08 июл, 11:00
Ряд экспертов провели анализ альтернативных сценариев, которые может применить Украина по отношению к Донбассу. Все они сходятся в одном — для реинтеграции региона нужно сначала полностью его изолировать.
Сегодня, 7 июля, в Минске началось заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. Эффективность очередных переговоров эксперты ставят под сомнение, поскольку российско-террористические войска не перестают их нарушать. Украинская сторона, в свою очередь, пытается лавировать в сложившейся ситуации, когда европейская и российская сторона требуют исполнения Минских соглашений, которые фактически не исполняются.
Эксперты отмечают, что с самого начала было понятно, что Минские соглашения выполнены не будут. Их основное задание — отсрочить активную фазу боевых действий и в этом плане цель Украины достигнута, считает аналитик Центра UA Валентин Красноперов. А по мнению политолога Владимира Фесенко, полное выполнение Минских договоренностей — это утопия. "Теоретически это возможно в очень долгой перспективе с нарушением графиков и в деформированном виде", — считает политолог.
Кроме того, украинские власти так и не определились с точными ценностными ориентирами, которые были бы понятными для западных партнеров. "Как могут совмещаться обращения с просьбами и требованиями об усилении санкций (против РФ — Ред.) и продолжением ведения экономических отношений со страной-агрессором и оккупированными территориями?" — сетует экономический эксперт "Майдана иностранных дел" Юрий Смелянский.
В связи с неоднозначной ситуацией, которая тянется уже более года, ряд организаций (Фонд Деминициативы, Майдан иностранных дел, фонд "Возрождение" и др. ) разработали четыре варианта альтернативных сценариев политики Украины относительно оккупированных территорий.
Сценарий I. Полная изоляция
Согласно этому сценарию центральная власть должна разорвать все экономические и торговые связи, установив жесткую систему контроля передвижения людей. Таким образом Украина сделает попытку для замораживания конфликта в его существующих границах. При этом сохраняется возможность для предоставления гуманитарной помощи под эгидой международных организаций.
Аналитик Центра UA Валентин Красноперов указывает, что для постепенного возвращения доверия украинская сторона должна также предоставлять гуманитарную помощь с четким указанием, что она предоставлена именно Украиной. "У нас была одна гуманитарка — они все уверены, что их кормит Ахметов. А Украина полностью стерлась в гуманитарном вопросе", — указал он.
Также Украина должна разработать четкую политику интеграции переселенцев в случае их принципиального согласия покинуть оккупированную территорию. Но, по мнению Фесенко, полноценная реализация этого сценария невозможна, поскольку она чревата "серой" и "черной" контрабандой.
Сценарий II. Частичная изоляция – 1
Этот сценарий представляет собой полную изоляцию территории, но некие "поблажки" для жителей региона — возможности упрощенного выезда с оккупированной территории и получение разного рода денежных выплат на подконтрольной Украине территории без обязательной смены места проживания. Но такой подход порождает лишь потребительское отношение к Украине со стороны жителей оккупированных территорий.
Сценарий III. Частичная изоляция — 2
Представляет собой "гибкую" политику с возможностью поддерживать экономические и торговые связи, а также работу ряда предприятий на оккупированной территории (на определенных условиях). При этом существует риск усиления контроля со стороны страны-агрессора и своеобразная легализация оккупационного режима.
Красноперов указывает, что даже при "гибкой" политике украинской власти по отношению к жителям оккупированной территории основная цель достигнута не будет — местные жители не повернутся в сторону Украины.
Сценарий IV. "Мягкая" реинтеграция оккупированных территорий Донбасса
Сценарий заключается в использовании отдельных политических элементов Минских договоренностей ради налаживания политического и экономического взаимодействия с сепаратистскими территориями через контакты с лидерами "ДНР/ЛНР" и их московскими кураторами и посредниками. Проведение этого сценария может предусматривать договоренности относительно характера проведения местных выборов, нахождения компромисса относительно автономности регионов, распределения сфер влияния центральной и местной власти на оккупированных территориях. Также сценарий может означать возобновление хозяйственных связей с оккупированным регионом, а также полноценной торговли, интеграцию банковской и денежной системы и выплату Киевом пенсий и зарплат при условиях получения местных налогов и сборов.
По мнению Фесенко, такой сценарий, который пытается навязать Россия, совершенно неприемлем, поскольку фактически является троянским конем, который "инфицирует украинский организм". Украина может согласиться только на демонтаж "ДНР/ЛНР" и проведение местных выборов по украинскому законодательству с украинскими политсилами и под присмотром мирового сообщества, как это предусмотрено в требованиях, озвученных руководством страны.
Украина сформировала собственный сценарий "ни войны, ни мира"
За все время оккупации части Украины создается альтернативный сценарий — "ни войны, ни мира", Донбасс оказался в подвешенном состоянии. По мнению политолога Фесенко, Украина не хочет брать назад оккупированную территорию на тех условиях, на которых его пытается отдать Россия, поскольку это чревато множеством проблем и негативных последствий. Таким образом, украинские власти переходят к консервации проблемы.
"Иначе мы не можем. Мы не можем выполнять Минские договоренности, поскольку они нам не выгодны. Также мы не можем воевать за освобождение Донбасса", — пояснил Фесенко.
В этом случае стоит ожидать латентной локальной эскалации конфликта — террористы будут пытаться захватывать отдельные населенные пункты. В итоге это приведет или к срыву или к дискредитации Минска-2, что приведет к смене парадигмы и сосредоточит на реальном прекращении огня.
Если террористы проведут свои местные выборы, это тоже поставит жирный крест на Минске-2, считает Фесенко. Таким образом, ситуация движется к замораживанию конфликта по сценарию Абхазии и Приднестровья.
Донбасс в любом случае ждет изоляция
Эксперты и политики сошлись во мнении, что для достижения цели — победы — Украина должна заблокировать Донбасс. И страна неизбежно идет по этому пути.
"В любом случае, в дальнейшем будет звучать слово "изоляция", она может быть как жесткая, так и легкая. Приведу пример: в Донецке есть предприятие "Геркулес", которое производит пельмени. Но сейчас у украинской власти в этом регионе нет вообще никаких рычагов влияния — не работает ни прокуратура, ни милиция, ни санстанция. Вы бы в Киеве покупали пельмени, в которые непонятно что могут подсыпать — от мышьяка до ртути? Поэтому с точки зрения безопасности Украина будет обязана исповедовать политику изоляции", — считает народный депутат Егор Фирсов (БПП).
По словам Фесенко, правильным решением будет создание реальной границы с жестким контролем с минимизацией экономико-социальных отношений. Когда в результате этого конфликт будет заморожен, отношения перерастут в "мирное сосуществование", при котором все контакты со временем возобновятся.
Реинтеграция Донбасса возможна в нескольких случаях:
- в случае упадка или ослабления России,
- в случае смены "партии войны" на "партию бизнеса и реинтеграции" при участии старых бизнес-элит, которые захотят торговать с Украиной,
- в случае самостоятельного проведения референдума о возвращении в Украину.
Нынешние элиты, связанные с коалицией, не спешат возвращать Донбасс также и потому, что этот регион усилит их политических оппонентов. "Если Украине возвращаются оккупированные территории, то нужно понимать, что это несколько миллионов избирателей, которые не только не будут голосовать за партии Майдана — они будут голосовать за оппозиционные политические силы (Оппозиционный блок, КПУ). Более того, они могут создать свою пророссийскую политсилу. К ним могут присоединиться консервативные избиратели Одессы, Днепропетровска, Запорожья, Николаева, Херсона. Это станет блокиратором движения в сторону Евросоюза. В Оппозиционном блоке в этом видят шанс на возвращение к власти", — пояснил Фесенко.
Поэтому здесь стоит политический выбор: или реинтеграция Донбасса с торможением пути на Запад, либо блокада восточных областей. По мнению экспертов, нужно готовиться к тому, что регион станет серой зоной с постоянными рисками военных атак.
Анастасия Шевченко
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/372503.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua