04 фев, 22:50
По мнению многих историков, до прихода на территорию нашего города атамана Герасима Кондратьева здесь уже было небольшое поселение — Сумин городок.
Формально эта была территория России, но фактически — никому не подконтрольные земли порубежья России и Речи Посполитой. Здесь оседал вольнолюбивый пришлый люд, убегавший, с одной стороны, от гнета польских шляхтичей, с другой — от русского самодержавия.
Между Речью Посполитой и Россией существовали договоренности, по которым торговым караванам по всей территории этих стран давали, говоря современным языком, зеленый коридор. Чтобы контролировать перемещение товаров на приграничной территории, Россия создала здесь свой форпост. Царь Алексей Михайлович прислал в Сумин городок во главе с воеводой Арсеньевым 52 служивых для строительства и охраны Сумской крепости.
Говоря о контрабанде, можно отметить, что с конца XVI века и до наших дней ее маршруты практически остались не изменились. Наиболее оживленное направление — Конотоп и Хутор-Михайловский. Так что, можно сказать, железная дорога московского направления проходит по исторически сложившемуся контрабандному пути.
Харитоненко и таможня
— Не зря символами таможен практически всех стран мира являются жезл и шлем древнегреческого бога торговли Гермеса, ведь таможенная политика предопределяет развитие экономики и торговых отношений государства. Так, в конце XIX столетия в царской России была установлена пошлина на ввоз импортного сахара в пределах 70-80%, в то время как на многие другие товары — около 30%. То есть, по сути, государство сделало импорт сахара экономически невыгодным занятием и способствовало развитию собственной сахарной промышленности. Этим умело воспользовались сумские сахарозаводчики Харитоненко.
В Сумском областном государственном архиве хранятся экспортные таможенные документы, заполненные представителями сахарных заводов Харитоненко.
Как свидетельствуют архивные материалы, Торговый дом «И.Г.Харитоненко съ СЫНОМЪ» вел активную внешнеэкономическую деятельность и экспорт сахара был значительной доходной частью бизнеса Харитоненко. Так как своей таможни в Сумах не было, то Харитоненко успешно экспортировали сахар через Бакинскую, Рижскую и другие портовые таможни в Германию, Финляндию, Австро- Венгрию, Иран.
Нужно отметить, что уже в XIX веке технологии таможенного оформления в России были высоко развиты: велся строгий контроль за доставкой грузов и фиксировался факт вывоза товаров за границу, а таможенные документы имели свои степени защиты (цвет сургуча, детализированное изготовление таможенных печатей), которые сложно подделать кустарными методами даже в наши дни.
Первые таможенники Сум
История же современного таможенного дела в Сумах берет свое начало в 1985 году, когда был создан первый официальный таможенный пост в нашем городе. Открытие его связано со строительством в Сумах трубного завода СНПО им.Фрунзе. Завод строила итальянская фирма «Даниели» и государство решило контролировать грузы, которые направлялись для строительства из-за рубужа. Личный состав таможенного поста насчитывал тогда всего 5 человек. В 1989 году трубный завод был достроен, но работы у таможенников только прибавилось, так как было введено декларирование грузов, которые сумские предприятия отправляли в далекое зарубежье. А 8 апреля 1992 года приказом главы Государственного таможенного комитета Украины на базе Сумского таможенного поста была создана Сумская таможня.
Инф.dancor.sumy.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/280464.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua