Сможет ли Минюст решить проблемы исполнительного производства

21 мар, 15:30

18 марта произошло событие, которое может стать «точкой невозврата» для системы исполнительного производства. На брифинге в Кабинете Министров Украины по вопросам реформирования Государственной исполнительной службы Украины Министр юстиции Украины Павел Петренко впервые публично озвучил такие «неудобные» вопросы, как уменьшение вознаграждения торгующих организаций за услуги по реализации арестованного имущества, внедрение новых инновационных подходов к продаже арестованного и конфискованного имущества и устранение коррупционных факторов при оценке и уценке имущества которое взимается в процессе принудительного производства.

 

Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) уже неоднократно инициировала и продолжает поддерживать необходимость уменьшения непроизводственных затрат должников и кредиторов при реализации арестованного имущества. Так, ограничение общей суммы затрат в процессе принудительной реализации имущества должников является чрезвычайно актуальным и необходимым, поскольку при его продаже должники и кредиторы с учетом заниженной оценки и дальнейших уценок теряют от 35 до 50% стоимости имущества (в частности, 10% исполнительного сбора и 15% комиссии специализированной торгующей организации, которая занималась организацией и проведением публичных торгов). И если исполнительный сбор поступает в Государственный бюджет Украины, то комиссионное вознаграждение перераспределяется в пользу частных структур, которыми являются специализированные торгующие организации. При этом в Украине в 2013 году действовало всего 3 специализированные торгующие организации, определенные Минюстом.

 

С 2012 года НАБУ направила ряд обращений, в том числе, и в Министерство юстиции Украины, Генеральную прокуратуру Украины (по расследованию злоупотреблений при осуществлении реализации арестованного имущества), Антимонопольный комитет Украины (относительно заговора специализированных торгующих организаций с целью получения максимально возможного размера собственного вознаграждения), Национальный банк Украины (как к регулятору банковского сектора по поддержке обращений НАБУ) с просьбой решить вопрос об уменьшении с 15 до 5% вознаграждения торгующих организаций за услуги по реализации арестованного имущества. Нацбанк официально поддержал эту инициативу банковского сообщества.

 

Кроме того, банки-члены НАБУ организовали судебный процесс о признании неправомерными отдельных норм подзаконных актов Минюста, которые позволяли специализированным торгующим организациям получать максимально возможную комиссию (14,99% от стоимости реализованного имущества). В настоящее время дело находится на рассмотрении Высшего административного суда Украины.

Однако до сих пор вопрос не был решен. Учитывая позицию, озвученную министром юстиции Украины, НАБУ надеется, что в ближайшее время Минюст примет действенные меры для решения проблемы.

 

Другим чрезвычайно важным вопросом, который обсуждался на брифинге, является совершенствование системы реализации арестованного имущества, в том числе путем внедрения электронных торгов. Понимая неотложную необходимость совершенствования действующих нормативных актов в этой сфере, которые уже устарели и не учитывают реалий, банковский сектор вместе с тем высказывает ряд оговорок относительно внедрения электронных торгов, поскольку необходимо исключить те коррупционные факторы, которые допускали проведение торгов в интересах отдельных лиц и по заниженным ценам (возможность торгующей организации сообщать участнику аукциона о принятии решения об отказе в регистрации его как участника торгов непосредственно перед окончанием регистрации, что сделает невозможным его участие в электронных торгах; недобросовестные манипуляции с виртуальной составляющей процесса принудительной реализации арестованного имущества, как то блокировка ip- адресов, невозможность воспользоваться сайтом торгующей организации, манипуляции с электронной цифровой подписью и т.д.). НАБУ направила в Минюст предложения по минимизации возможных злоупотреблений при внедрении нового Порядка реализации арестованного имущества.

 

Не менее важным является и совершенствование Закона Украины «Об исполнительном производстве», в том числе и по оценке имущества должников, о чем также упоминалось на брифинге. НАБУ направила Минюсту ряд предложений по внесению изменений в указанный Закон для обеспечения эффективного исполнения судебных решений в Украине. Предлагается усовершенствовать нормы, касающиеся исполнительного сбора, оценки, уценки имущества, приостановления исполнительного производства на период рецензирования, передачи имущества взыскателю, вознаграждения специализированных торгующих организаций.

 

Каждый, кто хотя бы раз получал решение суда в свою пользу и в дальнейшем пытался реализовать его через систему органов Государственной исполнительной службы, понимает, насколько важны были вопросы, озвученные министром юстиции на брифинге. Ведь, как это ни прискорбно, по неофициальным данным, в Украине выполняется лишь около 30% решений суда. Надеемся, что совместными усилиями мы кардинально изменим ситуацию, и судебное решение действительно станет эффективным инструментом защиты гражданами и предприятиями своих прав и свобод.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/332634.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua