Как шум влияет на наше здоровье

24 фев, 21:58

Наше ухо сотворено природой для тихих звуков. Но многие люди слишком легкомысленно обращаются с этим замечательно чутким прибором, необоснованно веря в его несокрушимость. И в первую очередь в эту группу риска по­падает молодежь.

 

Вот одна из таких историй. Этот молодой человек не лю­бил спиртное и не курил. По утратам проходил спортив­ным шагом около десяти километров. Но всегда при нем был «Вокмен». Ему нравились громкие звуки музыки, они отвлекали его, даже, как ему казалось, заставляли ноги двигаться быстрее. Вечером он садился в машину и опять же включал на полную громкость стереосистему. Но однажды он внезапно ощутил неприятный свистящий звук в правом ухе, который не исчез и на следующий день. Диагноз врача был таким: острая перегрузка органов слу­ха. Свист в ухе был предупреждением, что шумовая на­грузка на слух превысила допустимый уровень. В течение двух недель он находился на излечении. И только в конце этого срока убийственно-раздражительный шум исчез. И хотя он расстался с «Вокменом», а в машине зазвуча­ла негромкая классическая музыка, всё равно легкий де­фект слуха остался.

 

«Мир органов слуха — это тишина. Он предназначен, чтобы слышать, как хлопают крылья синицы»,— полагает Райнер Клинке из университетской клиники во Франкфур­те. Так что наши уши никак не рассчитаны выдержи­вать нагрузку кузнечного молота-пресса. Ведь некогда остро­та слуха была связана с вопросом жизни и смерти.

 

Для наших далеких предков шум бури, обвалов, грозы был исключением из правил. Для нас же шум и грохот ста­новятся повседневной реальностью.

 

В последние сто лет уровень шума в европейских сто­лицах возрос в семь раз.

 

Уровень звука в 85 децибел уже опасен. Это примерно соответствует шуму газонокосилки. И уже при этом уровне возникает опасность, что чувствительные волоски во внут­реннем ухе склеются, а слуховые клетки отомрут. Если погибнувших клеток становится много, то пострадавший на­чинает постепенно погружаться в мир без шелеста листьев и жужжания пчел. Если не принять меры, то отомрут все 30 тысяч слуховых клеток, и тогда человек остается один на один с абсолютной тишиной.

 

Впрочем, проблемы для людей с дефектом слуха появ­ляются гораздо раньше. Первый сигнал они получают в многолюдном застолье. В кругу друзей у этих людей появ­ляются трудности, когда они пытаются из многоголосья расслышать хотя бы один отдельный голос. В то время как другие смеются над шуткой, страдающие нарушением слу­хового восприятия, пропускают ее, начинают переспра­шивать, что, конечно же, мало кому нравится. Отсюда и начинается социальная изоляция и одиночество.

 

«Без слуха человек плохо ориентируется, ему, к примеру, непросто определить, стоит ли кто-нибудь за спиной или нет, и что там вообще происходит»,— говорит Экхард Хоффман из группы исследователей по проблеме слуха, что в универ­ситете в Гисене.— «Глаза воспринимают лишь ограни­ченный отрезок мира. Поэтому глухие чаще страдают от душевных расстройств, чем слепые. И это совершенно не­верно, что глаза для человека важнее, чем уши. Приборы для усиления слуха никогда не смогут восстановить слух так равноценно, как очки — зрение».

 

И все же многие верят, что их слух несокрушим, безза­ботно относятся к его перегрузке со стороны, да и сами не­редко создают ее. Достаточно хотя бы упомянуть вклю­ченную на полную мощность радиоточку или магнитофон.

 

Мотоциклы на улицах тоже не стали бесшумнее. На са­мого же водителя отрицательно влияют рев мотора и ветра. Грохот на дискотеках приблизительно соответствует уровню шума в огромной кузнице. А тот же «Вокмен» воспроиз­водит шум, равный гулу стартующего бомбардировщика, от которого вы удалены всего на 200 метров. Некоторые ребята рассказывали, что не раз в их автомобилях вылетали стекла, когда они врубали на всю громкость свои стерео­системы.

 

Когда где-либо гастролирует рок-группа, то ближайшая клиника нередко получает новых пациентов. Петер Плэз го­ворит: «Как правило два посетителя этих концертов получают серьезные повреждения слуха. Нередко эти поврежде­ния оказываются полностью невосполнимыми. Но как сами рок-музыканты выдерживают это адское давление децибел на уши? По этому поводу еще нет серьезных исследований. Лишь некоторые музыканты признаются, что на своей рабо­те они лишились слуха».

 

Один американский гитарист сказал, что с 18 лет он перед каждым концертом затыкает правое ухо, и добавил, усмехнувшись, что с помощью левого он уже не может вести телефонных разговоров.

 

Норвежские исследователи опубликовали данные, что среди молодых рекрутов каждый третий имеет дефект слуха.

 

В целом же исследования в Германии показали, что у двух процентов молодых, проживающих в крупных городах, слух на уровне 60-летнего возраста. Что они слышат, можно представить, если заткнуть уши пальцами. Каждый седьмой житель европейских столиц плохо слышит, а это целая армия полуглухих.

 

Сильные шумы сопутствуют и некоторым видам спорта, и особенно стрельбе. Многие ветераны, которые не поль­зовались наушниками, ныне плохо слышат, если не поте­ряли слух полностью.

 

Мощный грохот может приводить и в состояние опьяне­ния, кайфа. Адреналин в крови увеличивается, сердце бьется чаще, мускулы напрягаются. Это своего рода воз­буждающий наркотик. Поэтому воздействие шума не оста­ется без последствий. Чем сильнее шум, тем сильнее он вредит нашему телу и нервной системе. К шуму невозмож­но адаптироваться. Высказывания людей, живущих непода­леку от аэропорта, что они, привыкнув, не воспринимают гул двигателей воздушных лайнеров, просто наивны. Да, шум вытесняется нашим сознанием, но организм по-преж­нему реагирует на каждую стартующую или приземляю­щуюся машину.

 

При каждом пятидесятом случае инфаркта шум являет­ся главной причиной болезни. Относительно недавно аме­риканцы грохотом рок-музыки, несшимся в течение десяти дней из мощных усилителей, расставленных вокруг по­сольства в Ватикане, вынудили скрывающегося там Панам­ского лидера — генерала Норьегу — покинуть свое убе­жище. Не лишне пояснить, что при всех своих отрица­тельных качествах этот бывший диктатор был тонким це­нителем классической музыки и нетрудно вообразить, ка­кие муки он испытывал, слыша беспрерывную какафонию из усилителей.

 

Шумом можно убить. Это, в частности, было известно в древнем Китае. Именно с помощью искусственного грохота казнили преступников. К сожалению, современный чело­век добровольно делает все, чтобы шум и грохот подорвали его здоровье, сократили жизнь.

 

Инф.wbc2t.ru


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/246706.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua