Опровержение неправдивой информации, размещенной на официальном веб-сайте Харьковской областной прокуратуры

20 янв, 13:26

17 января 2015 года на официальном веб-сайте Харьковской областной прокуратуры появилась информация о неподтверждении фактов, изложенных в отчете Европейского комитета по предупреждению пыток, со ссылкой на выводы Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. В связи с этим отмечаем, что указанная информация не соответствует действительности.
Секретариат Уполномоченного по правам человека отмечает, что Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) является наиболее независимой  и влиятельной международной организацией, которая уже 25 лет занимается мониторингом ненадлежащего обращения на территории стран-членов Совета Европы.
Как известно, по результатам своих визитов в Украину ЕКПП неоднократно обращал внимание Правительства на распространение пыток и жестокого обращения в деятельности правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений и предоставлял основательные рекомендации по недопущению таких случаев в дальнейшем.
К сожалению, сегодня можно утверждать, что позиция отдельных руководителей органов прокуратуры, Государственной пенитенциарной службы и Министерства юстиции свидетельствует о фактическом непризнании этой проблемы, попытке скрыть ее от общественности и международного сообщества, в том числе и путем непроведения эффективного расследования по каждому заявлению и жалобе о ненадлежащем обращении со стороны осужденных и взятых под стражу лиц.
Секретариат Уполномоченного по правам человека также отмечает, что в течение 2014 года работниками Секретариата вместе с общественными активистам неоднократно проводились мониторинговые визиты в пенитенциарные учреждения Харьковской области, в частности в Темновскую исправительную колонию №100, Диканевскую исправительную колонию №12, Первомайскую исправительную колонию №117, Куряжскую воспитательную колонию.
Во время проведения мониторинговых визитов был установлен ряд нарушений конституционных прав и свобод граждан, в частности:
- применение физического и психологического насилия в отношении осужденных со стороны администрации учреждений или так называемого «актива» из числа осужденных по прямому указанию администрации;
- ненадлежащие условия содержания осужденных во время их пребывания в дисциплинарных помещениях;
- нарушение права осужденных на телефонные разговоры, права на медицинскую помощь, трудовых прав осужденных и тому подобное.
По результатам мониторинга Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека были направлены несколько представлений в Генеральную прокуратуру и Министерство юстиции для принятия соответствующих мер реагирования. Однако, как свидетельствуют результаты повторных визитов работников Секретариата Уполномоченного, существенных изменений в отношении администрации пенитенциарных учреждений к осужденным и взятым под стражу лицам, к сожалению, не произошло.
В сообщении Харьковской областной прокуратуры также содержится информация, что «Темновскую исправительную колонию посетил представитель Уполномоченного по правам человека. Он осмотрел все участки, пообщался с осужденными. Фактов осуществления дневальным обысков, наложения или выполнения мер взыскания по отношению к осужденным, присвоение или использование полномочий администрации учреждения не установлено».
Относительно этой информации, отмечаем, что известный правозащитник Андрей Черноусов, который действовал на основании отдельного поручения Уполномоченного по правам человека, действительно принял участие в визите в Темновскую исправительную колонию. Однако, указанные факты, приведенные в сообщении Харьковской областной прокуратуры, относительно визита в Темновскую ИК-100 не соответствуют действительности, ведь основное внимание участники визита уделяли лицам, находящимся в дисциплинарных помещениях (помещения казарменного типа и дисциплинарные изоляторы) и мерам реагирования органов прокуратуры на заявления осужденных об избиении и жестоком обращении. При этом, представители прокуратуры вместо надлежащей фиксации телесных повреждений у одного из осужденных, сослались на нежелание последнего писать жалобу в органы прокуратуры как на причину отсутствия эффективного расследования.
Секретариат Уполномоченного по правам человека выражает надежду, что органы прокуратуры, Государственная пенитенциарная служба и Министерство юстиции будут принимать все надлежащие меры для предупреждения случаев жестокого обращения в деятельности пенитенциарных учреждений и будут адекватно реагировать на решения, выводы и рекомендации таких влиятельных международных организаций как Европейский комитет по предупреждению пыток и Европейский суд по правам человека.
Также ожидаем, что в своих дальнейших публикациях представители Харьковской областной прокуратуры будут более объективно освещать результаты мониторинга состояния обеспечения прав человека в деятельности пенитенциарных учреждений области.
Справка.
На отсутствие эффективного расследования случаев ненадлежащего обращения в отношении осужденных и взятых под стражу лиц в Украине уже неоднократно обращал внимание и Европейский суд по правам человека в своих решениях, что уже привело как к значительным бюджетным потерям, так и к ухудшению имиджа нашего государства на международной арене.
Так, в частности, в своем решении от 17 января 2013 года по делу «Карабет и другие против Украины» суд установил нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее процессуальном аспекте в связи с неэффективностью расследования по делу заявителей.
Это заключалось, в частности, в необеспечении тщательности расследования, ведь не было проведено экспертного медицинского обследования всех заявителей. А медицинское обследование, которое было проведено в отношении некоторых из них, было неполным и поверхностным; заявители и свидетели не были защищены от угроз и запугивания со стороны администрации учреждений при проведении допросов, действия органов прокуратуры были формальными и пассивными. Также расследование нельзя назвать независимым, поскольку, как было констатировано в других делах против Украины, расследование жалоб заявителей на жестокое обращение было возложено на прокурора, в полномочия которого входит контроль за соблюдением законов в учреждениях исполнения наказаний, в том числе учреждения, события в котором оспариваются заявителями.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/359985.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua