В 1971 году американские ученые, находившиеся с визитом в Китае, оказались свидетелями захватывающей демонстрации древнего искусства иглоукалывания. В пекинской больнице была проведена операция по удалению кисты яичника без каких-либо современных лекарственных препаратов, за исключением обычного «предмедикативного» транквилизатора. Пациентка во время операции находилась в полном сознании, но не проявляла беспокойства. Сильная боль, которую больной обычно испытывает во время операции, была снята введением игл в определенные точки на теле женщины и осторожным их вращением.
История иглоукалывания
09 янв, 18:00
Применение древней техники иглоукалывания для анестезии является одной из причин ее повсеместного возрождения в современном Китае. Западные врачи могли сами убедиться в чудодейственной силе иглоукалывания и пришли к однозначному выводу: если это искусство на протяжении двух тысячелетий используется для снятия чувствительности к боли даже под ножом хирурга, то утверждения иглотерапевтов, что оно помогает облегчить страдания пациентов при обычных заболеваниях, следует воспринимать всерьез, пишет sunhome.ru
Возрождение иглоукалывания было одним из немногих полезных результатов коммунистической власти в Китае в 1949 году. Мао Цзедун, нуждавшийся в дешевых медицинских услугах для своих солдат и крестьян, участвовавших в народной революции, благоразумно поощрял возвращение к традиционной практике, уже более века назад вышедшей из официального употребления. С начала династии Цинь (1644-1911) соображения стыдливости все более пагубно сказывались на медицинской практике, так как считалось безнравственным раздеваться для осмотра. Особенно от этого пострадало иглоукалывание — ведь врачу требовался доступ к обнаженным частям тела больного. В 1822 году императорским декретом иглоукалывание было исключено из курса обучения в Императорском медицинском колледже, спустя сто лет республиканское правительство Чан Кайши, активно насаждавшее западные ценности и представления, предприняло попытку объявить иглоукалывание вне закона.
Хотя традиционное лечение травами в эти смутные времена превратилось в прибыльную профессию уважаемых китайских докторов, иглоукалывание смогло выжить лишь как народное средство, которое обычно практиковалось уличными лекарями, не имевшими хорошей подготовки. Но теперь оно заняло подобающее место, на котором находилось в течение многих более ранних периодов китайской истории. Эффективность иглоукалывания при лечении ишиаса, невралгии, растяжений связок, астмы, мигрени, язв, побочных последствий травм, наркомании, ангины и других заболеваний хорошо доказана. Однако данные об успешном лечения геморроя, депрессии и шизофрении еще нуждаются в подтверждении.
Возрождению древнего вида целительства способствовали сохранившиеся тексты XI-XVI веков — золотого времени иглоукалывания. Важнейший из них, «Иллюстрированное руководство, объясняющее иглоукалывание и прижигание при помощи бронзовой фигуры и ее акупунктурных точек», был написан в 1026 году великим Ван Вэй И. Этот труд служил приложением к двум учебным бронзовым моделям человека в натуральную величину на которых с большой точностью были обозначены точки иглоукалывания и прижигания — способа лечения, тесно связанного с иглоукалыванием. Для прижигания использовались сухие листья китайской полыни (Artemisia vulgaris). Им придавали форму небольших конусов, после чего прикладывали на кожу больного и поджигали. «Руководство» Ван Вэй И и особенно замечательные иллюстрации внесли ясность в беспорядок, царивший в этой области медицины на протяжении предыдущих столетий в связи с массовым производством пособий по иглоукалыванию после изобретения книгопечатания. Тексты для этих книг порой готовились каллиграфами, несведущими в медицине, поэтому положение точек иглоукалывания, а также сопроводительные комментарии часто искажались при копировании.
Ван Вэй И усовершенствовал технику иглоукалывания и реформировал систему этой терапии. В знак признания его заслуг в городе Кайфын, столице династии Сун, его труд был увековечен в камне точную копию книги Ван Вэй И водрузили на двух громадных каменных плитах (около 6 футов высотой и 22 фута шириной) Здесь можно было прочесть трактат или сделать его копию с помощью техники прижигания. Во время правления монгольской династии Юань (1260-1368), основанной ханом Хубилаем, плиты и бронзовые фигуры были перевезены в новую столицу Пекин, в Императорский медицинский колледж. Примечательно, что пять обломков оригинальных каменных плит, замурованных в городской стене, были найдены в 1971 году. Несмотря на то что прошло много лет, большую часть текста все еще можно было прочесть.
Древнее искусство иглоукалывания
В XI веке, когда Ван Вэй И написал свой классический труд, иглоукалывание уже считалось древним искусством. Однако сколько же ему лет на самом деле? Во времена династии Тан (618-906) в Императорском медицинском колледже работал главный специалист по иглоукалыванию, 10 ассистентов-учителей, 20 студентов и столько же ремесленников, изготовлявших иглы. В то время основными трудами по иглоукалыванию были «Классический труд по иглоукалыванию и прижиганию», написанный неким Хуанфу Ма (примерно 256-282), и «Нэй Цзин», чье авторство приписывалось Хуан-ди. «Желтому Императору». Согласно китайской исторической традиции, он правил за 2600 лет до нашей эры.
Сомнительно, что «Нэй Цзин» был написан более 4500 лет назад. Сам «Желтый Император», возможно, мифическая личность. Принято считать, что текст «Нэй Цзин» был составлен учеными в течение многих поколений и принял свой нынешний вид в период между II и I веком до нашей эры. Как бы то ни было, он является одним из древнейших дошедших до нас медицинских трактатов. Написанный в форме диалога между «Желтым Императором» и его премьер-министром Ци Бо, он наполнен бессистемными рассуждениями, больше связанными с даосской философией, чем с медициной. Однако весьма примечателен тот факт, что в дискуссии о медицине преобладают темы иглоукалывания и прижигания, а употреблению лекарств придается очень небольшое значение.
Таким образом, иглоукалывание и прижигание были достаточно развиты к I веку до нашей эры. Их древняя история остается неясной, однако замечательное археологическое открытие 1973 года позволило отодвинуть назад датировки китайских медицинских трактатов. Во время раскопок могилы вельможи неподалеку от деревни Маваньдуй в провинции Ху-нань были обнаружены три медицинских текста, записанные на шелке, два из которых являются подробными трактатами по прижиганию. Это захоронение относится к 168 году до нашей эры, однако стиль изложения свидетельствует о том, что они были написаны на 200 лет раньше. Самое первое упоминание об иглоукалывании, датируемое 580 годом до нашей эры, обнаружено в придворных записях, известных под названием «Анналы Весны и Осени».
Другие археологические находки подтвердили популярность иглоукалывания в последние века до нашей эры. При раскопке захоронения принца Лю Шэна (113 г. до н. э.) в провинции Хубэй был обнаружен набор из четырех золотых и пяти серебряных игл. Форма игл и количество (соответствующее «девяти иглам» традиционной акупунктуры) не оставляют сомнений относительно их предназначения. Бронзовые иглы, предположительно использовавшиеся для иглоукалывания, датируются VIII веком до нашей эры, а в классических текстах, таких как «Нэй Цзин», есть упоминания о еще более древних каменных иглах. Некоторые китайские ученые полагают, что искусство иглоукалывания берет начало в каменном веке.
Восток встречается с Западом
Рациональная основа иглоукалывания — во всяком случае, для западного мышления — так же загадочна, как и само происхождение этого искусства. Как же оно было изобретено? В трактате «Нэй Цзин» иглоукалывание предстает уже в виде целостной развитой системы, несомненно, усовершенствованной методом проб и ошибок; трудно понять лишь теоретическую отправную точку изобретения. Особенно поражает, что при лечении иглы обычно вставляют и вращают не там, где находится источник боли.
Суть воздействия иглотерапии китайцы традиционно объясняют следующим образом. Они считают, что большинство недугов в человеческом теле возникает из-за дисгармонии сущностей «инь» (духа) и «ян» (крови), частично эквивалентных женскому и мужскому началу. Предполагается, что они протекают по каналам, составляющим 14 основных «меридианов», которые проецируются в 361 точке на поверхности тела. По мнению китайцев, дисгармонию «инь» и «ян» на одном конце канала можно восстановить путем ослабления или высвобождения энергии (с помощью иглы) на другом конце. По признанию современных китайских врачей, проблема заключается в том, что причина дисгармонии кроется в не подвластных разуму силах, которые пока не поддаются изучению современными научными средствами. Нервные окончания можно изучить под микроскопом, но, насколько нам известно, единственной энергией, протекающей через нервную систему, является электрическая энергия. Едва ли можно усомниться в том, что иглоукалывание стимулирует нервные окончания и болевые рецепторы, но как это происходит, остается загадкой.
Одна из западных медицинских концепций, приблизившихся к раскрытию этой загадки, основана на «теории болевых ворот», разработанной в 1965 году Рональдом Мелзаком, профессором психологии из Макгиллского университета в Монреале, и Патриком Уоллом, профессором анатомии из Университетского колледжа в Лондоне, которые были удостоены Нобелевской премии. Согласно этой теории, боль передается в центральную нервную систему и в мозг через специфические нервные волокна. При этом в процессе одновременно участвуют другие волокна, тормозящие (ингибирующие) болевой сигнал. Оба вида волокон встречаются в спинном мозге. Болевые импульсы передаются от нервных окончаний на коже, и если бы второй вид волокон не функционировал, то мы бы ощущали боль от любого прикосновения. Если болевые рецепторы перегружаются, «входные ворота» в спинном мозге открываются и импульс боли поступает в головной мозг. Поэтому стимуляция нервов-ингибиторов такими средствами, как массаж и иглоукалывание, может ослабить боль в различных частях тела.
К 1977 году доктор Мелзак и другие исследователи определили расположение многочисленных «пусковых точек», или чувствительных участков, на теле человека. Резкое точечное прикосновение к ним вызывает характерное болезненное ощущение. Давлением на эти точки можно уменьшить боль в других частях тела. Мелзак обнаружил, что каждая «пусковая точка» соответствует традиционной точке иглоукалывания.
Теория «болевых ворот», по-видимому, находится на верном пути, но все же не раскрывает механизм иглоукалывания. К примеру, остается непонятным, почему стимуляция «пусковой точки» может дать кратковременный эффект при обычном давлении, зато при вращении иглы воздействие растягивается на месяцы или даже на годы.
Работа по теоретическому обоснованию феномена иглоукалывания продолжается. Конечно, наступит время, когда западная медицина объяснит суть этого замечательного вида целительства в своих терминах, что должно привести к полному изменению ныне существующих представлений. А пока мы многим обязаны на первый взгляд нелогичной, но успешно работающей и долговечной методике, изобретенной более 2500 лет назад.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/277332.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua