Как граф Воронцов укладывал шоссе в Одессе

26 янв, 06:38

 

С первых лет XIX столетия, с началом администрации Ришелье и учреждения строительного комитета, в Одессе стали принимать посильные меры по улучшению проезда по улицам, кое-где едва обозначенным на местности. Эти меры выражались в прорытии канав вдоль улиц, прямо в земле. Канавы размывались, на пересечениях улиц разрушались транспортом, и сток воды по ним прекращался. Поэтому уже в 1815 году "одесский комитет признал необходимым соединить в четырех главных улицах канавы и покрыть оные плиточным камнем". Облицовка укрепляла канавы, но больным местом все же оставалось пересечение улиц. Здесь пробовали перекрывать канавы деревянными щитами, но вскоре строительный комитет констатирует: "Деревянные намости на переездах через улицы непрочны и неудобны, а потому сделать теперь переезды из больших плит, доставляемых в карантин на судах". Как видим из других документов, плиты долгое время привозились на иностранных судах, сначала в виде балласта, а позже и по заказу - мальтийские, триестинские, ливорнские. Они были небольших размеров, пригодные для облицовки канав, укладки тротуаров, но вряд ли годились для перекрытия, способного выдержать тяжесть проезжающего грузового транспорта.

Даже в тридцатилетнем возрасте "в году недель пять-шесть Одесса по воле бурного Зевеса потоплена, запружена, в густой грязи погружена". Пушкин слегка приукрасил наш город в то время, ибо и тогда, и гораздо позже улицы Одессы были погружены в грязь не только полтора месяца в году. И в своем предвидении, что "скоро звонкой мостовой покроется спасенный город, как будто кованой броней", великий поэт поспешил. Звонкой мостовой, на зависть многим другим городам, Одесса действительно покрылась, но эта метаморфоза произошла далеко не скоро. А тогда известный мемуарист Ф. Ф. Вигель писал: "...дабы посетить друг друга, все должны были идти пешком между канав и домов, а для перехода через улицы надевать длинные сапоги выше колен, сверх других сапогов и панталон. В таком бедственном положении нашел я Одессу".

В пушкинский год в Одессе начато было шоссирование улиц щебнем из местного известняка. В 1823 году была составлена "смета на устроение... двух главных торговых улиц, а именно: ведущей от Херсонской заставы до Карантинного спуска и Таможни и от сей до Тираспольской заставы... чтобы по всему пространству были в толщину по бокам восемь дюймов, а в середине или хребте один фут".

Речь, видимо, шла просто о насыпке щебня на проезжую часть. К 1826 году шоссе было устроено по улицам Херсонской, Дерибасовской, Греческой и части Екатерининской. Камень добывался в Дюковском саду и у Рибасовского фонтана, позже у Большого фонтана в Новой Слободке и на Молдаванке.

Некоторые варианты укладки шоссе из известняка считались лучшими, но ни один не оказался удовлетворительным. Приведем к этому выдержку из документа февраля 1825 года: "Сии кольца сделаны по образцовому, препровожденному от г. генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, по которым имеет быть приготовляем щебень для шоссе". Оказывается, каждый камень должен был пропускаться через габаритное кольцо, служащее измерительным инструментом. Нужно думать, что это указание было идеей самого Воронцова - строители наверняка могли бы придумать более совершенный способ определения необходимых габаритов камня.

 

Источник http://odesskiy.com


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/280635.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua