18 янв, 07:50
В самом конце Преображенской улицы, на давнишней когда-то окраине молодого Города, были расположены рядом старые городские кладбища - первые: христианское, еврейское, караимское и мусульманское.
Здесь была похоронена вся одесская знать, первостроители Города и Порта. Здесь где-то, и никому неведомо где, лежит брат Пушкина, Лев Сергеевич. Лежат, лишенные надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года, герои Шипки и первой Мировой войны, участники всех без исключения компаний русской армии, от суворовских походов до первой Мировой и Гражданской войн.
И где-то в там земле Города лежит, выброшенный в 1949 из Успенского католического кафедрального Собора, граф, генерал от инфантерии, Александр Ланжерон, Новороссийский генерал-губернатор (1815-1822), Одесский градоначальник (1815-1820), строитель Города. На службе России с 1790 года, участник десятка компаний, в числе которых Отечественная война, поход в Европу 1813-1814 и ряд русско-турецких войн (за взятие Измаила, где был контужен, получил золотые крест и шпагу). Место, где лежат его кости, неизвестно благодарным потомкам (?).
К концу века это кладбище стало благоустроенным и зеленым парком, в нем были устроены три бассейна с днестровской водой, ... вдоль кладбищенских стен размещались красивые и уютные богадельни. Здесь были великолепные памятники из лучших пород мрамора и гранита, кованные ограды по рисункам талантливых художников, ... На могильных плитах и склепах были высечены имена, навсегда ставшие гордостью нации. Великолепной работы семейные склепы графов Толстых, Потоцких, Родоканаки, Маврокардато, Ралли, Завадских, Пашковых, Бирюковых, часовня негоцианта Анатра из шлифованного черного и розового гранита, надгробия генерала Сабанеева, графа Строганова и его сестры И. Полетики из лабрадора и розового гранита, графа Петра Разумовского, памятник графу Жаку Порро, … и чеканный шрифт еврейских надписей --- все поражало красотой отделки и значительностью имен в судьбе и истории Города.
Кладбище часто служило местом прогулки горожанам, как Александро-Невская лавра в Питере, кладбища Новодевичьего и Донского монастырей в Москве, ... Здесь, среди зелени благоустроенных аллей, можно было часами, не торопясь, ходить, смотреть, вспоминать, думать ...
После революции, в 1929-1934 годах, кладбище уничтожили, разграбили памятники, закатали в асфальт могилы, разрушили кладбищенскую церковь Всех Святых (построенную в 1819-1820, с колокольней от 1851), и теперь над их телами разбит парк, с качелями-каруселями, забегаловками, жухлой, истоптанной травой и мусором, а части кладбищенской территории стали зоопарком, стадионом и выходящей на Водопроводную улицу школой, стоящей на еврейских могилах. Само название храма говорит о том, что кладбище возникло первоначально как военный некрополь. Сохранились четыре тумбы, из двенадцати, когда-то окружавших громадный из темно-красного гранита памятник генералу Ф.Ф. Радецкому (на пятиметровой скале из красного гранита, символизирующей гору Св. Николая на Шипке, был установлен крест и бронзовая статуя генерала работы В. Шервуда). На этих тумбах были трофейные турецкие пушки компании 1877-1878, и их попирали орлы с распростертыми крыльями, гордо смотрящие во все стороны света. Разлетелись с потревоженных мест орлы и кто-то вырвал с гранитным мясом трофейные пушки. В городских достопримечательностях памятник этот значился в одном ряду с памятниками Пушкину и Воронцову и мог бы украсить лучшую площадь Города. Ведь работа
В. Шервуда - памятник гренадерам-героям Плевны и сегодня стоит в самом центре Москвы. Надгробная плита графа А.Н. Строганова, первого почетного "вечного" гражданина Города, уцелела и благополучно валяется где-то на территории стадиона "Январец" . Повезло генералу от инфантерии И.Н. Инзову, ветерану суворовских походов и Отечественной войны, Новороссийскому генерал-губернатору. Его прах стараниями болгарских колонистов был перенесен в 1846 году со Старого кладбища в столицу "Новой Болгарии", город Болград, где и поныне покоится в мире.
Хорошо, что основатель Города, Иосиф Де Рибас, в отличие от своего брата Феликса, лежит на кладбище в Санкт-Петербурге!
Хорошо также и то, что первостроитель Города, инженерный генерал Франц Сент Де Волан, лежит на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге!
Особенно хорошо, что герцог Арман Эммануил дю Плесси Де Ришелье, наш незабвенный Дюк, в 1814 году вернулся во Францию управлять тамошним кабинетом министров и лег во французскую землю, в родовую усыпальницу в Сорбонне, --- страшно подумать, что было бы, если бы его похоронили здесь, на родине, в земле и среди народа, для которых он так много сделал!
На кладбище есть святое место и разрушению не подлежит. Все они ведь там остались лежать. Когда-нибудь покаяние постучится в сердца горожан, и будет поставлена на месте маленького уродца - в виде шлагбаума изваянного карликового Ленина, часовня, знаком покаяния, памяти и примирения.
Источник http://odesskiy.com
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/279386.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua