Почему правительственная комиссия Польши не назвала виновных в гибели президента Леха Качиньского

04 авг, 13:00

В Польше был опубликован долгожданный отчет по итогам расследования обстоятельств гибели президента Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском. Несмотря на то, что прошло 15 месяцев, виновные так и не были названы.

В минувшую пятницу в Польше был опубликован долгожданный отчет по итогам расследования обстоятельств гибели президента Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года.

В докладе правительственной комиссии, опубликованном спустя 15 месяцев после катастрофы, так и не было однозначно указано, кто, по мнению польской стороны, виновен в гибели президентского Ту-154.

Такой подход властей, а также реакция оппозиции и СМИ показали, что споры о гибели Качиньского окончательно перешли в Польше в политическую плоскость, пишет Константин Бенюмов для Ленты.Ру
Смоленск и выборы

В авиакатастрофе под Смоленском вместе с президентом Лехом Качиньским погибли 95 человек. В их числе были представители высшего руководства Польши, как гражданского, так и военного, а также ряд видных политиков, среди которых были и вероятные кандидаты на будущих президентских выборах.

Гибель президентского самолета имела для политической жизни Польши колоссальные последствия. Страна в одночасье лишилась действующего президента и двух его потенциальных соперников, выборы главы государства пришлось проводить досрочно, а их фаворит, спикер Сейма Бронислав Коморовский, был вынужден принять на себя президентские полномочия раньше, чем предполагал, и при совсем иных обстоятельствах.

В результате сами выборы, в которых либерал Коморовский, как ожидалось, должен был уже в первом туре с легкостью обойти и консерватора Леха Качиньского, и всех других оппонентов, превратились в тяжелейшее противостояние, в котором экс-спикер с огромным трудом одержал победу по итогам двух туров.

Соперником Бронислава Коморовского стал брат погибшего президента и в прошлом премьер-министрЯрослав Качиньский. О своем участии в выборах он объявил вскоре после авиакатастрофы, результатом которой стал резкий рост популярности консервативной партии братьев Качиньских "Право и справедливость". До 10 апреля мало кто верил, что Леху Качиньскому удастся хотя бы выйти во второй тур, однако на волне сочувствия к погибшему президенту его брат смог набрать на выборах почти 47 процентов голосов избирателей.

Население страны, таким образом, разделилось практически поровну. Более того, раскол отчетливо прослеживался не только политически, но и географически - либеральную "Гражданскую платформу" Бронислава Коморовского поддержали жители западных воеводств Польши, а "Праву и справедливости" свои голоса отдали жители востока страны. Иными словами, выборы показали, что особенной популярностью консервативные постулаты партии Ярослава Качиньского пользуются у поляков, проживающих вблизи границ бывшего СССР.
После выборов

Неприязненное отношение к ближайшим соседям, в том числе и к России, всегда было одной из характерных черт "Права и справедливости". Гибель Леха Качиньского лишь усилила подозрительность правых. Кроме того, после катастрофы под Смоленском традиционалистски настроенная часть польского общества смогла сплотиться. Несмотря на то, что партия Качиньского осталась в оппозиции, она вновь заявила о себе как о влиятельной политической силе. При этом вопрос о гибели президента прочно закрепился в партийной риторике "Права и справедливости".

В течение 15 месяцев, прошедших с момента катастрофы, консерваторы дежурно обвиняли власти в том, что они затягивают с расследованием, избегают конфронтации с Россией и вообще слишком трепетно относятся к заявлениям Москвы, будто бы в гибели Леха Качиньского повинны польские пилоты, решившие сажать самолет несмотря на погодные условия.

Ярослав Качиньский первым осудил выводы доклада, подготовленного российским Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), в котором утверждалось, что вины наземных служб аэродрома "Смоленск-Северный" в гибели президентского Ту-154 нет. Сообщения о том, что польские пилоты допустили ошибку, глава консерваторов объявил "непатриотичными" и "наносящими удар по репутации Польши". Когда возможность ошибки экипажа признали в польском правительстве, консерваторы тут же разразились в адрес властей очередным потоком гневных тирад. Доходило до того, что Качиньский прямо обвинял правительство в гибели брата.

Если допустить, что взгляды Качиньского в той или иной мере разделяют 47 процентов поляков, проголосовавших за него на выборах, то логично, что игнорировать мнение столь внушительного количества соотечественников правительство не в праве. В результате министры оказались заложниками общественного мнения - вопрос о гибели президента и так не может не быть болезненным, а в условиях, когда от каждого неосторожного шага зависит политическое будущее польских либералов, действовать приходится с удвоенной осмотрительностью.

Поэтому правительство с самого начала избегало резких формулировок и однозначных выводов, предпочитая говорить о комплексном подходе, разделении ответственности и общих интересах России и Польши в расследовании. С одной стороны, осторожные заявления министров смотрелись на фоне громогласных и агрессивных выступлений Ярослава Качиньского достаточно выигрышно. С другой - в ответственный момент такая тактика себя не оправдала.
 
Опубликовать и забыть

Доклад, опубликованный комиссией во главе с министром внутренних дел Ежи Миллером, получился беззубым и бесполезным. Его авторы хотели угодить всем участникам политического процесса. Очевидно, в правительстве надеялись признать часть вины за польской стороной, уволить как бы в связи с публикацией отчета, а как бы и просто так нескольких министров (первым из них стал глава Минобороны Богдан Клих; вероятно, последуют и новые отставки, ожидается, что премьер-министр объявит о них в течение недели), указать на ошибки, допущенные российской стороной, сделать общие выводы, помириться и поскорее начать думать о чем-нибудь хорошем.

Реакция оппозиции оказалась более чем предсказуемой. Представители "Права и справедливости", которые еще до публикации доклада назвали его попыткой властей "поддержать русскую пропаганду", сразу же после выхода отчета объявили его лживым. Позицию партии сформулировал депутат Сейма, бывший министр внутренних дел Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz): "Это не доклад, а просто-напросто вранье Миллера".

По мнению Мачеревича, из доклада ясно следует, что единственными виновными в гибели самолета Качиньского были поляки. Кстати, "Право и справедливость" обещает в скором времени опубликовать результаты собственного расследования катастрофы под Смоленском. В двух частях "белой книги", которые уже были обнародованы в конце июня 2011 года, перечисляются имена польских политиков и чиновников, виновных в катастрофе. Ожидается, что в финальной части документа основная ответственность за случившееся будет возложена на Россию.

Депутат Европарламента и бывший глава минобороны социал-демократ Януш Земке (Janusz Zemke) в связи с докладом заявил о необходимости отставки министров, возглавляющих ведомства, работа которых касалась обеспечения безопасности президентского рейса. 1 августа к отставкам в правительстве призвали и в партии "Право и справедливость".

Польские СМИ, реагируя на публикацию отчета, разделились в строгом соответствии с политическими пристрастиями. Выводы правительственной комиссии (и вообще действия властей) поддержали лишь либеральные издания, вроде Gazeta Wyborcza. Ее главный редактор Адам Михник (Adam Michnik) в колонке, озаглавленной "Честный доклад", заявил, что выводы комиссии будет трудно принять и Польше, и России, однако эти выводы являются справедливыми. По его словам, в докладе честно и непредвзято перечислены все обстоятельства, приведшие к гибели президентского самолета. "Отчет был для правительства экзаменом, и можно смело сказать, что этот экзамен правительство выдержало", - резюмирует Михник.

Умеренно консервативная Rzeczpospolita выразила в связи с докладом куда меньше восторга. В статье "Не обижайтесь на министра Миллера"отмечается, что задачей польской комиссии было не спихнуть вину на Россию, а объективно установить обстоятельства гибели президентского самолета. Тем не менее, авторы пишут: "Мы потеряли президента. Если бы русские действовали более профессионально, этого, возможно, не произошло бы. Но над действиями русских мы не властны".

Наконец, консервативная пресса единодушно осудила выводы комиссии. Самый яркий пример - газета Nasz Dziennik, которая пишет, что польская комиссия пользовалась во время расследования показаниями приборов Ту-154, предварительно подтасованными специалистами МАК.

Объясниться придется

Иными словами, никаких неожиданностей реакция польской прессы не преподнесла - если не считать удивительного текста в относительно умеренной Wprost, автор которого на полном серьезе доказывает, что Россия была заинтересована в гибели польского президента.

По-настоящему неутешительной оказалась реакция общественного мнения. Если верить опросам, менее 30 процентов населения Польши сочло доклад удовлетворительным, в то время как почти полстраны заявили, что выводы документа их не устраивают (любопытно, что, по данным опроса, проведенного"Польским радио", негативно отчет правительственной комиссии расценили чуть более 47 процентов респондентов; сравните с 47 процентами избирателей, поддержавших на выборах Ярослава Качиньского). Кроме того, 33 процента опрошенных высказались в пользу новых отставок в правительстве, а 23 процента настаивают на увольнении лично премьер-министра Дональда Туска.

В совокупности эти результаты означают одно: в ближайшее время правительству понадобится дать более удовлетворительные объяснения своей позиции относительно обстоятельств катастрофы под Смоленском. О том, насколько убедительными окажутся эти объяснения, можно будет судить достаточно скоро: ближайшие парламентские выборы должны состояться 9 октября.

Пока же получается, что все нынешние старания правительства не утратить минимального преимущества, закрепленного в ходе прошлогодних президентских выборов, в лучшем случае не увенчались успехом, а в худшем - достигли обратного эффекта. Попытки властей не злить общественное мнение понятны, да и усилия избежать конфликта с Россией - необходимы и достойны уважения со стороны Москвы (ждать подобной доброжелательности от консерваторов в случае их прихода к власти явно не придется). Однако на сегодняшний день официальной Варшаве в равной степени не удается ни то, ни другое.

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/235469.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua