Идеологическая власть: феномен Майдана

21 фев, 13:46

В стране противостояние, народ не хочет жить по старому, а властная верхушка не хочет ничего менять. Нельзя ли этот конфликт разрешить без революции? Как это сделать? Что для этого надо?  Ответам  на эти вопросы  и посвящена данная  статья.

 

           Идеологическая власть

Общеизвестны три вида власти: законодательная, исполнительная и судебная. В демократических странах  они независимы одна от другой и это препятствует узурпации власти отдельными лицами. В недемократических  государствах эти три вида власти тоже существуют, но находятся под контролем одного человека или группы лиц. Что же получается? При одной и той же структуре власти, в одном случае, имеем демократию и свободу народа, а в другом – диктатуру и его бесправие.  В чем причина такого различия?

Все дело в том, что кроме трех общеизвестных, существует еще один вид власти, самый важный из них, но широко неизвестный, который и обеспечивает это различие. Это идеологическая власть или власть над властью.

Идеологическая власть – это люди, исповедующие идеологию, которая стала правящей в обществе. Люди, которые глубоко верят в нее и готовы отстаивать ее любой ценой. Люди, которые продуцируют себе подобных в обществе и прежде всего в трех других ветвях власти.  Люди, которые влияют на назначение и снятие с должностей  в исполнительной, законодательной и судебной властях.

Идеологическая власть  формирует и обеспечивает существование системы ценностей в обществе. Она бывает официальной и неофициальной. Но это не меняет ее сущности. Неофициальная идеологическая власть может быть даже значительно сильнее официальной. 

Например,  власть коммунистической идеологии. Сталин не был ни главой Советского правительства, ни главой Верховного Совета, ни главой Верховного Суда, но вершил судьбами огромной страны. Он был главой коммунистической системы. Всех, кто не соответствовал ей, эта власть уничтожала. ЧК, НКВД, Гулаг, Голодомор, коллективизация - за всем этим стояла чудовищная идеология. Первоначально, эта власть была неофициальной, но в последствие, стала официальной, когда в  Конституции СССР была записана норма о руководящей роли КПСС.

Идеологическая власть играет решающую роль не только в тоталитарных системах. В демократических странах она тоже есть, но не официальная. Журналист П.Ньюмен это показал в своей книге «Канадский истеблишмент». Эта власть «состоит из удивительно немногочисленной, саморегулируемой группы людей, число которых не превышает и тысячи. Они действуют как неофициальная хунта, будучи гораздо теснее связанными друг с другом, чем со своей страной».  Они «представляют собой психологически однородное образование, всех членов которого объединяет общность взглядов и системы ценностей, одинаковый подход к вещам и явлениям… им нравиться сознавать, что кандидатов на государственные посты определяют они. Они уже привыкли к тому, что руководят всем: продвигают надежных, на их взгляд, людей (или группы), преграждают путь «чужакам», а зачастую и всем носителям новых и смелых идей и решают, что полезно и нужно обществу, в котором они живут».

 В любом обществе всегда существует четыре вида власти. Оно не может не иметь правил поведения. Оно живет по ним. А тех, кто их нарушает, оно карает. Но в чем смысл этих правил, определяется действующей идеологией, представлениями о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо.

Когда-то эти представления определяли волхвы и шаманы, затем жрецы, потом церковь. Исторические личности играют важнейшую роль в формировании идеологии общества. Имена основателей мировых религий хорошо известны. Из современников можно назвать имена М.Ганди и М.Л.Кинг, К.Маркс и В.Ленин. Одни из них принесли людям добро, другие – зло.

В наше время формирование системы ценностей - это сложный процесс, в котором важную роль играют политики,  бизнес, общественные организации, деятели культуры,  искусства, литературы, ученые, журналисты и другие. Важную роль в этом также играют традиции общества.

Мы  живем в переломную эпоху перехода человечества от насилия к свободе. Гуманное отношение к человеку, уважение его свободы, соблюдение его прав, справедливость общественного устройства становятся основой идеологии в демократических странах. Хотя этот процесс не идет  гладко, без конфликтов.

 

                                                Средний класс

Носителем идеологии гуманизма в демократических странах  является средний класс. Почему?

Средний класс находится между элитой и низами общества.  По своему положению он всегда находится под давлением власти.  И это, естественно, делает его заинтересованным в существовании справедливости в государстве. Ранее он  был малочисленным и не играл значительной роли, но в результате  экономического и научно-технического развития его численность значительно выросла. Он стал самой большой социальной группой в развитых странах. Поэтому он и является носителем современной идеологии гуманизма и демократии.

Феномен современного среднего класса – это неформальное осуществление  идеологической власти в современном, демократическом обществе. Его конкурентом является истеблишмент или деловая и политическая элита.

Каким образом средний класс осуществляет идеологическую власть?

В наше время в демократических странах средний класс очень хорошо организован через профсоюзы и политические партии.  Путем своего активного участия в парламентских выборах и в политической деятельности он сумел продвинуть  своих представителей во все органы власти и изменить порядки в государстве. Под  их влиянием изменилась и идеология истеблишмента.

Средний класс активно стоит на страже соблюдения морали представителями власти. Малейшее подозрение в нечестности политического деятеля или чиновника ведет к его отставке. Например, в 2012 году из-за коррупционного скандала вынужден был подать в отставку Президент Германии Кристиан Вульф. Как он пояснил, в связи с тем, что почувствовал «отсутствие необходимого доверия широкого большинства населения». Его вина в том, что в 2008 году он получил льготный кредит  на сумму 500 тыс. евро от жены своего друга.

                        

     Зачем нужен конституционный орган идеологической власти?

В странах с развитой демократией эффективно действует неофициальная идеологическая власть среднего класса и истеблишмента. Но во время кризиса и здесь может сложиться неустойчивое положение. Как однажды сказал президент США Г.Трумен,  еще одного кризиса 1929-33 годов наша система не переживет. Это угроза снизу. Но есть и угроза сверху. Наличие нормы об ограничении времени пребывания одного человека на посту Президента страны говорит о возможности узурпации власти сверху. Создание конституционного органа идеологической власти только усилит в этих странах демократию.

В недемократических странах создание официальной идеологической  власти, исповедующей свободу и демократию не возможно, власть не даст этого сделать. Но найти достойных людей, пользующихся поддержкой народа можно и нужно. Это рано или поздно приведет к победе демократии в стране. Характерный пример, роль Нельсона Манделы в падении апартеида и установления демократии в ЮАР. А если таких людей будет много?

В странах с молодой и неустойчивой демократией как Украина создание такого органа является и возможным, и очень важным.  Это позволит решить ряд задач.  Официальная идеологическая власть явится моральным авторитетом для общества.  Ее существование станет предостережением для нечестных политиков и чиновников, быть нечестным для них станет опасным и невыгодным.  Она станет механизмом  быстрого реагирования на попытку узурпации власти.  Это станет механизмом реализации конституционного положения о верховной власти народа в государстве.

Каким должен быть такой орган официальной идеологической власти? Об этом наше предложение.              

                                           Собрание Совести

Собрание Совести - это официальный конституционный орган идеологической власти народа. Это его совесть. Здесь собраны самые лучшие представители народа. Те, которым народ доверяет решать свою судьбу.

Что это за люди? Какие критерии  для кандидатов в Собрание Совести?

1. Возраст не менее 50 лет. В этом возрасте человек достигает зрелости, мудрости, притупляются или исчезают амбиции. Он прожил уже достаточно, чтобы  можно было понять, что это за человек, увидеть его моральные качества.

2. Достаточно высокие профессиональные достижения.  Это говорит о его высокой целеустремленности, настойчивости, самодостаточности. Этот человек понимает, что «булки не растут на деревьях». Кто он по профессии? Это неважно, пусть он будет: врач, педагог, ученый, сталевар.

3. Честность. Она должна быть природная. Когда ложь невмоготу. У него не должно быть компрометирующих поступков. А если они и были в жизни, то о них должно быть известно. Человек должен в них искренне покаяться.

4. Гуманное отношение к людям и животным. Человек должен быть носителем добра. Также он не должен быть мстительным и  радикально настроенным.

5. Скромность в жизни. Это значит, что у человека нет гордыни, алчности, зазнайства,  хамского отношения к людям. Но он должен иметь чувство собственного достоинства. В его жизни на первом месте духовные ценности.

6. Иметь хорошую семью. Это говорит о мудрости человека, его терпимости. Такой человек в жизни принимает взвешенные решения. Хорошая семья – это фундамент жизни и судьба.

7. Из среднего класса. И не бедный, и не богатый. Он не должен принадлежать к истеблишменту.

8. Любит свою страну и свой народ. Но также любит всех людей и все народы.

Естественно задать вопрос, есть ли в Украине люди, соответствующие этим критериям? Такие люди есть. Чтобы показать уровень такой личности, назовем имя человека, к сожалению, которого уже с нами нет.  Это известный кардиохирург и ученый Николай Амосов.

Основная функция  Собрания Совести – это освобождение от занимаемых должностей представителей государственной власти, которые не оправдали доверия украинского народа и за антиобщественные поступки. Отзыв  властных полномочий,  как у отдельных лиц, так и их групп: отставка министров, народных депутатов, судей, прокуроров и роспуск Верховной Рады, отставка Кабинета министров, импичмент Президента.  Это не предусматривает их наказание.  Решение Собрания Совести является окончательным. Этим реализуется право народа как суверена власти.

Члены Собрания Совести избираются большинством  не менее 2/3 голосов избирателей или в Верховной Раде не менее 3/4 от числа народных депутатов.

Выдвижение кандидатов осуществляется общественными организациями, собраниями граждан. Самовыдвижение не допускается, но необходимо личное согласие. При выдвижении в Собрание Совести, должно быть проведено публичное  обсуждение кандидатуры в течение достаточно длительного времени, чтобы все люди, знающие этого человека, могли рассказать о нем, а кандидат без ограничений мог ответить на все вопросы, которые есть к нему.

Как работает Собрание Совести? Члены собрания Совести основное время занимаются  своей обычной деятельностью, живут жизнью народа.  Заседания Собрания Совести проводятся регулярно, на них они обсуждают насущные проблемы, рассматривают обращения граждан и организаций и принимают решения.  Для организации работы Собрания Совести создается офис. При нем создается информационный орган, который освещает его работу.

 

                                           Феномен Майдана

В Украине потенциально есть средний класс. По своим параметрам он соответствует среднему классу Европы, но бесправный и нищий. При таких порядках он не имеет будущего в своей стране. Пока он плохо организован и не представлен  в политической жизни страны. Его действия происходят спонтанно, как протест против несправедливости своего существования.

Феномен Майдана – это стихийное проявление зарождающейся идеологической власти среднего класса в авторитарном государстве, которое проявляется в несогласии с действием власти. Так было в 2004 году, когда  власть фальсифицировала результаты президентских выборов.  Так стало и в 2013 году, когда власть обманула народ с подписанием ассоциации с Евросоюзом, а затем ночью подло и жестоко избила на Майдане молодых людей, студентов.

 

                                                  Первый шаг

Создание конституционного  органа идеологической власти потребует немало времени и самое главное согласие Верховной Рады Украины на такое нововведение, которое нынешний ее состав вероятнее всего не даст. Поэтому необходимо создать  аналог Собрания Совести - неформальный, но пользующийся доверием всего народа и работающий орган идеологической власти.  Он окажет моральное воздействие на все органы власти и эффективно послужит проведению реформ в Украине.

Как это сделать? Первый этап. Выявить людей достойных войти в Собрание Совести. Для этого нужно привлечь всех: журналистов, особенно местных, общественные организации, каждого человека. Создать сайт или использовать имеющиеся сайты, на которые будет стекаться информация об этих людях.

Второй этап.  Используя  телевидение, прессу, электронные издания рассказать  о них народу Украины. На первые два этапа уйдет немало времени, но это нужно сделать обстоятельно и хорошо. Для проведения этой работы неплохо было бы создать несколько инициативных групп, но это может каждый делать и сам.

Третий этап. Создать оргкомитет, собрать пожертвования от граждан и спонсоров и провести независимыми и известными социологическими организациями опросы по всей Украине и оценить уровень  доверия украинцев к кандидатам в Собрание Совести. Таких  исследований должно быть несколько. Это будет своего рода социологический референдум.

Четвертый этап. Оргкомитет и социологи объявят народу Украины о результате социологического референдума и составе Собрания Совести. Оргкомитет поможет лицам, избранным в Собрание Совести собраться вместе для обсуждения насущных проблем политической жизни Украины и принятия обращений к народу  и власти.

                                                 Второй шаг

Первый шаг  даст бесценный опыт для разработки правового положения о Собрании Совести.  А вторым шагом будет внесение дополнения в Конституцию Украины о создании официального органа Верховной власти народа  Собрания Совести, о процедуре  его формирования, полномочиях и порядке деятельности.

 

Полуденный Юрий Александрович

 

Биографическая справка    

                                                 

      Полудённый Юрий Александрович родился 5 мая 1950 года.  Окончил дневное отделение Краматорского индустриального института  по специальности инженер-механик. Работал на разных инженерных должностях. Окончил очную аспирантуру  Ленинградского политехнического института, кафедра «Научные основы управления»  и  в 1984 году защитил диссертацию кандидата экономических наук. Последние годы  работаю в Краматорском экономико-гуманитарном институте на должностях декана экономического факультета и доцента кафедры экономики. Живу в г. Краматорске Донецкой области.

 

 

Тел. 06264-77308, моб. 050-7084122.

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/329749.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua