15 май, 17:24
Зачем мы заводим виртуальных «друзей» и выкладываем на обозрение фотоальбомы
Социальные интернет-ресурсы существуют уже давно. Одно время буквально из каждого динамика вырывалась песенка про девушку, которая «не знает выходных и праздников, и день и ночь сидит на «Одноклассниках». Некоторые люди действительно там просто днюют и ночуют, и этот факт заставляет задуматься о психологических особенностях их личности.
Термин «социальная сеть» ввел в 1954 году социолог Джеймс Барнс. Это «универсальная система связей, удовлетворяющая потребности людей в группировании по определенным интересам». Социальной сетью может быть и клуб любителей пива, и общество анонимных алкоголиков, и собрание блондинок.
Развитие интернета привело к тому, что часть таких коммуникаций переместилась в виртуальное пространство. Весь интернет – это ни что иное, как глобальная социальная сеть. Общественные сети объединены в нем под названием «Web 2.0». Поскольку на социальных сайтах присутствует огромное количество людей, можно завести тысячу «друзей» за день или два, практически ничего о них не зная! Потратив полчаса на прогулку по сети, вы можете узнать, как выглядят спальные районы Праги, какую офисную одежду предпочитают в Берлине, а также познакомиться с различными субкультурами, о которых до этого слыхом не слыхивали. Но все же такие ресурсы привлекают пользователей вовсе не возможностью расширять кругозор.
Два в одном: благо и зло
О причинах популярности соцсетей и связанных с этим рисками мы спросили специалиста по массовым коммуникациям Бориса Александровича Кулябина.
– Борис, чем же все-таки притягивают людей социальные сети?
– Чтобы ответить на этот вопрос, задумайтесь: кто такие «одноклассники» и люди, с которыми хочется быть «в контакте»? Прежде всего, это те, с кем нас связывают общие воспоминания из школьных либо студенческих времен. Вспомните пушкинское: «что пройдет, то будет мило». Но в случае с «Одноклассниками» не обошлось без грамотного пиара: ностальгическое название сайта склоняет человека к эмоционально окрашенному действию, то есть он регистрируется на портале под влиянием воспоминаний об одноклассниках, однокурсниках, бывших сослуживцах. Если процесс общения ему нравится, срабатывает эффект «вторичной рекламы» – пользователь взахлеб рассказывает о сайте друзьям и знакомым.
– Что заставляет некоторых размещать в соцсетях всю свою подноготную?
– В психологии существует такое понятие, как пирамида Маслоу. Она состоит из нескольких ступеней. Нижние включают в себя первичные потребности – сон, еду, секс, а наверху покоится необходимость в уважении, престиже и самореализации. Исследования показывают, что потребность в уважении у большинства из нас удовлетворена на 40 процентов, самореализация – всего на 10. Это и толкает на поиски компенсации. Пользователь мыслит примерно так: «Поскольку этих людей я когда-то знал, доказать им свою ценность будет проще, чем совсем незнакомым». Если процесс демонстрации преимуществ был начат в школе, на сайте он продолжается, а если бывший двоечник и хулиган стал солидным бизнесменом, его самолюбие будет удовлетворено вдвойне. В психологии это называется «попыткой быстрого успеха». Но причиной увлечения социальными сетями может быть и стремление снять с себя ответственность за то, что происходит в реальном мире.
– Верно ли мнение о том, что такие ресурсы привлекают личностей определенного типа?
– Вовсе нет. Популярность сетей растет просто потому, что для многих такой вид связи становиться эмоционально и визуально окрашенным аналогом электронной почты, разговоров по мобильному телефону. Я считаю это новым видом самореализации.
Опасные связи
Огромным минусом любой социальной сети является то, что информацией о человеке, размещенной на портале, могут воспользоваться в своих интересах третьи лица. Известны случаи, когда кредиторы отлавливали должников через сети, назначая им встречу от имени виртуального знакомого. Имеют место случаи угроз и шантажа через социальную сеть. Кроме того, подобные сайты стимулируют любовные шалости. Ведь не каждый человек признается даже самому себе, что не прочь заглянуть на секс-портал, а общение с «друзьями» – совсем другое дело! К тому же, рекомендация знакомых может стать гарантией положительного решения этой проблемы.
Не секрет и то, что на данных ресурсах предлагаются интим-услуги. Например, одна крупнейшая российская служба знакомств после задания поискового запроса по определенным параметрам дает ссылки… исключительно на проституток! Чтобы избежать такого курьеза, необходимо просто выключить опцию «предложения интим-услуг», но знает об этом далеко не каждый пользователь.
Чтобы определить, зачем вы зарегистрировались в сети, мысленно ответьте на вопросы:
* Переписку с «друзьями» могут посмотреть близкие?
* Важны ли для вас внешние данные виртуальных «друзей»?
* Преобладают ли среди них женщины, если вы мужчина и мужчины, если вы женщина?
* Стараетесь ли вы казаться в сети лучше, чем есть на самом деле?
* Допустимо ли, что на встречу с «друзьями» поедет ваша жена (муж)?
Ответы могут оказаться настоящей лакмусовой бумажкой проверки близких отношений на прочность.
Избавляемся от сетевой зависимости
Если вы постоянно даете обещание себе или родным ограничить время виртуального диалога, но не можете совладать с собой, вот несколько советов психолога, как это сделать.
Когда потянет заглянуть в социальную сеть, вспомните о каком-либо важном вопросе и поищите в Интернете информацию на эту тему. Если вы на работе, сходите покурить или прогуляйтесь по коридору. Если находитесь дома, откройте любимую книгу, включите телевизор, позвоните близкому человеку по телефону, займитесь, наконец, уборкой. Встретьтесь с бывшим классом, курсом, либо виртуальными друзьями. Велик шанс, что после реального общения желание переписываться пропадет, или круг «друзей» сузиться – останутся лишь те, общение с которыми действительно доставляет удовольствие. Если все перечисленные методы не помогают, то выход один – жесткий внутренний запрет.
По мнению Б. А. Кулябина, когда человек сидит в сети сутками, причина этого может крыться в его комплексах и внутренних потребностях. Например, в заниженной самооценке, которая может быть связана с детскими переживаниями или хроническими заболеваниями. Лучший выход в этом случае – беседа с психологом.
Я – не я и хата не моя
Итак, если раньше интернет воспринимался как хранилище информации, то сейчас на первом месте стоят его возможности для общения.
Реальная жизнь четко определяет человека по полу, национальности, возрасту, профессии, а виртуальная не ограничена ничем! Попадая в социальную сеть, мы оказываемся в пространстве, населенном выдуманными персонажами. Ведь при регистрации можно опубликовать ложные данные и общаться от лица «мнимого Я» (или даже нескольких личностей). Жить насыщенной эмоциональной жизнью, примеряя то одну, то другую маску – что может быть заманчивей? Но с точки зрения христианства создание альтернативного образа считается дьявольщиной, а возможность бегства от себя нередко приводит к безответственности в реальных отношениях.
Известный японский психиатр Химаншу Тяги считает: «Интернет – это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится. Это может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия в реальной жизни». В результате человек, не мыслящий себя вне социальной сети, рискует разочароваться в сложном материальном мире, почувствовать себя в нём «не в своей тарелке». Последствия этого могут быть самыми разными – от непродолжительной депрессии до самоубийства. Поэтому крайне важно помнить, что нельзя допускать, чтобы сетевой ресурс проник в вашу психику и полностью овладел ею.
Инф.km.ru
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/294531.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua