30 янв, 22:50
Первое появление колонн в Сумах связано с переходом от строительства деревянных зданий к возведению кирпичных стен.
После того как Сумы несколько раз серьезно пострадали от пожаров, такое решение было закономерным.
К тому же если раньше кирпичные дома были по карману немногим, то к концу XIX в. с развитием капитализма капиталы некоторых сумчан серьезно увеличились и это повлияло на внешний облик частных особняков и общественных зданий. Они стали более дорогими и пышными.
Новая знать хотела показать свое богатство, украшая фасады. При этом многие элементы заимствовались из классической, античной, архитектуры. В том числе и колонны. Если массивные колонны были почти обязательным элементом загородных усадеб, то в облике городских особняков они скромнее, часто это только полуколонны. Подобные элементы хорошо сохранились на фасаде зданий на ул. Петропавловская, 54 и 56, которые когда-то относились к усадьбе помещиков Сумовских.
Второе пришествие колонн связано с появлением в советской архитектуре стиля, получившего различные названия: «советский монументальный классицизм», «советский архитектурный ретро-спективизм» и даже «сталинский ампир». Он возник в 1930-е гг., когда укрепившейся у власти советской элите захотелось увековечить свое правление в монументальных строениях. И тогда начали строить «красиво», т.е. с размахом, пышностью, излишествами. В новом стиле были переосмыслены и переработаны стили более ранних архитектурных эпох.
После войны архитектура стала средством внушения оптимизма, уверенности в скором восстановлении страны, а монументальность сталинской архитектуры — средством пропаганды. Если в «хрущевскую» эпоху главный акцент делался на удешевление строительства, что позволяло увеличивать его объемы, то в 1930-50-е гг. строили дорого. Может быть, поэтому «сталинки» и сегодня выглядят интересно и привлекательно. В декоре зданий той эпохи можно обнаружить коринфские капители колонн, меандровые многоуровневые фризы, розеточные карнизы, растительные орнаменты.
В Сумах «сталинский ампир» проявился в облике домов-близнецов на перекрестке пр.Шевченко и ул. Леваневского, зданий в конце «Сотни», дома на пересечении улиц Петропавловской и Первомайской и, конечно же, Дворцов культуры, особенно ДК Сумского НПО им.Фрунзе.
Инф.dancor.sumy.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/280261.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua