынку импортных комплектующих и сырья с возможностью наращивать экспорт конкурентноспособной продукции. Со вступлением в ВТО будет отменено подавляющее большинство льгот по оплате ввозной пошлины, предоставляемых для субъектов внешнеэкономической деятельности. Это приведет к увеличению стоимости импорта.
Из временных трудностей, связанных со вступлением в ВТО, можно выделить необходимость ограничения мероприятий, осуществляемых государством для поддержки национального товаропроизводителя (субсидии, дотации и т.д.), обострение конкурентной борьбы на внутреннем рынке между отечественными производителями и импортерами с последующим уменьшением объемов производства с нашей стороны, при этом последствием либерализации внешней торговли может стать увеличение конкурирующего импорта. Объемы экспорта товаров и услуг составят $46,5 млрд., импорта — $46,3 млрд.
Ожидается дальнейший рост потребления услуг — социальных и финансовых. Темпы реального прироста валовой добавленной стоимости по статье «другие виды экономической деятельности» составят 8,6%, в т.ч. образование — 7,6%, охрана здоровья и социальная помощь — 9,9%, государственное управление — 4%, что будет свидетельствовать о социальной направленности политики правительства в 2006 году.
В 2006 году прогнозируется поднятие объемов производства в промышленности на 9,5%. Позитивная динамика в большой степени поддерживается ростом производства в обрабатывающей промышленности, а именно: в машиностроении — 18%, пищевой промышленности — 16% и металлургии — 3%. Эти отрасли внесут наибольший вклад судя по удельному весу в структуре промышленного производства. Факторами, сопутствующими развитию промышленной деятельности, станут реализация Государственной программы развития промышленности до 2011 года, выполнение отраслевых программ, понижение налогового давления, дальнейшее понижение уровня процентных ставок по кредитам.
Для металлургии наибольшую роль будет играть внешний спрос. Но сегодня уровень износа оборудования металлургических комбинатов составляет 60–70%, что делает вопрос переоборудования предприятий весьма актуальным. Введение после ремонта в эксплуатацию доменных печей и новых технологий внепечевой обработки стали позволит значительно поднять производственные мощности.
На внешний рынок будет нацелено и большинство предприятий химической и нефтехимической промышленности. На 18% возрастут темпы производства в машиностроении, ремонте и монтаже машин и оборудования, планируется введение пилотных проектов, выпуск новых конкурентоспособных товаров. Сопутствующим росту фактором окажется появление на финансовом рынке новых участников, в частности, инвестиционных фондов и лизинговых структур.
Развитие легкой промышленности будет сопряжено с производством текстильной и швейной продукции, которая в последнее время составляла две трети продукции отрасли и успешно экспортировалась. В сельском хозяйстве подъем планируют сопоставить с поддержанием создания аграрного фонда, аграрной биржи, страхового подраздела для солидарного покрытия рисков, связанных с потерями урожаев, прочих механизмов государственной поддержки.
Если рассматривать сферу услуг, то следует заметить сохранение позитивных тенденций развития. Прогнозируется, что в оптовой и розничной торговле прирост валовой добавленной стоимости составит 9,7%, в транспорте — 7,7%. Объем товарооборота предприятий розничной торговли вырастет на 20% и составит 105 млрд. грн.
Говоря же о бюджете 2006 года, следует заметить, что предусмотрено удержание на уровне прогнозированной на 2005 год доли перераспределения валового внутреннего продукта через сведенный бюджет. Его формирование будет происходить в условиях дальнейшего реформирования налогового законодательства с учтением принципов и директив ЕС. Особое внимание будет уделяться урегулированию налоговой задолженности, увеличится доля выплат на строительство и реконструкцию объектов социально-культурного назначения, дорог, теплосетей, общественного транспорта. Дефицит Госбюджета 2006 года не должен превышать 2% валового внутреннего продукта.
На процесс формирования цен в 2006 году повлияют следующие факторы: стабильность обменного курса гривны, рост объемов производства в ориентированных на потребительский рынок отраслях, отсутствие дисбалансов на продовольственных рынках, стабильность внутренних цен на зерно, повышение на 10–12% тарифов на жилищно-комунальные услуги при неизменности цен на электроэнергию и газ, введение новых правил в условиях ВТО.
Вячеслав Глембоцкий,
корреспондент
 
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)

Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/38412.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua