Чего ждет бизнес от будущей коалиции

13 ноя, 17:03

Бизнес получил возможность внести правки в коалиционное соглашение. Этот документ, который в прошлых созывах парламента был формальностью, в новой системе координат должен стать общественным договором между парламентом и правительством – и в результате повысить эффективность работы обоих.

«Нам следует поменять стереотип, что надо что-то по-быстрому подписать на пяти страницах, быстро поделить должности, а дальше рассказывать, что мы работаем», – сказал вице-премьер-министр Владимир Гройсман на встрече с представителями бизнеса, организованной Американской торговой палатой. По его словам, план реформ, с четко определенными сроками и перечнем ответственных лиц, должен быть неотъемлемой частью коалиционного соглашения. «Предыдущие коалиционные правительства, у которых не была достаточно детально проработана зона ответственности и план реформ, работали недостаточно эффективно», – констатировал он.
Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации президента, указывает, что в европейских странах коалиционные соглашения достаточно детализированы, занимая в среднем 40 страниц. И чем качественнее прописан этот документ, тем дольше живет коалиционное правительство. В доказательство того, что власть готова гибко реагировать на пожелания бизнеса и менять даже недавно принятые ориентиры, он приводит «Стратегию–2020». «Мы продолжаем над ней работать. Поменяем некоторые показатели, поскольку гражданское общество попросило определить их по-другому, некоторые вообще уберем», – уверил Шимкив.
На вопрос Forbes, есть ли вообще смысл усложнять коалиционное соглашение, которое априори рамочное и в первую очередь очерчивает политические аспекты, непрофильными бизнес-вопросами, Шимкив ответил утвердительно. По его словам, соглашение не является исчерпывающим и не перечисляет все задачи, которые предстоит выполнить новому Кабмину.
В ходе встречи бизнес просил разрешить сугубо отраслевые, давно назревшие проблемы. Авиационные компании ратовали за ускорение имплементации соглашения о едином авиапространстве между Украиной и Евросоюзом, производители напитков жаловались на тяготы сотрудничества с «Укрэкоресурсами», а импортеры химудобрений – на сложности в получении разрешений и согласований. Все эти вопросы обещано было решить, или как минимум – взять на контроль.
В результате представители компаний описывали встречу как «нелишнюю», но вряд ли прорывную в отношениях власти и бизнеса. Один из топ-менеджеров, экспат, на просьбу поделиться впечатлениями ответил выдержкой из народного творчества: «На моей родине говорят: когда попу нечего делать, он и корову доит». Вице-президент Американской торговой палаты по вопросам стратегического развития Тарас Качка отмечает, что, прописав в коалиционном соглашении конкретные вопросы, требующие оперативного вмешательства, можно добиться значительного прогресса и ускорить их решение. «Кроме того, такая сверка ориентиров необходима, чтобы выработать единый курс развития страны», – добавил он. Но на вопрос Forbes, какие есть гарантии, что пункты коалиционного соглашения будут свято соблюдаться, признал: «Никаких».
Ниже – пожелания представителей бизнеса относительно работы новых составов органов власти:
Игорь Пигарев, менеджер по вопросам взаимодействия с государственными органами и отраслевыми организациями «Ericsson Украина»:
Бизнес оценивает любое правительство по тем решениям, которые оно принимает. С этой точки зрения показательный  пример – выдача  лицензий 3G-операторам. Эпопея длится с 2007 года. Она показывает, что узкие интересы определенного круга людей ставятся выше, чем интересы общества, хотя все наверняка знают, что увеличение ШПД (широкополосного доступа) на 10% ведет к росту ВВП на 1%. Процесс выдачи лицензий на 3G новой властью демонстрирует попытку распределить [имеющийся] «пирог», а не увеличить его, чтобы хватило всем. То есть, вместо того чтобы создавать условия для роста рынка телекоммуникаций в стране, [новые власти] пытаются отжать русский бизнес и создать условия для украинского. А на самом деле нужно создать рыночные условия, чтобы бизнес рос и был хорошим индикатором для инвестиций.
Орест Климпуш, глава Федерации работодателей транспорта Украины:
Транспортной отрасли посвящен 11-й раздел проекта коалиционного соглашения. Мы его детально изучили, и уже в третьем предложении прочли, что предлагается прекратить реформу портов и приватизировать их. Мы считаем, что это довольно ошибочный тезис, и нужно сохранить практику концессий. Еще один вопрос – льготные перевозки. Это одна из самых сложных проблем государства. Чуть ли не каждый третий гражданин имеет право на льготный проезд, и он никем не компенсируется. Мы просим, чтобы в этом соглашении было предусмотрено урегулирование этого вопроса – он требует скорейшего разрешения  и порождает массу конфликтов ежедневно. Безусловно, каждого из нас волнует состояние дорог. В коалиционном соглашении необходимо указать принятие закона о государственном дорожном фонде и обеспечить его открытое,  стабильное публичное использование. Сегодня, по нашим подсчетам, государство собирает 36 млрд гривен акциза. На автомобильные дороги выделено всего 16 млрд гривен. Где еще 20 млрд гривен – мы не знаем, и найти не можем. Давайте урегулируем этот вопрос.
Наталья Бондаренко, директор по юридическим вопросам компании CarlsbergUkraine:
На протяжении многих лет в парламенте регистрировалось множество законопроектов, которые не только вредили государственным интересам, но и противоречили здравому смыслу. Их целью был исключительно собственный пиар авторов или лоббизм интересов – своих либо заказчика. Многие из этих законопроектов не были даже внесены в зал, а с завершением каденции канули в Лету. Эта практика имеет два негативных аспекта. Первый – создает неблагоприятный имидж Украины для привлечения иностранных инвестиций, потому что некоторые из этих инициатив просто нелепы. С другой стороны, они отвлекают огромные человеческие ресурсы в комитетах Верховной рады, экспертных управлений. Их сотрудники обязаны обрабатывать эти законопроекты, вместо того чтобы концентрироваться на действительно важных инициативах. Мы понимаем, что депутаты, по Конституции, являются субъектами законодательной инициативы, и нельзя их лишить этого права. Но было бы целесообразно рекомендовать, перед тем как они регистрируют свои законопроекты, заручиться поддержкой своей фракции или политической силы. Это и снизит уровень коррупции, и повысит качество таких законопроектов. Также у нас есть предложение ввести обязательство для народных депутатов-членов коалиции не вносить законопроекты, суть и цель которых противоречат реформам, указанным в коалиционном соглашении.
Кирилл Ермишин, руководитель департамента по международным связям ДТЭК:
Чтобы иметь консолидированную обратную связь от бизнеса, возможно, стоило бы передать на более детальное обсуждение  версию энергетической главы коалиционного соглашения. В частности, очень сильный энергетический комитет есть в Американской торговой палате. В  любом случае, хотелось бы, чтобы были сохранены положения в законодательстве, которые обеспечивают независимость и компетентность национального регулятора. Это на самом деле позволяет решить очень много узких мест в организации работы энергосектора. Несколько дней назад Дмитрий Шимкив на встрече с представителями бизнес-сообщества спрашивал – и ответом ему было молчание – не пришло ли, по мнению бизнеса, время для разработки закона о лоббистской деятельности. ДТЭК отвечает: «Да», и готов к совместной работе.
Михаил Соколов, партнер «Кесарев Консалтинг», заместитель главы Всеукраинского аграрного совета:
Раньше, до революции, мы часто сталкивались с тем, что ключевые законопроекты принимались с максимально сжатым обсуждением или вовсе без него, чтобы никто ничего не успел сделать. Эта практика иногда применяется и сейчас – законопроект о введении спецсчетов НДС мы получили для обсуждения через несколько дней после его принятия. Бизнес не очень-то доволен тем, как проведена реформа НДС, есть довольно большое количество замечаний – как технических, так и концептуальных, например, в части солидарной ответственности. Мы настаиваем, чтобы был зафиксирован принцип обязательного обсуждения, а законы, принятые без него, должны подвергаться такому обсуждению, после чего в них будут внесены соответствующие правки. В том числе – в закон о спецсчетах.
Наталия Микольская, советник ЮФ Sayenko Kharenko:
Опубликовав проект коалиционного соглашения, политики добавили юристам и консультантам работы. Мы получили много запросов от бизнеса относительно того, как положения коалиционного соглашения скажутся на их работе. Вопрос, который волнует всех: прописано ли в коалиционном соглашении обязательство сторон придерживаться базовых принципов принятия законов, правил работы постановлений Кабмина и регуляторных актов. Иностранный и украинский бизнесы устали от того, что получают «на утро» или с голоса документы, которые принимаются. Наверное, смешно в коалиционном соглашении фиксировать, что коалиция будет придерживаться Конституции, законов о регламенте, о Кабмине и т.д. Но с другой стороны – на это есть большой спрос.

forbes.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/354742.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua