"Бензиновая" альтернатива не удалась
09 ноя, 09:26
После подорожания традиционного автомобильного топлива в мае текущего года украинские водители решили, что более дешевой альтернативой ему сможет стать сжиженный газ. Но ничего подобного не произошло. Сейчас цены на этот вид топлива на заправках подбираются к цене 95-го бензина.
Водители считают, что существует сговор производителей газа. Экономисты говорят, что подорожание сжиженного газа еще больше усиливает энергетическую зависимость Украины от России.
В Украине четыре основных производителя, три из которых контролирует государство - это "Укрнафта", "Укргазвидобування", "Укртатнафта", а также российский "Линос". Они не объясняют причины роста оптовых цен за две недели на почти 90%. Но объясняют торговцы: свыше половины нашего сжиженного газа экспортируют в Европу, где ближе к зиме увеличивается спрос и цены. Газа на экспорт и внутренний рынок не хватило, говорят торговцы, и цены пошли вверх. Поскольку из-за весеннего бензинового дефицита в Украине немало водителей переоборудовали машины на более дешевый сжиженный газ, его потребление увеличилось в два раза.
По прогнозам генерального директор компании по продаже сжиженного газа, Григория Воропаева из-за увеличения внутреннего потребления газа оголился украинский рынок, так как все объемы этого вида топлива были сориентированы на экспорт. "В ближайшее время розничные цены возвратятся до 2,5-2,6 за литр, потом они снова поднимутся до 2,7-2,8 в марте, в апреле возвратятся до 2,4-2,5", - говорит он.
Специалисты признают, что цены будут прыгать, пока чиновники не поймут, что энергетическую зависимость можно и должно уменьшать. В частности, оставлять больше газа на внутреннем рынке. Наша экспортная таможенная пошлина на сжиженный газ – 25 долларов за тонну, в то время как в России – 135. Чтобы внутренний рынок лучше развивался, государство должно при необходимости увеличивать экспортную пошлину на газ. Польша и другие европейские страны последовательно стимулировали своих граждан потреблять сжиженный газ – держали низкие цены с помощью налоговых льгот. Сейчас они покупают российской нефти на треть меньше.
По словам Виталия Давия, эксперта нефтегазового рынка: подобные действия серьезно разрешили уменьшить зависимость именно от нефтяных компаний. "Если на рынке традиционных нефтепродуктов возникал дефицит, то его польская сторона имела возможность компенсировать за счет газового сегмента", - отмечает эксперт
В Польше половина автомобилей оборудованы газовыми установками, а сеть автозаправок – самая большая в мире. Украина же произведет в этом году 750 тысяч тонн сжиженного газа и более половины его экспортирует. Специалисты настаивают, что чиновники должны посчитать, сколько газа должна потребить Украина, чтобы ограничить чрезмерный экспорт. В условиях стабильности лучше будет развиваться газовая инфраструктура и поэтому уменьшится зависимость от цен на горючее из России.
Деловая неделя
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/36936.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua