05 июн, 11:15
Delo.UA пообщалось с экспертами и игроками рынка о новом законопроекте об электронной коммерции, призванном урегулировать покупки-продажи в интернете.
Принятый вчера Верховной Радой в первом чтении закон "Об электронной коммерции" является детищем команды депутатов во главе с Ольгой Бельковой ("УДАРа" с одной стороны и представителей рынка — с другой). Свои предложения и коррективы в него вносили основатель инвестхолдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский, владелец интернет‑магазина "Розетка" Владислав Чечеткин, управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев, директор всеукраинского торгового интернет-центра Prom.ua Николай Палиенко и другие значимые фигуры UAнета.
По оценкам AVentures Capital, объем украинского рынка e-commerce по итогам 2013 года составил около $2 млрд (11,8% всего торгового оборота страны). В отрасли работает более 100 компаний, услугами которых пользуется около 17 млн человек. Согласно прогнозам, к 2020 году объемы рынка e-commerce Украины составят $10 млрд. Однако этих показателей будет сложно достичь без создания правил работы отрасли, ведь до последнего времени интернет-торговля в Украине существовала без соответствующей законодательной базы.
Парламентарии сломали не одно копье в попытках узаконить электронную коммерцию в 2003, 2006 и 2010 годах. Тщетно. Все редакции законов были признаны неполноценными и отправлялись на доработку.
Delo.UA решило выяснить, в чем особенности закона "Об электронной коммерции" образца 2014 года.
Что даст закон
"Это своеобразный "гражданский кодекс электронной торговли", который может подвести под уже сформировавшийся рынок правовую базу", — отмечает заместитель директора компании Promodo Роман Вилявин.
По словам управляющего партнера фонда AVentures Capital Евгения Сысоева, в целом последний вариант закона "Об электронной коммерции" получился очень сбалансированным. "Авторы законопроекта подробно урегулировали терминологию и понятийный аппарат, что значительно упростит оперирование интернет-магазинов", — считает эксперт. Закон также обозначил наиболее актуальные сферы правоотношений, например, в сфере работы онлайн-ритейлеров. Не забыли и о потребителях: так, заключенный электронным способом договор можно будет представлять как доказательство в суде для защиты своих интересов.
Кроме того, по словам директора Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua Николая Палиенко, важность указанного закона еще и в том, что он поможет оградить отрасль электронной коммерции от ненужного регулирования.
Электронная подпись
Основным моментом, который на данный момент вызывает множество вопросов, является порядок заключения электронных сделок. Законопроектом предусмотрена возможность подписания договоров путем использования электронной подписи или электронной подписи одноразовым идентификатором, которым, в данном случае, может выступать, например, пароль или код подтверждения, высланный на электронную почту или мобильный телефон. Это так называемая процедура двойного акцепта. Последняя предусмотрена в связи с тем, что у очень ограниченного числа людей на сегодняшний день имеется собственная полноценная электронная подпись. Причем при использовании персонального идентификатора не требуется подписание каких-либо документов, удостоверяющих сделку.
При этом, если говорить о судебных рисках, то при возникновении споров ключевым моментом, скорее всего, станет подтверждение сторонами именно факта заключения сделки. Партнер правовой группы "Павленко и Побережнюк" Лариса Побережнюк отметила, что для доказательства достаточно наличия договора, подписанного сторонами, либо документов, содержащих подписи одной и другой стороны.
Авторы законопроекта в этом проблемы не видят. Ольга Белькова настаивает на том, что любая электронная форма, способная отобразить суть документа, будет считаться весомым доказательством в суде. При этом ее формат не будет иметь значения: документ может быть представлен хоть в формате JPG, хоть в формате PDF в виде какой-либо чековой формы или распечатанного электронного письма. Главное, что наличие такого документа уже будет свидетельствовать о вашем согласии на заключение сделки.
"Принимая во внимание американский опыт, отмечу, что в США при разрешении споров из сферы электронной торговли в судах в 99% факт совершения сделки не оспаривается. То есть стороны априори согласны с фактом подписания, но не могут прийти к консенсусу в трактовке тех или других положений договора", — отмечает Александр Ольшанский.
И все же юристы, чьим инструментом в конечном итоге и станет закон, не лишены доли скепсиса. В юридической группе LCF полагают, что и участникам правоотношений, и государственным органам, в первую очередь налоговым и судебным, потребуется определенное время, чтобы сформировать свою практику относительно электронных документов. "Всем известна нетерпимая позиция налоговых органов по подтверждению сделок первичными документами, а также часто предъявляемые требования доказательств фактического оказания услуг или продажи товаров. Очень часто плательщики с полным комплектом бумажных документов получают от фискалов налоговые решения с выводами о непризнании сделок, — делится опытом старший юрист группы Елена Волянская. — Нетрудно предположить, что электронная форма будет вызывать много вопросов".
Проверка на подлинность
Закону предстоит решить и вопрос проверки документов на подлинность, а точнее, каким образом она будет осуществляться. Например, Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли выделяет вопрос подлинности в отдельную статью. При этом указывается, что в наличии должны быть "надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме в виде сообщения данных или в каком-либо ином виде".
Проект Закона предусматривает, что распечатанные варианты электронных сообщений должны быть заверены собственноручной подписью уполномоченного лица. "При оспаривании подписания договора проводится подчерковедческая экспертиза, которая определяет идентичность подписи лица с подписью, проставленной на предоставленных документах. При заключении электронных сделок, при наличии электронной подписи, также возможно проведение указанной экспертизы", — отмечает Лариса Побережнюк.
"Суды в данных вопросах прогрессивны, уже сейчас в некоторых категориях дел принимаются как доказательства электронные документы, проводятся экспертизы относительно содержимого или подлинности интернет-страниц или сайтов и т.п." — комментирует Елена Волянская. Однако, юрист подчеркнула, что в то же время единой практики по подобным вопросам нет. Именно поэтому законопроект должен учитывать все нюансы, чтобы дать судам ту основу, на которой удастся сформировать единые подходы к таким категориям доказательств.
Цены — по согласию
Речь идет о такой знакомой нам практике выставления разных цен в зависимости от места покупки. Как правило, купить какую-либо вещь в интернет-магазине обходится ощутимо дешевле, чем в стационарных точках продаж. Причем это касается не только магазинов, которые по сути строят всю свою деятельность в сети, а и тех, которые имеют наравне с сайтом еще и обширную сеть оффлайн магазинов. Такой разнобой в ценовой политике может происходить или вследствие экономии на аренде помещения, зарплате обслуживающему персоналу и сокращении прочих связанных затрат, или при "серой" схеме ведения бизнеса.
Кроме того, зачастую при онлайн-покупке нельзя воспользоваться определенными льготами, скидками или бонусами. Самый яркий пример — сайт "Укрзализныци", на котором нельзя при покупке билета воспользоваться скидкой по студенческому или пенсионному удостоверению.
Законодатель в этом вопросе категоричен. По словам Ольги Бельковой, в таких вопросах стороны должны договориться сами, поскольку бизнесмен, закрепляя условия сделок, оглядывается на собственные ограничения. "Законодатель не должен навязывать равность условий, — говорит нардеп. — В какой-то момент потребитель сам подтолкнет предпринимателя к тому, чтобы его пожелания были максимально учтены".
Кто и за что отвечает
Разрешению вопросов нарушений в сфере электронной коммерции в законе отводится лишь одна статья, состоящая из короткого абзаца. Его суть заключается в том, что "виновные в нарушениях несут ответственность согласно действующему законодательству Украины".
"Уголовным и административными кодексами предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей. Так как право потребителя должно защищаться независимо от того, где он приобрел товар или услугу, в обычном магазине или в интернете, то полагаем, что нормы этих кодексов применимы и для сферы электронной коммерции", — пояснила юрист Елена Волянская.
Кроме того, уголовным кодексом установлены общие нормы уголовной ответственности при совершении таких преступлений, как мошенничество, фиктивное предпринимательство, служебные преступления и т.д. "Эти нормы также универсальны и применимы независимо от того, в какой форме осуществляется коммерческая деятельность", — добавляет эксперт.
Анна Балдук, Мыкола Олирнык
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/340983.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua