Легенды киевской Оболони

15 фев, 08:40

В акватории киевской гавани стоит на вечном приколе монитор "Железняков" -- корабль, прошедший с боями в годы Великой отечественной более сорока тысяч километров по Днепру, Дону, Южному Бугу, Кубани, Черному и Азовскому морям. В честь подвига славного экипажа полуостров был назван Рыбачьим, хотя на самом деле он именуется Рыбальским островом. И не потому, что в рельефе местности что-либо изменилось. Просто киевоведы "реанимировали" ее старое название.

Внимательно присмотревшись к современному плану города, можно обнаружить ряд искусственных образований, перекрывающих днепровские заливы на севере полуострова. Они связаны со строительством Петровского железнодорожного моста (1929 г.) и автомобильной развязки перед въездом на Московский мост (1976 г.). Поэтому не исключено, что название "остров" -- вполне оправдано.
 Кстати, то же можно сказать и о Трухановом острове, расположенном напротив. На плане Киева, составленном в 1902 году городским землемером Таировым, четко обозначен широкий пролив, отделяющий Труханов от острова Муромец. Сегодня такой границы не существует.

Если Труханов остров венчает Муромец, то Рыбальский заканчивается урочищем Наталки. Оба наименования овеяны давними преданиями. Так, прежде чем предстать пред ясные очи великого князя Владимира, былинные богатыри разбивали шатры на левом берегу Днепра, чтобы достойно подготовиться к ответственной встрече. Пребывали на острове сын Никиты, бесстрашный Добрыня, ловкий и смекалистый Алеша Попович и, естественно, Илья Муромец.

А вот о Наталке ходят легенды несколько иного характера. Так звали девушку, проживающую на Оболони, на самом берегу реки. Пышная и полногрудая молочница была пределом мечтаний всех рыбаков побережья. С раннего утра и до позднего вечера к причалу Наталкиного дома подплывали лодки. И не столько ради крынки молока, сколько для того, чтобы взглянуть на хваленую красавицу.

Несомненно, название Рыбальского острова тесно связано с рыбным промыслом. Еще Нестор-летописец в своей знаменитой "Повести..." упоминал о мужчинах, ловивших здесь сетями рыбу. Видимо, тогда и образовалось в этих местах поселение рыбалок, которое так и называлось -- Рыбалки.

"Рыбалки -- это северная часть Киевоподола, примыкающая к Оболони, -- писал Николай Закревский. -- Днепровский хлам превосходно удобряет здесь огороды. И ни в каком месте Киева не растет такая прекрасная кукуруза или турецкая пшеничка, как на Рыбалках". ("Летопись и описание города Киева", 1858 г.).

Правда, историк не упоминает о старинной Рыбальской улице. Впрочем, улица эта находится не на околице Подола, а в самом центре древнего Печерска. Здесь же размещается и знаменитая торговая площадь, воспетая Николаем Лесковым в "Печерских антиках". Сегодня это Печерский крытый рынок, зато наименование улицы осталось прежним. Если оболонские рыбалки, по свидетельству Нестора, промышляли неводом, то печерские умельцы имели целую артель по изготовлению рыболовецких сетей, почему и местность, расположенную рядом, нарекли Неводичами, где по дну глубокого оврага протекал Неводницкий ручей.

Со временем ручей стал называться Наводницким, так как впадал в Днепр как раз в том месте, где между берегами веками наводили наплавные мосты. По этой дороге любил прогуливаться Шевченко, направляясь на Выдубичи на этюды. Сохранился даже набросок Наводницкого спуска, датированный 1846 годом.

Современная молодежь прекрасно знает Наводницкую балку, на склонах которой вознесся к небу жилой массив с шикарными небоскребами, именуемый в народе "Царским селом". А старые киевляне никак не могут забыть деревянный Наводницкий мост, по которому бегал трамвай №26 -- с Почтовой площади до самого "конца города", то есть до КП (ныне Ленинградская площадь).

 

Источник Информации: "Сегодня"
 Автор: Дмитрий Лавров


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/283321.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua