Какие нормы будут менять в законопроекте о местных выборах

23 июн, 11:00

На прошлой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о местных выборах №2831-3 авторства Вадима Денисенко, Игоря Попова и др. депутатов. Сегодня на пресс-конференции депутаты и эксперты обсудили, что следует изменить в законопроекте.

Поправки к законопроекту будут приниматься до пятницы, 26 июня, сообщил один из авторов принятого в первом чтении законопроекта Вадим Денисенко (фракция "Блока Петра Порошенко").

"Планируется, что в следующий вторник (30 июня) пройдет заседание комитета, на котором будут рассмотрены эти правки. И после этого, по предварительному согласию, мы выходим в четверг (2 июля) на голосование законопроекта во втором чтении и в целом", — рассказал Денисенко.

По его словам, ни у кого нет желания "валить" этот законопроект: "В парламенте есть желание принять этот закон на следующей неделе". Но много вопросов являются дискуссионными.

№1. Выборы мэров в один или два тура

Законопроект №2831-3 предусматривает возможность проведения второго тура выборов мэров, если никто из кандидатов не набрал большинство голосов. Как отмечает народный депутат, подавший альтернативный законопроект, Александр Черненко, ко второму чтению нельзя ничего менять, можно только добавлять. И он надеется, что предложение однотуровости выборов мэров не найдет поддержки в зале.

В то же время политтехнолог Тарас Березовец менее оптимистичен. Он считает, что за введение двух туров на выборах мэров городов не хватит голосов, указывая на негласные договоренности при голосовании за отставку Валентина Наливайченко. "По крайней мере, борьба продолжается, но пока что пессимистические ожидания", — считает он.

В то же время некоторые депутаты допускают, что "УДАР" не будет ставить требование проведения выборов мэров только в один тур. "Виталию Кличко все равно, какая будет избирательная система: он выиграет, так как у него сейчас нет конкурента. У новых кандидатов "эффект неожиданности" — максимум 15%... Наливайченко и Гройсман не пойдут на выборы", — рассказал один из членов фракции "Блока Порошенко".

№2. Кто утверждает партийные списки

Во всех остальных вопросах депутаты готовы идти на определенные политические компромиссы. "Батькивщина" высказывала одну из своих правок — все (партийные) списки всех уровней должен утверждать высший орган партии, т.е. съезд. Очевидно, что "Батькивщина" имеет право на такое утверждение, мы все помним, как в Киевской области в свое время партию лишили областной организации. Такие компромиссы мы будем находить", — рассказал Денисенко.

Против предложения "Батькивщины" выступил депутат Александр Черненко. Он предлагает, чтобы местная парторганизация утверждала список соответствующего совета депутатов.

Черненко отмечает, что если разрешить высшим органам формировать списки по всей вертикали, то организации партий на местах никогда и не появятся — у партии не будет стимула развивать ячейки.

№3. Политическая реклама

Глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель призвал во время доработки законопроекта включить запрет политической рекламы (или максимальное ограничение). Эта норма, по его мнению, позволит сделать избирательную кампанию доступной для разных кандидатов и более содержательной.

Денисенко в свою очередь категорически против введения этой нормы сейчас. "Давайте честно признаемся, что сегодня запретом (на политрекламу) мы загоним часть избирательных бюджетов в тень", — пояснил он.

Тарас Березовец считает, что из-за большого количества новых партий — технических проектов, созданных под выборы — следует ввести мораторий на внешнюю и телевизионную политрекламу. "Иначе это приведет к заходу технических партий и кандидатов", — предостерегает политтехнолог.

А вот советник по выборам и управлению Координатора проектов ОБСЕ в Украине Евгений Побережный ввиду изменений в голосовании предложил законодателям переписать норму о социальной рекламе. "Обязать телеканалы транслировать материалы, утвержденные Центризбиркомом, например, в начале каждого блока политической рекламы", — советует эксперт, чтобы снизить количество бракованных бюллетеней.

№4. Проходной барьер

Законопроект Денисенко-Попова предусматривает проходной барьер для партий — 5%, для блоков — 7%.

Дискуссионным остается только барьер для партий. Черненко поддерживает идею понизить барьер для политических партий до 3-4%. Денисенко рассматривает возможность снижения минимум до 4%, но для блоков оставить 7%.

Принятый в первом чтении законопроект №2831-3 предусматривает, что выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответствующих административных единиц.

Предлагается проводить выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов по пропорциональной избирательной системе в многомандатном избирательном округе по спискам местных организаций политических партий, а также их блоков с выдвижением кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ. Законопроектом предлагается разрешить участие в местных выборах блоков местных организаций политических партий.

Предполагается, что выборы мэров городов с населением более 90 тыс. будут проходить по мажоритарной системе абсолютного большинства в единственном одномандатном избирательном округе, который совпадает с территорией соответствующего города или территорией соответствующей объединенной громады.

Выборы сельских, поселковых, городских голов городов с населением менее 90 тыс. человек будут проходить по мажоритарной системе относительного большинства в единственном одномандатном избирательном округе, в который входит территория соответствующего населенного пункта.

Выборы старосты проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в единственном одномандатном округе, в который входит территория соответствующего населенного пункта в составе объединенной громады.

Законопроект предлагает установить, что местные выборы могут быть очередными, внеочередными, повторными, промежуточными или первыми.

Предусматривается, что местные выборы проводятся одновременно по всей Украине в последнее воскресенье октября 5-го года полномочий советов или глав населенных пунктов, избранных на предыдущих очередных выборах. Их должны назначать не позднее чем за 100 дней до дня выборов, внеочередные местные выборы назначаются не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Избирательный процесс начинается за 50 дней до дня очередных, внеочередных местных выборов.

Предполагается, что закон вступит в силу со дня, следующего за днем публикации. После этого действующий ныне закон о выборах депутатов Верховного Совета Крыма, местных советов и сельских, поселковых, городских голов утратит силу.

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/371352.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua