10 дек, 13:15
Алексей Павленко, министр аграрной промышленности и продовольствия, в интервью журналу "Топ-200 агрокомпаний Украины" рассказал, почему необходимо продавать аграрные госактивы, кому они могут быть интересны и что нового в торговле с Китаем.
Украина получила право экспортировать молочную продукцию в Китай. Чтобы было сделано для открытия этого рынка?
Чтобы экспортировать молочные продукты в Китай, мы прошли не одну проверку. Вначале приезжает подкомиссия, проводится подготовительная работа. Только потом приезжает комиссия, в состав которой входят представители правительства. Именно она и принимает решение, пускать ли товар в страну. Украина к этому решению шла несколько лет.
Кто определял, какие производители смогут поставлять продукцию в КНР?
Компании были выбраны китайской стороной по результатам проверки.
Когда может начаться экспорт?
В ближайшее время — все зависит от готовности самих предприятий.
Каким будет следующий шаг? Какие еще товары Украина может поставлять в Китай?
В первую очередь куриное мясо.В связи с этим очень важным для Украины стало открытие рынка Саудовской Аравии, поскольку азиатские страны традиционно имеют завышенные требования к качеству курятины из-за опасений куриного гриппа.
Также мы начинаем переговоры с Китаем относительно экспорта сахара. Интересным направлением для нас является соевый шрот, как раз по нему сейчас работает китайская подкомиссия.
В этом году более 20 украинских компаний напрямую осуществляют поставки кукурузы в Китай
В продолжение китайской темы. Украина продолжает наращивать экспорт кукурузы в КНР. Кто поставляет зерно? Какова доля ГПЗКУ в структуре этих продаж?
В этом году более 20 украинских компаний напрямую осуществляют поставки кукурузы в Китай. Действительно, ранее Украина пыталась сотрудничать с КНР относительно экспорта зерна через одну компанию — ГПЗКУ, но сейчас мы меняем подход. Мы стремимся максимально открыть рынок для наших компаний, и завтра их может стать больше. Сейчас ГПЗКУ — лишь один из многих работающих на китайском рынке украинских зернотрейдеров.
Насколько вы довольны сотрудничеством ГПЗКУ и Китайской Государственной индустриальной корпорации (ССЕС) в рамках кредита на $1,5 млрд?
Китайский контракт с ГПЗКУ очень неоднозначный. Он предполагает поставки зерновых на уровне 5 млн тонн в год. С начала маркетингового года ГПЗКУ предложила ССЕС около 2,5 млн тонн зерна, однако китайские партнеры купили всего 150 тыс. тонн ячменя. В Китае профицит зерна, и это объективная причина того, что ССЕС не являются активными покупателями украинских зерновых.
ГПЗКУ — работающая компания. Кредит продолжает обслуживаться. Все существующие разногласия с китайской стороной операционные. Один из вопросов — это цена. Наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не можем торговать с Китаем ниже рыночных цен. Если мы пойдем на уступки, это будет противоречить интересам государства.
Несмотря на резкий рост экспорта в Китай, ГПЗКУ демонстрирует рекордные убытки. К примеру, убыток компании за 2014 год составил 3,53 млрд грн. Чем это можно объяснить? Ведь экспортер в период девальвации национальной валюты должен быть прибыльным.
Увеличение экспорта кукурузы в КНР, как я уже говорил, обеспечила не одна ГПЗКУ, а более 20 компаний зерновой отрасли.
Рекордные убытки ГПЗКУ были обнаружены в ходе аудита, проводимого четырьмя международными компаниями. Основная причина таких убытков — финансовые махинации в стенах госкорпорации, к которым причастно бывшее руководство. К примеру, аудит помог обнаружить в отдельных офшорах 660 тыс. тонн зерна, в деньгах это $123 млн. Учитывая нынешний курс, сумма выходит немаленькая. На данный момент вскрыто 160 подобных случаев, информацию по которым мы передали в правоохранительные органы.
Оцените финансовое состояние госкорпорации на сегодняшний день?
Общий баланс компании, несмотря на прошлогодние убытки, позитивный. На счету — более $1 млрд, с начала маркетингового года на учете числится 1,5 млн тонн зерновых.
Довольны ли результатами конкурса на должность председателя правления ГПЗКУ?
Конкурс еще не закончился, он трехэтапный. На втором этапе прошел Борис Приходько, дальше его кандидатуру должен утвердить премьер-министр. Надо дождаться его одобрения.
Это было решение номинационного комитета, и я всего лишь один из его членов. Мы отбирали претендентов не по принципу "нравится или не нравится". Претенденты приходили со своими программами развития компании, с четкими планами действий. Мы проголосовали и приняли решение дать Борису Приходько возможность продвигаться дальше.
Его программа очень проста: подготовить компанию к продаже. К тому же рынок позитивно принял его кандидатуру.
Когда могут быть выставлены на продажу ГПЗКУ и "Укрспирт"? Кто может стать покупателем?
Сейчас ведется работа над выбором лучшей модели приватизации для указанных госпредприятий.
"Укрспирт" — предприятие интересное инвесторам как с точки зрения самого сырья, спирта, так и производственных площадок. Всего в структуре "Укрспирта" насчитывается около 56 заводов. Некоторые из них уже не представляют интереса как производственные единицы, но инвесторов могут заинтересовать сами площадки. Ведь на их базе можно построить другие предприятия, учитывая, что они имеют железнодорожное сообщение, газ и электричество. Работающие заводы могут быть интересны своим биоэтанольным направлением. Ими уже интересуются французы, немцы, американцы.
ГПЗКУ интересует азиатских инвесторов, американских. В первую очередь интерес проявляют к элеваторам, так как это одна из самых больших систем хранения в Украине. Компания готова заниматься трейдингом, для этого есть самое главное — два портовых элеватора в Одессе и Николаеве. Даже с учетом большого кредита, который "висит" на этих активах, они все равно остаются интересными.
А украинские инвесторы заинтересованы в покупке госактивов?
Они понимают, что аграрный сектор является одной из самых перспективных отраслей украинской экономики, поэтому готовы приобретать активы госпредприятий.
Это, несомненно, повысит эффективность работы предприятий, что откроет дополнительные экспортные перспективы.
Когда можно ожидать начала активной "распродажи" госсобственности?
В этом направлении ведется активная работа. Уже есть дорожная карта, которую мы разработали совместно с грузинскими коллегами — командой Георгия Вашадзе, участвовавшего в грузинских реформах. Нам помогала общественная организация Agroreforms.ua и наши коллеги из Фонда госимущества.
Механизм продажи прост: компания готовит документы и передает их в ФГИ. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям.
Первый — земля распаевывается между людьми, которые работают или работали на определенном предприятии. Имущество также распределяется по принципу земли. Такой механизм особых денег в бюджет не принесет, но возымеет большой социальный эффект. От приватизации выиграют около 80 тыс. человек.
Второй путь — это конкурсная продажа. Фонд госимущества выставляет компанию на открытую продажу.
Сколько компаний будет выставлено на продажу и стоит ли проводить такую грандиозную приватизацию?
Из около 500 находящихся в управлении министерства госпредприятий лишь 96 действующие. Остальные либо ликвидируются, либо не работают. Из 96 всего 15 прибыльные, да и то на бумаге. Совместно с Agroreforms.ua мы привлекли бесплатных аудиторов и обнаружили, что лишь одна компания в реальности была прибыльной. Госуправление не работало, и деньги государства попросту проедались.
Вы полагаете, что люди, получившие в собственность бывшую госземлю, будут реально на ней работать? Вероятнее всего, они будут сдавать ее в аренду крупным агрохолдингам.
Сейчас эта земля — в теневом обороте, и люди вообще ничего с нее не получают. Земля должна сдаваться в аренду по нормальным рыночным ценам.
Наша цель — чтобы активы были не мертвые, а живые. Если компании в селе реально работают, то развивается инфраструктура, появляется спрос на рабочую силу. Такие компании интересны и с точки зрения потенциальных инвестиций.
То есть вы считаете, что даже убыточные государственные активы потенциально интересны инвесторам?
Убыточными они стали из-за неэффективного государственного управления. В руках частного владельца — есть надежда — они возобновят свою работу.
Сколько средств планируете получить от приватизации?
По моим оценкам, от активов, которые числятся за министерством, мы сможем получить около 10 млрд грн.
Любая форма приватизации принесет деньги в бюджет. Кроме того, государство сэкономит на содержании этих предприятий, и это, я считаю, также доходы. В случае реальной продажи госбюджет получит прямые поступления. Если земля будет распаевана, государство получит доход в виде налогов от аренды земли. На земле будут работать, и она будет приносить прибыль, а значит — и налоговые поступления.
Вторую часть интервью c министром аграрной промышленности и продовольствия Алексеем Павленко читайте на Delo.UA завтра
Беседовала Юлия Мартыненко
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/382326.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua