11 янв, 18:00
В ведических канонах о растениях говорится как о живых существах. Но растения не просто живые существа - они обладают уникальной формой сознания. Приведем лишь несколько примеров. Подсолнух поворачивается вслед за движением Солнца, ладжалу (mimosa pudica) уклоняется от руки при попытке дотронуться до нее, биджапурака (citrus medica) полностью вызревает, ощутив запах шакальего жира, плоды лавали (cicca acida) начинают быстро наливаться от звука раскатов грома, а плоды манго - будучи политы рыбьим жиром. Эти примеры говорят о том, что "растения не только обладают сознанием, но и способны непосредственно реагировать на внешний мир" (так писал Чакрапани в комментариях на "Чарака Самхиту" Сутрастхана, 1.48). Если мы рассмотрим аспект панчабхаутика (пяти первичных элементов, описанных в Ведах) растений и человека, то увидим - растения и люди идентичны друг другу. Их физико-химический состав одинаков.
Основа, на которой зарождаются растения - притхви (земля). Соматическими и сенсорными качествами земли - притхвитатва - являются тяжесть и обоняние. Жизнь и рост растений обеспечивает ап - вода; соматическими и сенсорными качествами ап-таттва (или джалы) являются маслянистость, влажность и вкус. Агни (огонь или энергия) отвечает за окраску растений, за цвет кожи, за усвоение растениями различных элементов; теплота и зрение - это соматические и сенсорные качества теджа-таттва (или агни). Вайю (ветер или "двигатель") обеспечивает зарождение, деление и рост и является сущностью жизненных сил растений. Соматические и сенсорные качества вайютаттва - грубость и осязание. Акаша (пространство) составляет внутриклеточное пространство и внутренность различных шрот и отвечает за рост растения. Соматическими и сенсорными качествами акашататтва являются легкость и звук, пишет sunhome.ru
Эти качества неотъемлемо присутствуют в той или иной степени во всех панчабхаутика дравья, и из-за преимущественного присутствия того или иного махабхута о дравья говорят как о партхива, апья и т.д.
С незапамятных времен растения используются как лекарства или источник лекарства. Кроме этого, они очищают воздух и окружающую среду, абсорбируя и удаляя из атмосферы углерод, насыщая ее кислородом. Растения играют очень важную роль в формировании гигиенических привычек. Например, применяемые для очищения зубов ним, каранджа, кхадира, бакула и другие растения не только поддерживают здоровье зубов, языка и ротовой полости, но и доставляют непосредственное удовольствие своими вкусовыми свойствами.
Как отмечается в трактате "Бхавапракаша нигханту", растение харитаки используется в качестве расаяны (омолаживающего средства) на протяжении всего года: вместе с солью - во время дождливого сезона, с тростниковым или фруктовым сахаром - во время холодного и сухого сезона, с имбирем - во время влажного сезона, с пипали - во время теплого и сухого сезона и с медом - во время жаркого и влажного сезона. Окуривание дымом нима, гуггулу и подобных средств предотвращает вирусные и другие инфекции дыхательных путей. Харидра (куркума), принимаемая с молоком, облегчает течение насморка. Важную роль играют лекарственные растения и в косметике. Их используют все чаще, так как они полезны для кожи, волос и здоровья в целом, предупреждают возможные нарушения и не вызывают нежелательных или побочных эффектов. Лекарственные растения - самое главное оружие в борьбе с болезнями, но они могут воздействовать лишь тогда, когда сохраняется и используется вся их энергетика, весь заложенный в них потенциал.
Растения, приготовленная на их основе пища и лекарственные препараты оказывают влияние на тело человека в силу присущих им внутренних свойств, таких как раса (первичный вкус, возникающий в ротовой полости), гуна (качества), вирья (катаболический эффект, связанный с воздействием пищи на апудные клетки тонкого кишечника), випак (воздействие балластных веществ на рецепторы толстого кишечника) и прабхава (биохимическое действие на организм переваренных компонентов пищи). Они усиливают или уменьшают противоположные им свойства дош (интегральных управляющих принципов нейроэндокринной системы), дхату (тканей), мала (продуктов метаболизма) и всех элементов, из которых состоит тело. В Аюрведе большая часть используемых лекарств основана на компонентах растений. Они подходят большинству людей, поскольку, как правило, легко доступны, безопасны, эффективны, недороги и несложны в приготовлении. Несмотря на взрывное появление все новых и новых фармакологических препаратов, лекарственные растения продолжают активно использоваться в современной медицинской практике. Извлечение из растений их отдельных составляющих - алкалоидов, гликозидов и других действующих начал - в Аюрведе не приветствуется. Аюрведические врачи используют энергетически сильные части лекарственных растений - листья, цветы, плоды, корни, кору, млечный сок, семена или всё растение.
Сделанные на основе растений, аюрведические лекарства и пищевые добавки практически не вызывают никаких побочных эффектов и нетоксичны, в то время как применение синтетических препаратов чревато нежелательными последствиями и серьезными противопоказаниями, например, повышенной чувствительностью, толерантностью и как следствие - зависимостью от лекарственного средства, непредсказуемым взаимодействием препаратов и различными токсическими реакциями. Растительные средства лучше усваиваются, поскольку готовятся из гомологичных, естественных и живых источников. Для того чтобы доставить их в нужную часть организма и вызвать желаемое действие, их применяют разными внешними и внутренними способами, используя и по отдельности, и в составных формах, таких как порошки, соки, настои, настойки, отвары, капсулы и таблетки, примочки и лекарственные масла. Лекарственный препарат должен быть терапевтически эффективным. Силу воздействия растительного аюрведического лекарства можно варьировать от слабого до сильного. Избежать нежелательного воздействия можно правильным выбором времени, способом приготовления и приема. Опытный врач, учитывающий как степень усвоения лекарств, возраст, силу и конституцию пациента, так и состояние болезни в целом, определяет форму, время и частоту приема лекарства, дозу и анупану (жидкость, доставляющую лекарство в организм). Поэтому аюрведические лекарства, назначаемые в терапевтически действенных дозах, не только не имеют побочных эффектов, но и приносят дополнительную пользу, предотвращая осложнения и повышая сопротивляемость возможным неблагоприятным воздействиям. Они помогают здоровым людям поддержать равновесие дош (гомеостаза), дхату (тканей тела), мала (продуктов метаболизма) и оказывают омолаживающее воздействие.
Их безопасность и многоаспектное воздействие позволяют использовать их при разных состояниях и в различных целях, изменяя дозировку или анупану (форму доставки действующего начала в организм). Не существует растения, которое невозможно было бы использовать в терапии. Всё зависит от опыта и умения врача. Растения, используемые в пищу или в качестве лекарственного средства, бывают трех разновидностей, но типу их воздействия на тело: 1. такие которые используют для лечения болезней и предотвращения осложнений; 2. - в основном это вредные вещества, которых следует избегать; 3. являющиеся в основном омолаживающими и диетическими средствами, которые используются для профилактики заболеваний. Таким образом, лекарственные растения поддерживают, усиливают или ослабляют тело человека, и в основе их воздействия лежит подобие растений и человеческого тела или схожесть основных элементов вселенной. Поэтому их используют в целях предотвращения заболеваний, лечения болезней и восстановления. Шесть самых распространенных методов, учитывающих почти все факторы, необходимые для излечения болезней, называют садупакрама (лангхана, бримхана, рукшана, снехана, сведана и стамбхана). В основе их воздействия - физиологическое действие гун (потенциальных свойств) неотъемлемо представленных в лекарственных растениях.
Согласно Аюрведе, лекарство, которое при лечении одной болезни вызывает другую болезнь или побочные эффекты, несовершенно; совершенным же является то, которое исправляет или облегчает болезни, не вызывая проявлений другой болезни или осложнения ("Чарака Самхита". Ниданастхана 8.23). Сила и иммунитет зависят от оджаса человека. Поэтому при лечении болезни и подавлении неблагоприятного усиления дош необходимо сохранить и усилить оджас. Это могут сделать только те растения, которые обладают омолаживающими свойствами и способностью - устранять блокировки физиологических каналов циркуляции элементов тела. Поставив такую задачу, нужно правильно определить необходимое растение, правильно его собрать, приготовить и назначить. Лекарственные растения, предотвращая и излечивая болезни, способны заботиться обо всем, что необходимо нашему здоровью, и без их мягкой заботы невозможно представить полноценное здоровье. Но лишь тот врач может добиться успеха в лечении, который в равной степени знает и признаки болезни, и свойства лекарственных растений.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/277570.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua