06 фев, 05:03
Одесский городской совет утвердил муниципальный бюджет на 2014-й год. Прогнозы самые радужные – надо лишь, чтобы они оправдались!
Бюджет 2014-го года будет на 5% богаче прошлогоднего: доходы городской казны запланированы на уровне 2 миллиардов 779 миллионов гривен вместо 2 миллиардов 632 миллионов в минувшем году. По традиции, анализ главного финансового документа Одессы мы начнём с рассмотрения основных источников пополнения бюджета.
Доходы: больше из бюджета и от рекламы, меньше – от приватизации и парковок
Основной источник пополнения городской казны – налог на доходы граждан – по прогнозам станет обильнее примерно на 4%: вместо 1 миллиарда 511 миллионов планируется собрать 1 миллиард 571 миллион. Данный прогноз в общем и целом выглядят вполне реалистично с учётом динамики последних лет и если учесть, что, благодаря «путинским миллиардам» особенных стрессов в экономике не ожидается.
А вот второй по важности источник доходов бюджета несколько оскудеет: в качестве платы за землю в этом году планируется получить 312 миллионов вместо прошлогодних 319-ти. При этом поступления от налога на землю, как ожидается, возрастут на 5%, тогда как арендная плата за землю, наоборот, сократится на 11%. Иными словами, стремление городских властей мобилизовать денежные средства здесь и сейчас путём продажи земли в итоге оборачивается сокращением доходов в стратегической перспективе, что мы и наблюдаем сегодня.
Сбор за парковку, как ожидается, сократится на 8%: 15,2 миллиона вместо 16,5 в прошлом году. Это довольно странно, если учесть, что в 2013-м году платных парковок в центре города почти не было, а сегодня здесь активно устанавливают паркоматы. По идее, в этих условиях денег за парковку должно было бы поступать больше, на практике наблюдается обратное. Такой вот парадокс.
Зато туристический сбор, как ожидается, пополнит казну на 2,7 миллиона гривен вместо 2,3 миллиона в прошлом. Честно говоря, не совсем понятно, что дало авторам проекта бюджета повод ожидать увеличение доходов от туризма аж на 18%: до «Евробаскета» вроде далековато.
Ещё более удивительно выглядят оценки доходов, которые бюджет получит от деятельности городских коммунальных предприятий: вместо 6 миллионов прошлого года, в этом году власти рассчитывают аж 13,6 миллиона, т.е. в 1,2 раза больше. По словам директора департамента финансов Светланы Бедреги, такой существенный рост объясняется увеличением части доходов коммунальных предприятий, которые будут переводиться в бюджет, причём основную массу средств, как ожидается, перечислит КП «Одессареклама».
Существенную помощь городским властям в 2014-м году планирует оказать государство: межбюджетные трансферты запланированы на уровне 268 миллионов гривен, что на 42% больше, чем в прошлом году.
Кроме того, благоприятные прогнозы даёт Миндоходов: в ведомстве обещают, что в грядущем году город получит 176 миллионов в качестве единого налога от юридических и физических лиц. Эта сумма также существенно больше, чем в прошлом году.
По некоторым источникам дохода ожидается сокращение поступлений. Однако далеко не факт, что это плохо. В частности, на 70% должны сократиться поступления от продажи земли и на 40% - доходы от продажи объектов коммунальной собственности. По словам Светланы Бедреги, такая ситуация вызвана политическим решением: город сократит темпы распродажи коммунальной собственности и земли с тем, чтобы обеспечить сохранение доходов от аренды в стратегической перспективе. Решение, на наш взгляд, более чем здравое.
Кроме того, ожидается сокращение поступлений взносов паевого участия в развитии инфраструктуры: это деньги, которые платят городу строители любых зданий или сооружений. В 2014-м году доходы из этого источника запланированы на уровне 18 миллионов гривен, что на 3,7 миллиона меньше, чем в прошлом году.
В целом, прогнозы городских финансистов касательно доходов бюджета выглядят весьма реалистичными. Впрочем, многое будет зависеть от того, насколько аккуратно выполнит свои обещания государство.
Расходы: молочные реки, кисельные берега и никаких Генпланов
Перейдём к анализу расходной части бюджета. Здесь ситуация весьма неоднозначная.
С одной стороны, практически по всем сферам наблюдается рост финансирования. Так, на 12% вырастет финансирование сферы образования, на 9% - сферы здравоохранения. Существенно увеличится финансирование сферы ЖКХ. В отличие от предыдущего проекта бюджета, предусматривающего сокращение и без того скудного финансирования этой отрасли городского хозяйства, утверждённый бюджет предполагает его рост с 77 до 108 миллионов. На 7% увеличатся доходы на транспорт, а вот затраты на ремонт дорог сократятся на 10%.
Стоит обратить отдельное внимание на департамент капитального строительства, который в 2014 году должен получить аж 49 миллионов вместо жалких 8 с половиной миллионов минувшего года. Возможно, увеличение расходов связано с планами городских властей всё-таки заняться проблемой недостроев.
Значительно возрастут социальные отчисления. Так, департамент труда и социальной политики получит почти 160 миллионов (на 17% больше, чем в 2013-м году), а финансирование службы по делам детей увеличится почти вдвое: с четырёх до 7,8 миллиона гривен.
Кроме того, больше денег потратят на защиту объектов культурного наследия (3,2 миллиона вместо 2,4). Почти три миллиона вместо 1,7 планируется потратить на инженерную защиту побережья, в частности, финансирование берегоукрепительных работ планируют расширить с 832 тысяч до 1,2 миллионов.
Увеличатся средства районных администраций – причём очень неоднородно. Так, самой «богатой» в 2014-м году будет Малиновская райадминистрация: ей положено аж 14 миллионов вместо 6,6 миллиона в прошлом году. 11 миллионов вместо 6,1 получит Суворовская райадминистрация. Приморская райадминистрация получит поменьше (10,5 миллиона), а Киевская и вовсе в аутсайдерах: лишь 7,4 миллиона. При этом если дл Суворовской и Малиновской администраций финансирование увеличится почти вдвое, то Киевская и Приморская получат лишь на 42% больше средств, чем в прошлом году. Дополнительные средства пойдут преимущественно на увеличение финансирования сферы ЖКХ.
В 2014-м году городские финансисты пошли на существенное сокращение статей расходов, куда обычно записывают средства, относимые к резервным. К ним относятся, в частности, средства, которые перечисляют на счета управления экономики и управления финансов. В грядущем году финансирование обоих этих управлений существенно сократится: на 75% и 38%, соответственно. За счёт этого высвобождается порядка 170 миллионов, которые будут пущены на другие нужды. Кроме того, гораздо меньше денег будет потрачено на разработку схем и проектных решений массового использования: всего полтора миллиона вместо 5,8 в прошлом году. По всей видимости, сокращение расходов в этой сфере связано с тем, что в 2013-м году город активно занимался разработкой Генплана. В следующем году этим, похоже, заниматься уже не будут: то ли отложат в долгий ящик, то ли будут принимать то, что уже готово. Время покажет.
Честно говоря, бюджет на 2014-й год радует – кроме всяких шуток. Если всё, что написано, будет исполнено, то целые отрасли городской жизни смогут если не вздохнуть полной грудью (например, 107 миллионов для ЖКС – это всё равно мизер, которого хватит лишь на самое необходимое), то хотя бы немного отдохнуть от жёсткой бюджетной удавки.
Нет никаких сомнений в том, что относительно благоприятный бюджет связан с приближающимися выборами президента: как и всегда в такие периоды, власть будет стремиться показать избирателям заботу, для чего со всей беспощадностью станет творить добро и причинять пользу. При этом облагодетельствованным одесситам не забудут напомнить, что всё это происходит исключительно благодаря мудрости и заботе Виктора Фёдоровича Януковича.
Но, как говорится, спасибо и на этом.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/328064.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua