15 фев, 10:10
Судьба украинской газотранспортной системы (ГТС) вновь стала предметом торгов Киева с Западом и Востоком. Независимые эксперты советуют правительству не уступать России и привлечь для модернизации ГТС европейских партнеров.
Украинская газотранспортная система (ГТС) снова попала в центр внимания, и вновь встает вопрос, кто будет ее контролировать. Несмотря на заверения министра иностранных дел Украины Леонида Кожары в том, что "Газпром" больше не доминирует на украинском энергетическом рынке", в прессе появились сообщения о возобновлении переговоров Украины и России по созданию двустороннего консорциума по управлению украинской ГТС.
Некогда Кожара заявил о договоренности с руководством ЕС об ускорении процедуры предоставления Украине кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) объемом 308 млн евро. Деньги должны пойти на реконструкцию газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород". Этот проект считается первым звеном в масштабной модернизации всей украинской ГТС, стоимость которой оценивается в 5 млрд евро. Кожара настроен оптимистично относительно получения европейских кредитов, однако в ЕБРР говорят, что Украине рано радоваться и окончательного решения по кредитам еще нет.
Европа продолжает переговоры
Старший советник ЕБРР Антон Усов сказал, что во время недавнего визита в Украину президента Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти действительно речь шла о возможности участия банка и других европейских инвесторов в реконструкции украинской ГТС. Но стороны не достигли никаких договоренностей и не подписали никаких коммюнике или меморандумов. "Работа по этому вопросу продолжается, но говорить о чем-то, как о свершившемся факте, или о каких-то подписаных документах я бы пока не стал", — сказал Усов.
Таким образом, оснований для оптимизма, очевидно, еще мало. Также пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик отметил, что не имеет никакой информации об упомянутых Кожарой договоренностях по ускорению процедуры выделения кредита на модернизацию газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород".
Украинско-российский консорциум?
Еще менее ясна ситуация и вокруг переговоров Украины и России. Украинская пресса, ссылаясь на анонимные источники в правительстве и "Газпроме", сообщает о якобы существующей возможности создания двустороннего консорциума по управлению украинской ГТС в обмен на уменьшение цены российского газа для Украины. Официальные представители не опровергают и не подтверждают эту информацию.
Директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко на пресс-конференции в Киеве высказал сомнение, что Москва может быть заинтересована в создании такого консорциума. Эксперт убежден, что Россия не имеет никаких стимулов для пересмотра газовых контрактов на поставку газа Украине.
Иного мнения придерживается эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Он отметил, что в создании газотранспортного консорциума Россия как раз сейчас может быть заинтересована больше всего. Эксперт объяснил это возможностью "ухода на задний план" вопроса о строительстве газопровода "Южный поток", если Европа начнет форсировать поиск альтернативных российскому путей получения голубого топлива.
"Южный поток" теряет актуальность?
"Южный поток" не является для нас приоритетом", — сказала Марлене Гольцнер, спикер еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера. Она заявила, что Европейский Союз делает ставку на проекты, которые позволяют открыть новые источники поставок газа. А здесь действительно есть определенные сдвиги.
На днях турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, находясь в Словакии, заявил, что строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) начнется уже в этом году. Газопровод будет служить для транспортировки азербайджанского газа от грузинско-турецкой границы до западных границ Турции.
В Еврокомиссии приветствуют такую договоренность между Азербайджаном и Турцией, как важный шаг к обеспечению Европы каспийским газом. Ведь тогда европейцам удастся реализовать, скажем, сокращенный вариант газопровода "Набукко", который пройдет по территории четырех стран от турецко-болгарской границы до австрийской города Баумгартена. Рассматриваются также другие варианты соединения Трансанатолийского газопровода со странами Евросоюза, заявляют в Брюсселе.
"Все это означает, что 90 процентов средств ЕС будут направлены на развитие этих газовых маршрутов, а не российского "Южного потока", — предполагает украинский эксперт Корольчук. Именно поэтому, по его мнению, Москва пытается стимулировать уступчивость Киева с помощью политики "кнута и пряника". С одной стороны, она выдвигает семимиллиардный счет за якобы неиспользованный Украина газ. А с другой — пытается заинтересовать украинскую сторону более мягкими условиями создания двустороннего газотранспортного консорциума.
Все упирается в реформы
При этом эксперт киевского Института энергетических стратегий считает, что сегодня Россию уже интересует даже не столько украинская труба, сколько украинские подземные газохранилища. Это может, как минимум, обезопасить Украину от белорусского варианта полной потери контроля над газотранспортной системой, как отметил Корольчук.
"Но лучше было бы оставить всю ГТС себе, и договариваться с европейскими партнерами о кредитовании проектов по ее модернизации", — говорит эксперт. Он считает, что для этого необходима политическая воля официального Киева. Корольчук отметил, что только в таком случае удастся "сломать стереотип отношения к Украине, как к приложению России" и возобновить предоставление финансовой помощи со стороны МВФ. А здесь без глубоких реформ в энергетической отрасли, как уже неоднократно отмечалось, не обойтись.
По материалам: Deutsche Welle
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/283317.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua