«УКРАИНА СПОСОБНА ПОТРЕБЛЯТЬ ДО 10 МЛН Т СТАЛЬНОГО ПРОКАТА В ГОД», ­

17 июл, 15:23

Дмитрий Липпа, Генеральный директор компании «Метинвест­СМЦ»

 

Еще в начале февраля текущего года в Министерстве экономического развития и торговли уверенно заявляли о том, что ситуация на внешних рынках металлопроката и планы по развитию основных металлопотребляющих отраслей внутреннего рынка дают основания ожидать роста украинского рынка металлопродукции в 2014 году. Ссылаясь на анализ  состояния  внешних рынков металлопроката, проведенный ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в текущем  году эксперты прогнозировали умеренное улучшение экономической ситуации в развитых странах (США и ЕС), что должно поспособствовать  увеличению потребления стали в 2014 году на 3,1% (порядка 50 млн т) по сравнению с 2013 годом.

По мнению бывших чиновников Минэкономразвития, в текущем году Украина может рассчитывать на увеличение экспорта металлопродукции за счет восстановления спроса на рынке стран Ближнего Востока и ЕС и на увеличение поставок на внутренний рынок за счет активизации строительства дорог и модернизации тепловых сетей.

Но политическая ситуация внесла серьезные коррективы в эти прогнозы, особенно в части поставок металлопродукции на внутренний рынок. Ведь строительный комплекс, один из ключевых секторов по потреблению металлопродукции, в настоящий момент практически замер в ожидании лучших времен, что не могло не сказаться и на рынке металлопроката.

 Как отмечают операторы рынка, за январь­март текущего года, по сравнению с аналогичным периодом  прошлого,  украинские предприятия горно­металлургического комплекса сократили производство стали на 9% ­ до 7,525 млн т.

Что может изменить ситуацию и  каковы ближайшие перспективы украинского рынка металлопроката, ­ об этом  рассказывает Дмитрий Липпа, Генеральный директор компании «Метинвест­СМЦ».

 

Прошлый год металлотрейдеры уже окрестили самым провальным для рынка металлопроката за последнее время. По вашим данным, насколько снизилось потребление и каковы основные причины? 

По итогам 2013 года первичный рынок металлопроката снизился на 11%, причем практически одинаково во всех сегментах. В то же время вторичный рынок вырос на 3%. Если говорить о конъюнктуре в целом, то она оказалась хуже ожидаемой. Основными причинами этого стало сокращение экспорта продукции вагоностроительных, машиностроительных и трубных заводов. На емкости рынка металлопроката также негативно сказывается то, что украинские компании экономят на модернизации оборудования.

 

О каких объемах продаж можно говорить сегодня? Как Вы
оцениваете объемы продаж до конца текущего года?

В 2013 году емкость украинского рынка металлопроката составляла 5,5 млн т: около 2,8 млн т пришлось на сортовой прокат и 2,7 млн т – на листовой прокат.

В текущем году экономическая ситуация является еще более сложной. Из­за политической и макроэкономической нестабильности объем инвес тиций существенно снизился. Новые проекты с участием отечественного частного капитала практически не запускаются, иностранные инвесторы тоже заняли выжидательную позицию. Финансирование государственных проектов в первом квартале отсутствовало.

По итогам двух месяцев текущего года промышленное производство в Украине снизилось на 4,2%. В частности, объем выпуска продукции машиностроения сократился на 19%, а вагоностроения – в пять раз. Строительных работ было выполнено почти на 10% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Основные надежды сегодня можно связывать с разрешением существующего кризиса и восстановлением работы экономики, в том числе с помощью финансирования и кредитования со стороны международных организаций.

 

В кризис многие операторы рынка ориентировались на  розничного заказчика. Изменилась ли эта тенденция сейчас?

Развитие розничных продаж является приоритетом для большинства игроков вторичного рынка, в том числе и для «Метинвест­СМЦ». Нашим первым шагом в этом направлении стало приобретение сети металлоцентров в Западной Украине в конце 2012 года. В этом регионе работа торговых площадок в основном ориентирована на мелкие продажи с большим количеством номенклатуры товара. Получив бесценный опыт, мы решили развивать розничные продажи в других областях. В частности, розничные площадки компании уже работают в Киеве и Харькове. Мы продолжаем изучать потенциальные площадки в других городах с хорошим уровнем потребления металлопроката в рознице. Дополнительно «Метинвест­СМЦ» старается развить розничное направление на базе существующих
филиалов.

И последним, но не менее важным шагом, для нас стало построение системной работы с небольшими розничными металлоцентрами, которые занимают сильную позицию в своем регионе и имеют понятную и эффективную бизнес­модель.

 

От каких факторов сегодня  зависит формирование цены на внутреннем и внешнем рынках? Какова динамика цен на основные позиции?

Из­за малой емкости отечественного рынка около 80% всего производимого в Украине металлопроката реализуется на экспорт. Поэтому внутренние цены формируются исходя из долларового эквивалента котировок продукции на альтернативных рынках сбыта.

Это приводит к тому, что в условиях девальвации гривны цены на металлопрокат в национальной валюте растут, хотя в долларовом выражении происходит некоторое снижение.

Как  Вы спрогнозировали бы развитие украинского рынка металлопроката в ближайшие пару лет?

В текущий момент любой прогноз является лишь догадкой. Темпы падения потребления приостановятся, если ситуация в стране стабилизируется быстро. Скорость восстановления спроса будет обусловлена объемом и временными рамками финансовых вливаний в украинскую экономику. Вероятно, частные украинские и иностранные инвесторы не будут проявлять активность до того момента, пока ситуация в Украине полностью не
прояснится.

С другой стороны, инициативы, декларируемые властью, должны способствовать повышению инвестиционного климата и постепенному притоку капитала. Однако это – медленный процесс, ощутить реальные результаты мы сможем не ранее следующего года.

Я верю, что в долгосрочной перспективе инвестиционный спрос будет являться локомотивом роста экономики в целом и объема потребления стального проката в частности. Даже несмотря на текущее снижение потребления стали на душу населения (примерно на 10%, до 149 кг на человека в год по итогам 2013 года), Украина вполне способна потреблять до 10 млн т стального проката ежегодно. Потенциал роста отечественного рынка достаточно высок, но его реализация требует согласованных усилий всех игроков.

 

«Метинвест­СМЦ» стал одним из основателей Украинского Центра Стального Строительства (УЦСС). Почему возникла необходимость создания профессиональной ассоциации и какие главные цели ее работы?

Главная цель работы УЦСС ­  создание условий для роста стального строительства в Украине. УЦСС является инструментом для ликвидации технических барьеров в стальном строительстве, модернизации нормативно­технической базы, а также внедрения лучших мировых практик в области проектирования, производства и монтажа стальных конструкций. В качестве практических шагов инженерный центр УЦСС оказывает помощь в разработке прототипов зданий и технические консультации по существующим проектам. Развитие стального строительства в Украине в долгосрочной перспективе создаст дополнительный спрос на металлопродукцию в размере 1 млн т.

 

Татьяна Скрипченко, КАПстрой


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/344823.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua