Протоиерей Андрей Ткачев: Природа революции всегда демонична

24 дек, 16:22

 

Проповедник и миссионер, настоятель киевского храма во имя преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачёв в своих обращениях к пастве всегда призывал к милосердию, беззлобности и миролюбию. Вообще, с тех пор, как отец Андрей стал священником, он не умолкает: ведет телепередачи «На сон грядущим», «Сад божественных песен», читает лекции на радио, пишет статьи. От многих служителей церкви протоиерей Андрей Ткачев отличается неравнодушием к происходящему и верностью своей позиции.

В этот раз речь зашла о человеке и его духе в условиях войны и личность протоиерея Андрея Ткачева открылась с новой, неожиданной стороны: сложно назвать это позицией священника, пропущенной через слово Евангелия.

— В одной из своих проповедей Вы говорите, что "в революции всегда выходит не то, что хотели, а нечто неожиданное и страшное". Почему так?

Это по Бердяеву, и я согласен с ним. Природа революции всегда демонична, а революционеры — несвободны. Они обладаемы неким духом, который водит ими, и они сами до конца не знают, что делают. Менее всего свободны именно вожди. В революции больше демонизма, чем вождизма. То естьвожди — это скорее игрушки, и мятеж нередко пожирает своих героев. Поэтому человек, который знает историю и законы социальных процессов, должен, конечно, дистанцироваться от революции. Хотя бы потому что заповедь "Не убий" создана не для революционеров. И еще: перевороты никогда не достигают поставленной цели. Это закон революции.

— А роль идеологии в этом случае какова? Какая идеология является ложной в глазах церкви?

Во всяком социальном движении должна быть какая-то идеологическая база, идея, слово, цель, которые движут сырую массу. Но хороших идеологий очень мало либо их вообще нет. По крайней мере, в нашем поле зрения. В основном, идеологии используют как средство манипуляции массами, (наподобие рекламы, которая создана, чтоб обманывать покупателей). Такую же роль на практике играет идеология в социальных процессах. Она могла бы быть другой, но другой мы не видим, а если видим, то она не успешна.

— Как сохранить достоинство во время войны?

Чтобы хранить достоинство, нужно его иметь. Революция характеризуется его потерей и когда революция началась, то достоинство уже потеряно. Хранить больше нечего. Понимаете, если честь отдана, то беречь ее уже невозможно. Революция возвращает человека в звериное царство, в джунгли, где тот, у кого есть автомат, тот и прав. Надо было знать это заранее. Кто этого не знал, тот виноват, а кто виноват, пусть отвечает перед Богом по всей полноте Божественного Закона и человеческого тоже. Те, кто начал это, будут наказаны жестоко и справедливо. Рано или поздно. Те, кто влез в это по глупости, будут наказаны за глупость. В том-то и дело, что открытое зло не существует. Зло всегда прикрытое, зло всегда припудренное, оно не хочет показывать свое лицо. Оно одевается в благородные призывы, в благородные мотивы, идеи. Оно кричит тебе о справедливости, кричит о том, что больше нельзя терпеть. Вор кричит "Держи вора!". Классика!

На самом деле, в "революціїгідності" произошла как раз потеря достоинства и людям больше нечего беречь. Стрелять, гранаты бросать, бить витрины, избивать вдесятером одного — это и есть революция. И дальше будет наказание, после наказания будет страх, а после страха — исправление.

— Какой вывод следует сделать из этой войны? Чему она может нас научить, что нового дать для нашей души и мировоззрения?

В том, что происходит, виноваты, во-первых, те, кто устроил Майдан 2004. Помаранчевый майдан мог быть таким же кровавым (сценарии были готовы). Все те, кто замутил майдан 2004 года, это того же поля ягоды, что и люди, которые взяли кровавый реванш в 2014 году. И все, кто участвовал в этом сознательно, виноваты в развязывании войны. Крым бы остался украинским, и Донбасс был бы с Луганском в Украине, и не было бы десятков тысяч калек и тысяч трупов. Этого всего не было бы. Кто мазал бутербродики на Майдане, пирожки носил, чаек заваривал, кричалки выкрикивал, шины подвозил, флагами махал — это все виноватые люди. Они все будут отвечать за то, что они делали. Перед Богом, в первую очередь и, конечно, перед своей исчезающей страной. Перед своей совестью, если она у них есть. А совесть, она не у всех есть. У некоторых напротив, есть совесть, но нет ума. И благодаря тому, что у человека нет ума, он не понимает, что он делает.

Ну а теперь что делать? Ничего теперь не делать. Того, что было, уже не вернешь. Украина потеряла территориальную целостность, девальвировала свою валюту, нанесла сильнейший удар по душам и сердцам своих жителей, обложила бомбами свое будущее существование и неизвестно, что будет дальше.

— В современном обществе нет любви, но есть много страхов. Можно ли их побороть и обратить во благо?

Не получится побороть страх в обществе, которое хочет жить хорошо и не знает, что такое хорошо, не знает, как добывается то, что хорошо и какой ценой оплачивается. Глупые и безнравственные люди, желающие жить хорошо, будут постоянно недовольными, неблагодарными и всю жизнь будут находиться в страхе.Тем более, если говорить об Украине, когда люди вообще не знают, где что берется. Они хотят жить, как в Швейцарии, но никто (!) не взял книжку по истории Швейцарии и не прочел, как тяжело и долго швейцарцы доходили до нынешнего уровня.

— По поводу молчания: Вы как-то сказали, что наибольшее количество грехов, которые совершаются человеком – это грехи, связанные со словесной стихией. Гуманитарные профессии более опасны?

В войне, которая сейчас идет в Украине, виноваты журналисты в первую очередь. Все эти болтуны, мухи-разносчики заразы, они виноваты прежде всего. Стрелки, спецы, олигархи — это все само собой, но это отдельная тема. А вот политологи, журналисты-пропагандисты, по сути ленинцы, если говорить о методах, вот они знали, что делают. Получали деньги, сеяли ветер, чтобы миллионы людей пожали бурю.

Гуманитарные профессии в информационном обществе несут на себе особую ответственность. И они только на Страшном Суде узнают, насколько они виноваты в пролитии крови. Все брехуны, пропагандисты, составители ложных роликов, комментаторы искаженных событий, выдумщики превратных идей, маниакально-патриотичные истерички — все эти люди такие же человекоубийцы, как боевики с топорами и заточками.

— Вы говорите о справедливости только на Страшном Суде или справедливость возможна до смерти, в земной жизни? Жизнь вообще справедлива?

Я ничего особого не предсказываю и ничего не пророчествую, но, в принципе, любой человек может быть пророком. Скажите праведнику, что будет ему хорошо, и вы не ошибетесь. Скажите злодею, что ему будет плохо, и вы не ошибетесь. Брехуны, злодеи, воры и глупцы будут плакать и может быть даже вечно будут плакать. Это правда. Вот все, что я могу сказать.

 

 

— Истинная духовность предполагает образованность?

Духовная жизнь предполагает наличие совести и ума. Совесть должна быть чиста и голос ее должен быть слышен. Еще голос ее должен подкрепляться разумом и знаниями. Если что-нибудь из этого отсутствует, человек — чудовище. Если у человека есть знание и ум, но нет совести, это злодей. Если у человека есть совесть, но нет ума, то это мелкий идиот. Такой вот бытовой идиот, которого можно обмануть и втащить в любую толпу, в демонстрацию, какую угодно глупость. И человек этот бесполезен, то есть, совесть без ума бесполезна. А ум без совести — это демонское состояние. Поэтому человека нужно воспитывать нравственно и, вместе с тем, он нуждается в образовании. А если чего-то не хватает, то он становится либо тряпкой в руках негодяев, либо демоном. Демоны — это существа, у которых есть ум, но нету совести. Сейчас Украиной правят люди с умом без совести. А подчиняются им люди с совестью без ума. Вот вам и современная Украина.

— Поговорим о современном типе человека, коих много сейчас: умных, иногда добрых, старательных, но верящих скорее в Лохнесское чудовище, нежели в Бога. Чем принципиально отличается жизнь такого человека от того, кто верит в Бога, и как она скорее всего закончится?

Серьезной бедой современного человека является суета. То есть, мы живем быстро, живем хлопотно, очень перегружены бессодержательным подобием информации, и не умеем в этом мусоре разбираться. Из-за этого у нас в головах полно всякого хлама. Люди стали очень манипулируемы, управляемы. Еще они быстро устают, не могут концентрировать внимание. Современный человек очень недолго может сосредоточенно работать над определенной задачей. У него не хватает "умного" внимания. Все это делает нас довольно слабыми. Поэтому, когда приходит беда, человек не может собрать воедино силы своего ума. Веры очень мало, веры нужно больше. Ее много не бывает, как каши в масле. И сейчас трудно провести грань между верующим и неверующим. Те, кто говорят, что они верующие, живут не очень свято. Те же, кто отрицает Бога, могут жить довольно нравственно. Но все это разные стороны одной проблемы, потому что подлинное христианство этоновая жизнь. А много ли мы видим вокруг примеров новой жизни?

— Наверное, поэтому современные люди стараются выглядеть успешными, бодрымии счастливыми как в обществе, так и наедине с самими собой?

Конечно, конечно. Они веруют в успех, деньги, славу, в известность, медийное пространство, рейтинги, курсы долларов, в цену барреля за нефть. С этой точки зрения они все верующие. Пока живы,они верят во что хочешь, только не в Господа Иисуса Христа. Поэтому они и живут так: стремятся к успеху, к блестящим, но дешевым понтам, к вещам, домам и машинам, к знакомствам с сильными мира сего. Человек вновь стал язычником, и нужна сильная и адекватная ситуации проповедь Евангелия, а ее нет.

— Поэтому сейчас такая высокая популярность буддизма, мормонства?

Человек находит что-то по сердцу своему, как в супермаркете. То есть, существует религиозный супермаркет: кому-то нравится буддизм, кому-то — мормоны, кому-то — харизматы. И вот покупатели разбредаются по торговому залу и выбирают себе религиозный товар на свой вкус.

— Что значит в современном мире "Подставить вторую щеку"?

Это очень глубокая вещь. Это значит: в случае, когда ты делаешь добро, а тебя бьют, значит, нужно вспомнить то зло, за которое тебя не били и успокоиться.

— Вы говорите, что люди сейчас не умеют ориентироваться в информации. Насколько эффективным является популяризация православия с помощью современных медиа?

Трудиться нужно много, хотя часто это похоже на голос вопиющего в пустыне. Большинство людей из-за общего информационного шума ничего не услышат, а те, которые услышат, ничего не поймут. Из тех, которые поймут, не все согласятся. И только самая маленькая часть людей услышит, поймет и согласится. Такова ситуация.Сердца человеческие зачастую это настоящие мусорники. Они набиты всякими гадостями: мысленными, историческими, житейским хламом. Поэтому популяризация православия — это все равно что накапать ароматного масла в мусорное ведро. У меня нет иллюзий на счет того, что все будет хорошо. Я не верю в человечество. Человечество со времен Каина и Авеля недостойно того, чтобы в него верить. Верить нужно в Господа. Не нужно обольщаться — люди смертельно больны, и они не исцелятся, будут духовно болеть и умирать, пока не обратятся сердцем к Богу, по-настоящему, в покаянии. Мы пока этого не видим. Мы видим торжество эгоизма, примитивизма в мышлении, взяточничества, агрессии. Мы видим, как грех идет стройными колоннами под транспарантами с лозунгами добра. Лукавый попросту устроил демонстрацию, подобную демонстрациям советских времен. Лозунги хорошие, а колонны марширующих идут в сторону Ада. Поэтому, нужно делать то, что можешь, а дальше — будет как будет. Человек должен делать свою работу, и делать ее хорошо: доктор должен лечить, учитель должен читать лекции, а не ходить на демонстрацию. А студент должен учиться, потому что он потом должен будет проектировать здания, лечить, строить. И как эти элементарные вещи рассказать людям, да еще и так, чтоб они это поняли? Боль сплошная. Боль и недоумение. А ведь все могло бы быть иначе.

— Могло бы быть иначе? С самого начала?

На каждом этапе человеческой истории все могло бы быть иначе. Адам и Ева могли бы не брать плод с древа. После грехопадения Каин мог не убивать брата, подавить свою зависть. И так на каждом этапе истории. Если шансы использовать, то все могло бы быть иначе. И ближе в истории то же:Государь Николай мог не отрекаться от престола, Керенский мог не дать Ленину сделать переворот в Петрограде. Можно было не бить этих подставных студентов на Майдане под кинокамерами. Есть такие слова у пророка Иеремии: «Остановитесь на путях ваших. Посмотрите, какой путь добрый и идите по нему». Надо останавливаться, анализировать пройденное и делать разбор полетов: чего больше не буду делать, куда больше не пойду, с кем не буду дружить, каких книжек не буду читать. И если человек поступает так, то есть надежда. Знаете, прекрасная страна, добрая в прошлом, умная в прошлом, красивая страна стала логовом зверей. И это наша история. Мы же еще полгода назад не могли подумать, что такое возможно. В этом по-своему виноваты все, а не только Порошенко, Янукович и т.п.

— Ведь Порошенко, Путин, Янукович они же все это время не в лесу сидели, наши люди с ними выросли на одних букварях. Значит, каким-то образом мы похожи на них или являемся такими же. То есть их ошибки — это и наши ошибки тоже.

Да, конечно, мы точно такие же. Просто они наверху, а мы внизу. Вы что думаете, что люди, которые воевали против Януковича, лучше него? Они в лучшем случае такие же (!), а может быть хуже, но не лучше. Но скажите им это — и они не послушают вас. У Анатоля Франса есть притча: на каком-то острове жила бабушка, итам правил тиран. А старушка молилась за него. Ее спросили, почему она это делает? Она ответила: "Потому что следующий будет хуже. Я пережила уже многих тиранов, и каждый новый был хуже". Люди, имеющие разум, не стремятся к переменам. No newsgood news. И те, кто сбросит Порошенко, будут хуже Порошенко, как и он в свою очередь стал кровавее и беспринципнее Януковича. Иесли перемены будут идти каскадом, без остановок, то в конце всех перемен Дьявол окончательно воцарится над мятежным человечеством. Это нужно понимать заранее.

— В храме есть священники, люди, склонные тоже поступать плохо. Можно сказать, что Церковь сама виновата в том, что у людей к ней нет недоверия?

Можнозаниматься самобичеванием. Можно говорить, что мы упустили паству и в этих словах будет много правды. Наша паства, люди крещеные, венчанные нами, слышавшие нас, по сути отпущены нами на вольные хлеба. Наши люди стали жертвами чужой идеологии. Все мы, священники, можем покаяться в том, что были малосильны. А если бы имели власть, духовную, святую, настоящую, то мы бы не пустили их бросаться с крутизны в море. Они нас не послушались. Конечно, есть над чем подумать, и о чем повздыхать.

— Какие опасности стоят на пути Церкви сегодня?

Церковь всегда будет в зоне повышенного внимания. Самая главная угроза для Церкви — это стать такой, которую не замечают. Церковь должна одних радовать, других — печалить. Одним колоть глаза, другим — радовать глаз. Если она так поступает, то она настоящая церковь. А если она живет так, что люди ее не замечают, значит она уже потеряла смысл. Соль утратила соленость (читайте в Евангелии, что дальше). Главная задача: не обмельчать и не превратиться в придаток цивилизации, в обслугу государства. Церковь имеет самостоятельное бытие, какого нет больше ни у кого. Царства исчезнут, государства разрушатся, мосты рухнут, дома сложатся, как карточные домики, а Церковь будет существовать.

Марина Шапка

E-News.com.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/358262.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua