20 июл, 13:44
Каждый из нас в своей жизни хотя бы раз испытывал неприятное состояние, вызванное внезапным испугом – чувство страха, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Резко учащается сердцебиение, дыхание становится коротким и прерывистым, появляется дрожь в конечностях, сухость во рту… Таким образом организм реагирует на опасность и мобилизует свои силы для ответных действий. Доля секунды – и вы готовы дать отпор нападающему или стремглав пуститься наутек от хищного зверя. Подобные реакции были спасительными для наших предков, живших многие тысячелетия назад, но в наш век ситуация немного изменилась.
Большинство хищных зверей теперь можно встретить только в зоопарке, и вызывают они при этом исключительно чувство жалости и сострадания. Но на смену бедным животным и кровожадным разбойникам пришел более коварный и бесплотный враг – постоянный стресс. Непременный спутник больших городов, стресс преследует нас повсюду – в институте, на работе, в метро, в автомобиле. И даже вернувшись домой, вы не можете чувствовать себя в полной безопасности - стресс незаметно выпускает свои щупальца, как только вы нажмете кнопку телевизора.
Организм реагирует на стресс так же, как и на угрозу жизни – повышенным выбросом адреналина – биологически активного вещества, которое называют катализатором стресса. Именно адреналин заставляет ваше сердце биться сильнее, дышать чаще и чувствовать дрожь в коленках, а также гонит мурашки по вашей спине. Дополняет «букет» симптомов стресса головокружение, чрезмерная потливость, тошнота и прочие малоприятные ощущения, которые определяются реакциями вегетативной нервной системы.
Заведует выбросом адреналина центральная нервная система, головной мозг, реагирующие на эмоциональное воздействие. Происходит это вне зависимости от вашего сознания. К счастью, подобные состояния у нормального человека с адекватной психикой случаются довольно редко - во время экзаменов, на собеседовании при приеме на работу и поддается волевому контролю.
Человек со здоровой нервной системой обычно не придает большого значения таким моментам. Жизнь на то и жизнь, чтобы иногда поволноваться, подрожать и попотеть. Более того, некоторым индивидам этого адреналина не хватает, и в погоне за острыми ощущениями они лезут в горы, прыгают с небоскребов или погружаются в пучины океана. В этом случае мобилизация организма приходится очень кстати - стресс находит выход в виде активной мышечной нагрузки, и благополучно «сгорает». Иными словами, адреналин выбрасывается не напрасно, и подобные тренировки только способствуют укреплению нервной системы.
Но если стрессовые ситуации повторяются раз за разом, то наш организм, и без того ослабленный нездоровой экологией и неправильным образом жизни, однажды может дать сбой. Сформировывается так называемый патологический стереотип поведения или патологический стереотип ответной реакции на раздражитель. Человека начинают преследовать внезапные и необоснованные приступы страха, иначе – тревоги, возникают и патологические стереотипы реакции нервной системы, которые могут выражаться в различных «неправильных решениях» головного мозга, что часто выражается в патологических реакциях вегетативной нервной системы. Такие состояния имеют общее название – Панические атаки, что не является отдельным заболеванием, а являются лишь симптомокомплексом, который входит в какое-либо психическое расстройство, чаще всего в раздел тревожных или невротических расстройств.
Иногда толчком к развитию тревожных или невротических расстройств может послужить всего лишь одно сильное негативное переживание – психотравма. А дальше – замкнутый круг, самостоятельно разорвать который подчас невозможно. Случившись однажды, приступ формирует в головном мозге «закономерность» ответных реакций, и человек начинает с ужасом ждать следующего, уверенный в том, что тот непременно случится. Психика начинает постоянно выискивать признаки угрожающей опасности, и малейшее изменение состояния организма способно спровоцировать новый приступ.
И вот тут начинается самое грустное. Вместо того, чтобы обратиться к врачу, человек начинает заниматься самолечением. Сначала – разговоры по душам с родными и близкими, затем – легкие успокоительные, далее в ход идут антидепрессанты, больной начинает избегать пугающих его ситуаций. В итоге – ухудшение качества жизни, самоограничения и мнимые запреты, депрессия. Давайте прислушаемся к мнению специалиста. Вот что думает по этому поводу врач психиатр-психотерапевт клиники Преображение Смирнов С.Н.
«Не тяни резину»
Не перестаешь удивляться, когда видишь перед собой пациентку (чуть реже - пациента), которая обратилась к психотерапевту через полгода, или даже через больший промежуток времени, после появления панических атак. За это время невроз, проделав свою типичную эволюцию, образовал разнообразные страхи, навязчивые мысли, вызвал вторичную депрессию, резко ограничил жизненное пространство человека, исключив из него те места и ситуации, в которых возникала или умозрительно могла бы возникнуть острая тревога.
Психотерапевты и психиатры, как правило, бывают последними из списка тех специалистов, к которым обращаются подобные пациенты. Сдав все существующие на свете анализы, пройдя все возможные инструментальные исследования, подчас весьма болезненные и не очень полезные для организма, отлежав пару месяцев в неврологическом или терапевтическом отделении стационара, вызвав пару десятков раз «скорую помощь», тревожный невротик, наконец, обращается к психиатру-психотерапевту, а зачастую его приводит к врачу уставший, астенизированный, не понимающий, что происходит, близкий человек.
Бывает и по-другому: «паникер» пытается заглушить, «залить» избыточную тревогу алкоголем или огромными дозами самоназначенных психотропных препаратов, и тогда на прием к врачу приходят вместе с пациентом нарастающие тревога, химическая зависимость и токсический гепатит и даже иные психические заболевания, спровоцированные приемом таких медикаментов.
Почему же пациенты так долго «тянут резину»? Почему не спешат обратиться к специалисту при первых признаках панических атак и других проявлений нарушения работы мозга? На мой взгляд, тому есть несколько причин.
Первая: психотерапия еще не стала привычным явлением в социуме, внутрикультуральным феноменом, делающим посещение врача психиатра-психотерапевта нормальным, адекватным, сложившейся ситуации, приемлемым для себя и ближайшего окружения действием.
Вторая: боязнь, что тревожная симптоматика будет расценена как признак серьезного психического заболевания с мрачными жизненными перспективами. Спешу успокоить: острая тревога и все те мучительные переживания и ощущения, которые «налипают» на нее в случае несвоевременного обращения к специалисту, относятся, в основном, к неврозам, то есть к обратимым, функциональным расстройствам психической деятельности. Для человека, относящего себя к европейской цивилизации, иметь невроз не стыдно; надо просто вместе с психотерапевтом работать над его преодолением.
Третья: чувство отчаяния и неверие (потому что депрессия), что им кто-то может помочь. Спешу успокоить еще один раз: комплексный, полноценный подход, включающий в себя индивидуальную психотерапию, проводимую, прежде всего, на основе экзистенциально-гуманистического мировоззрения с использованием нейро-лингвистических, релаксационных и бихевиоральных подходов (в настоящее время не менее эффективной считается и групповая психотерапия) позволяет в 95-98% случаев добиться полного избавления от панических атак и резко снизить тревожный фон до уровня, не препятствующего нормальной полноценной жизни. Интересно, что люди, имеющие успешный опыт преодоления невроза, становятся более мудрыми, и, как следствие, более эффективными и успешными в жизни.
И напоследок… Каждый человек вправе выбирать, как ему жить и каким ему быть. Быть ему дрожащим, зависимым, печальным существом, обитающем на становящимся все меньше, меньше и меньше, скучном и сером островке, или владеть этим многоцветным, прекрасным и удивительным миром.
Инф.resnichka.ru
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/303558.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua