15 май, 08:24
Об этом «ДО» беседует с профессором Университетской клиники (Вена) Петером Хуссляйном, доктором медицины, консультантом компании LEC Healthcare.
ДО: Нарушения цикла, проблемы с зачатием, вынашиванием, а также бесплодие стали довольно частым явлением у молодых цветущих женщин (в возрасте 20–30 лет), если сравнить с данными второй половины ХХ века. В чем причина?
ПХ: Основная функция женского организма – это продолжение рода. Женский организм «задуман» так, чтобы женщины регулярно беременели и рожали детей. А то, что происходит сейчас, можно назвать естественным конфликтом между природой женщины и стилем современной жизни. Когда приоритетным становится получение образования, карьера, а рождение детей откладывается на потом, это по сути борьба со своим естеством, попытка переломить его так, чтобы нам было удобно. От этого в первую очередь страдает репродуктивная функция, ведь биологическая программа женского организма реализуется гораздо позже. Тем более сейчас появились возможности прибегнуть к искусственным способом оплодотворения.
ДО: Несколько десятилетий назад у молодых женщин была актуальной другая проблема – как предохраниться от нежелательной беременности. Сейчас возникла обратная ситуация – проблемы с естественной возможностью забеременеть.
ПХ: Все-таки главная проблема, как я уже говорил, особенно актуальная у нынешней молодежи, – это желание (или нежелание) иметь детей. Второе объяснение – это снижение качества спермы у современных мужчин. Как свидетельствует мировая статистика, такая тенденция прослеживается уже давно. Причин много – нездоровый образ жизни, алкоголь, наркотики, стрессы и т. п. Также важным фактором являются различные заболевания половой сферы – воспалительные и инфекционные, передающиеся половым путем. Их распространенность, конечно, зависит от уровня жизни в стране: там, где уровень жизни ниже, этих заболеваний больше. Например, очень распространенная инфекция женской половой сферы – это хламидии. А у мужчин – хронический простатит. Что касается женской репродуктивной функции, главный фактор – это возраст. Если женщина молода, то даже при наличии проблем со здоровьем, даже если качество спермы ее партнера оставляет желать лучшего, это все решается медицинскими способами. Ведь природой предус-
мотрено, что в 20 лет женщина находится на пике своих возможностей, к 30 годам фертильность постепенно снижается. А в районе 40 лет шансы женщины нормально забеременеть и родить – примерно около 10%. Может быть, это провокационно прозвучит, но если постараться, то любая девушка может забеременеть.
ДО: С какого возраста девушке можно принимать контрацептивы?
ПХ: Конечно, в любом случае прием контрацептивов в тысячу раз лучше, чем нежелательная беременность, тем более ее прерывание. нужно перестать закрывать глаза на тот факт, что современные девушки начинают половую жизнь даже не с 18 лет, а гораздо раньше. И все разговоры о контрацепции надо тоже начинать раньше. И очень важно построить доверительные отношения с врачом-гинекологом, ведь это чрезвычайно интимная сфера, поэтому доверие является залогом успеха, важнейшим основанием для дальнейших назначений и лечения. Также очень важно, если пациентка попадает к гинекологу еще до первого сексуального контакта в своей жизни, чтобы она начала доверять своему врачу. Тогда есть все шансы повлиять на ее образ жизни. Подростки не всегда готовы слушать маму, а если сложатся доверительные отношения с врачом, то они вероятнее пойдут на контакт с ним и воспримут его рекомендации. Идеальная формула отношений «гинеколог – пациентка» – это установление доверительного контакта при первом обследовании, дальше – регулярные консультации, затем – сопровождение беременности, рождение ребенка и наблюдение женщины после родов. Также контакт и сопровождение врача необходимы и в другом, важном периоде в жизни женщины – я говорю о менопаузе. Когда могут возникнуть гинекологические проблемы, очень важно иметь хорошего доктора, который вас знает и «ведет» постоянно. Очень важно выстроить равноправные, партнерские отношения, которые строятся на том, что у врача есть специальные медицинские знания. А у пациентки – информация о себе, своих образе жизни, самочувствии, пожеланиях и намерениях. И решение о дальнейших действиях должно приниматься совместно.
Но это, повторю, – в идеале. В государственных клиниках врачи загружены, у них нет возможности уделять достаточно времени пациентам. Все ограничивается беглым осмотром и назначением гормонального препарата. В частной медицине, конечно, картина совершенно другая. К сожалению, это серьезная социальная проблема.
ДО: Сейчас врачи довольно часто молодым, нерожавшим женщинам прописывают гормональные контрацептивы. В том числе для нормализации менструального цикла.
Это может негативно влиять на состояние репродуктивной системы?
ПХ: Это не ведет к бесплодию и не должно создавать какие-то проблемы со здоровьем. Но надо учитывать тот факт, что гормональные контрацептивы, нормализуя цикл на время, лишь маскируют имеющиеся проблемы. Если женщина 5 лет принимает гормональные контрацептивы, то после отмены нарушения (если они были) возвращаются, они никуда не исчезали, просто она уже стала на 5 лет старше. И еще важный момент – нужно учитывать противопоказания для приема гормональных таблеток.
ДО: Значит, вначале следует обследоваться у флеболога, чтобы проверить состояние сосудов ног? А также у маммолога, чтобы исключить мастопатию?
ПХ: Мастопатия здесь ни при чем, и сосуды ног тоже. Самое важное – это сосуды головного мозга. С остальными побочными эффектами приема гормональных препаратов можно справиться, например, сменить препарат. А вот настоящей катастрофой является риск образования тромбов в сосудах головного мозга. Поэтому очень важно выяснить у пациентки, были ли у нее в семье случаи инсультов. Если такие случаи были, она попадает в группу риска. Но это скорее исключение, чем правило, ведь современные контрацептивы содержат гораздо меньшие дозы гормонов, особенно в сравнении с препаратами первого поколения.
ДО: Насколько влияет образ жизни на репродуктивную функцию? Если, к примеру, молодая женщина, испытывающая трудности с зачатием, изменит образ жизни, повысятся ли ее шансы?
ПХ: Да, образ жизни имеет существенное влияние на состояние детородной функции. Например, нездоровое питание и ожирение, у нас, в Австрии, уже приобретает характер национальной эпидемии. Плюс недостаток физической активности – все это способствует нарушению гормонального баланса. Проблема настолько серьезна, что в нескольких европейских странах сейчас законодатели обсуждают введение налога на фастфуд! Ведь гамбургеры и хот-доги стоят дешевле полезных продуктов.
ДО: Какие методы лечения предпочтительнее при нарушении менструального цикла? Одни врачи настаивают на гормональной терапии, другие предпочитают альтернативные способы – рефлексотерапию, гирудотерапию, третьи – комплексный подход.
ПХ: Главное – постановка правильного диагноза. Все-таки гормональные нарушения вызваны какими-то причинами. Затем нужно понять намерения и цели пациентки: если она находится в нормальном детородном возрасте, но менструации у нее нерегулярные, скажем, приходят каждый второй-третий месяц, и субъективно это ее не беспокоит, не отражается на ее самочувствии, и она не собирается в скором времени беременеть,то возможно и не нужно никакого лечения. Зачем вмешиваться и что-то нарушать? Если же целью является беременность, то алгоритм совсем другой: врачу нужно приложить все усилия, подобрать специальную терапию для того, чтобы яйцеклетка «ожила» и смогла оплодотвориться.
ДО: То есть все-таки главным методом лечения остается прием гормональных препаратов?
ПХ: Если речь идет о том, что у юной пациентки месячные 2–3 раза в год, то ни о какой альтернативной медицине речи быть не может. Эффективность альтернативных способов не доказана. Но проблема, – опять возвращаюсь к своей главной мысли, – по крайней мере у нас, в Австрии, не в том, что участились случаи нарушения цикла у девочек, проблема – в отношении в обществе к функции продолжения рода. Женщины просто не хотят иметь детей или откладывают их рождение в долгий ящик. Все большую популярность в Европе сейчас приобретают искусственные способы оплодотворения – замораживание яйцеклеток «на будущее», до тех пор, пока женщина не захочет сама забеременеть и родить ребенка. То же происходит, когда мы говорим об ЭКО. Сейчас очень многие институты и медицинские центры работают в направлении «консервации» яйцеклеток до лучших времен…
ДО: Нет ли тут противоречия: с одной стороны, падает рождаемость, снижается желание иметь детей, по крайней мере, второго, тем более третьего, а с другой, – растущая популярность методов искусственного оплодотворения, ЭКО? Кстати, у нас, в России, к ЭКО прибегают большей частью вынужденно. Например, потому, что есть проблемы с зачатием. Или анализы показывают низкий уровень эстрогена, а также антимюллерова гормона, и это равносильно приговору – врач объявляет, что ваши шансы забеременеть естественным образом приближаются к нулю…
ПХ: Что касается антимюллерова гормона, раньше его открытие произвело бум, была настоящая эйфория в медицинском сообществе, считалось, что этот гормон несет в себе информацию о том, сколько еще у женщины осталось яйцеклеток, но все это уже опровергнуто. Вывод однозначный – уровень этого гормона совершенно не говорит о способности женщины забеременеть. Он не является носителем информации такого рода, и его уровень в организме женщины не позволяет делать никаких прогнозов. А то, что в этой области проводились очень подробные исследования, это хорошо и полезно. Я считаю, что любые исследования нужно продолжать, потому что в их процессе возможны новые, иногда даже неожиданные, открытия в медицинской науке. Приведу такой случай из практики: 42-летняя женщина проходит обследование, сдает анализы, и уровень антимюллерова гормона у нее оказывается очень низким, затем она приходит ко мне в полном отчаянии – ей вынесли приговор, что детей она родить не сможет. Но в действительности вся проблема заключалась в том, что ее фертильность – в силу возраста – уже была значительно снижена. Нужно помнить о том, что, как только девочка появляется на свет, у нее уже есть определенный набор яйцеклеток. И, соответственно, они никуда не деваются, просто с возрастом стареют, как и все прочие клетки организма. Поэтому и репродуктивная функция женщины со временем угасает. У мужчин биологическая программа совершенно другая – сперма в их организме производится постоянно. Конечно, сперма тоже стареет, но гораздо медленнее, чем женские яйцеклетки. И мужчина репродуктивные функции сохраняет гораздо дольше, чем женщина. Причина этого – в гармоничной природе эволюционного процесса. С одной стороны, мир устроен так, что женщина, родив ребенка, свое природное предназначение выполнила. Функция мужчины же проще – он, грубо говоря, сделал дело – и свободен. С другой, – после 40 с лишним лет, когда возможность женщины родить угасает, она все равно должна жить. Это было бы действительно катастрофой, если бы женщина могла рожать детей до глубокой старости. Дети бы просто не выживали. И в этом наверное первопричина того, что у женщин существует менопауза.
ДО: Если я правильно вас поняла, то физиология женщины как бы подстраивается к ритму жизни?
ПХ: Природа в общем-то регулирует все процессы, но нужно понимать, что наша жизнь меняется гораздо быстрее, чем организм современного человека. Например, дети, которые рождаются сейчас, стали в среднем гораздо крупнее. И если бы женская физиология «подстраивалась» к современным потребностям, то и бедра у женщин становились бы шире, чтобы им было легче рожать. Но природа не поспевает за нами!
Благодарим компанию LEC Healthcare за организацию интервью.
К типичным нарушениям менструального цикла относятся:
• отсутствие менструаций (аменорея);
• чрезмерно частые или слишком редкие менструации (олигоменорея);
• болезненные менструации в сочетании с мигренью (дисменорея);
• излишне обильные менструации (гиперменорея, меноррагия);
• появление менстуальноподобных маточных кровотечений в середине цикла;
• заметно выраженные признаки так называемого предменструального синдрома (ПМС).
Инф. goodhouse.ru
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/337810.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua