28 фев, 05:00
Многие из нас считают, что продолжительность жизни зависит от здорового образа жизни, от правильного питания, генетики и т.д. В парадигме здорового образа жизни никогда не отводилось место умственной деятельности, нагрузке на мозг. Мало того, многим пожилым людям, больным, перенесшим инсульт врачи часто советуют эту нагрузку уменьшить. Научный руководитель Института мозга человека РАН академик Наталья Бехтерева уверена в обратном - внутренняя сила мысли, процесс творчества могут не только помочь преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь. И это не просто теоретические размышления, а плод многолетних исследований мозга человека. По сути, речь идет о совершенно новой идеологии поведения, когда повседневный умственный труд становится необходимостью - как пища, вода, движение, сон. А высокий уровень интеллекта можно рассматривать как одно из обязательных условий полноценной жизни, пишет sunhome.ru.
О том, каков механизм влияния умственной нагрузки на организм, о научном аспекте проблемы, академик Бехтерева собирается рассказать в своей вступительной лекции на Всемирном психофизиологическом конгрессе, который в 2008 году впервые пройдет в нашей стране.
Однако это не только научная проблема, она касается каждого человека, поэтому мы и публикуем статью, которую Наталья Бехтерева написала специально для "МН".
Специалисты совета по медицинским исследованиям Великобритании проследили за состоянием здоровья более тысячи человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям. Смертность людей, которые на протяжении жизни занимались умственным трудом, оказалась в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал подобной нагрузки. Так ли это? И можно ли при помощи интеллектуальной работы продлить свою жизнь?
Ставьте перед собой сверхзадачи!
Мы часто слышим: "Мне поздно учить иностранные языки, осваивать компьютер". А что если выжить без этого становится все труднее? Чужая языковая среда и не только языковая? Стена, которую надо обойти или разрушить?
Долголетние наблюдения показали, что под влиянием подобных сверхзадач постепенно восстанавливаются те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Эти представления о безвозвратной утрате возможностей, и прежде всего творческих потенций, как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанных со старением. На своего рода "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в областях, связанных с умственным трудом.
Однако обобщение моего опыта в науке, и в психофизиологии в частности, дает мне основание утверждать, что творческий потенциал мозга человека можно увеличивать (прежде всего самим творчеством), восстанавливать, поставив перед собой творческую сверхзадачу, и что восстановление творческого потенциала, вплоть до оптимального его состояния, возможно практически независимо от возраста.
Ренессанс творческого потенциала возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом - тотальной активацией при встрече с каждой новизной, широко изученным ориентировочным рефлексом "что такое?". Ренессанс разовьется при важной, неотменяемой "встрече" индивидуума со сверхзадачей.
Что это такое? О какой сверхзадаче идет речь? Это задача, выполнение которой (постепенно или вдруг) стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо - чего не избежать. При этом результат нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат - сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями - мозговой творческий потенциал активируется, и вот уже не сразу, но скоро думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой, такой или почти такой, какими были прежние задачи, тогда, когда проблемы "могу или не могу" не существовало. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а "забитую" дверь - в свое возрождение, вернулся в свой рабочий возраст.
Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, "матрицы решения" нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Важнейшим механизмом в развитии творческого ренессанса, как я полагаю, является именно прорыв через стереотипы, частичный или более-менее полный отход от них в мыслительной деятельности, при естественном сохранении бытовых стереотипов. При этом в мозге - и одномоментно, и последовательно - вовлекается в работу все большее количество нервных структур.
Уточним еще раз: мы говорим о творческих сверхвозможностях мозга человека как наиболее значимых. Ренессанс в данном случае означает восстановление именно творческого потенциала мозга, важнейшего его свойства, к которому остальные обязательно "прилагаются" и которое одновременно активизирует биологические возможности. Человек постепенно и далее с ускорением переходит от "покоя стереотипов" к радости творчества.
С другой стороны, сейчас в эксперименте показана возможность не просто улучшения, но и восстановления памяти при воздействии на определенные структуры мозга. При этом описаны морфологические основы этого явления, связанные с улучшением памяти, возможностью восстановления долгосрочной памяти и обучения, в том числе при атрофиях мозга. Это вселяет надежду на увеличение возможностей коррекции состояния мозга. Хорошая память очень удобна, но не абсолютно обязательна, хотя ее попутное восстановление при выполнении сверхзадач обычно происходит.
Анатомия творчества
А теперь конкретный опыт того, что же особенного делает творчество с мозгом и что в конечном счете могло бы привести к массовому долгожительству творческой интеллигенции.
Изучение организации и механизмов мозга, связанных с творческими процессами и важных для него, - самостоятельная задача фундаментальной науки о мозге, предполагающая множество практических выходов. Мы ее поставили и разрабатываем в различных аспектах. Однако в данном случае это еще и мини-модель к "сверхзадаче" и ее мозговому решению, модель того, что же в этой ситуации происходит в мозге такого, что отличается от выполнения нетворческой задачи или даже стереотипа. И может быть, даже того, как стереотип уводит человека от возможного ренессанса...
Творчество всегда возникает в процессе какой-то деятельности; правильно также сказать, что творчество поднимает любую деятельность на качественно новый уровень, вовлекая дополнительные возможности мозга. Творчество очень трудно, если не невозможно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки современное сочетание психологических подходов и новых технологий позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом.
Уже простейшие модельные творческие задачи вызывают дополнительную активацию большого количества зон мозга, а что касается сверхзадач - вероятно, огромного. Это отличает их от нетворческих задач, решение которых может происходить и при использовании стереотипа.
Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности (personality). В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д.
Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны.
Никак не отрицая огромную пользу и необходимость физических тренировок, правильного питания, считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга.
Эффекты стимуляции различных мозговых образований в эксперименте на животных давно и широко представлены в научной литературе, а вот проявления в психической сфере человека при локальном воздействии менее изучены. Поэтому стоит упомянуть об исследованиях сотрудника нашей лаборатории Владимира Михайловича Смирнова, имеющих прямое отношение к этой проблеме. Во время сеанса стимуляции в лечебно-диагностических целях определенного участка мозга у больного паркинсонизмом он наблюдал более чем двукратное увеличение объема краткосрочной памяти. Чтобы контролировать состояние больного до, во время и после процедуры, его просили выполнить различные психологические пробы. Сразу после стимуляции пациент начал запоминать 15 и более цифр (до стимуляции - семь). Это была искусственно вызванная "сверхвозможность памяти". Мы не знали тогда, есть ли побочные реакции этого эффекта и "вернули джина в бутылку" немедленной стимуляцией тормозящей структуры мозга. Однако стали широко использовать лечебные электрические стимуляции при различных неврологических заболеваниях.
Человек с новыми возможностями
О сверхвозможностях мозга известно давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Люди такого рода оцениваются как обладатели талантов и даже гении. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются не только творения гениев, а и так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. В жизни не только гения, но и обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много ценного.
Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве по крайней мере многих, если не всех, его механизмов сейчас на грани "перехода в качество", на грани целенаправленного воспитания человека с новыми возможностями. Хотя переход от познания закономерностей природы к разумному их пользованию не всегда быстрый, не всегда легкий и всегда тернистый. И все же, если подумать об альтернативах - жизни в ожидании ядерной, экологической катастроф, глобального терроризма, - понимаешь, что как бы ни был труден этот путь, он наилучший.
В возрасте, который обычно определяется как творческий, не только сверхзадача, но и менее значимый запрос становятся тем толчком, за которым следует развитие процессов в мозге, обеспечивающих решение этой задачи. А много позднее, когда кажется, что "праздник жизни" позади, все происходит более постепенно, почти так, как наращивают мышцы при специальных тренировках.
Сверхзадачи могут раскрыть таланты в детстве и юности, изменив все последующее течение жизни. К сожалению, они могут и сломать жизнь незрелого молодого человека, не прошедшего фазу становления принципиально важных решений, а возможно, и в связи с труднопреодолимыми генетическими факторами. Вместо раскрытия позитивных возможностей в этом случае следует развитие тяжелого невроза и более серьезных осложнений. Так что встреча юного индивидуума со сверхзадачей может оказаться жизнеопределяющей, но не всегда позитивной. Но я хочу заострить внимание на пожилом возрасте. Здесь, конечно, возможен нулевой вариант - "отказ" от решения, но вот негативный результат маловероятен.
Опасность стереотипов
Сверхзадача вызывает целую гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных ("не могу", "поздно" и т.д.). Но независимо от первоначального знака эмоций под ее влиянием состояние мозга меняется, и, как правило, процесс развивается при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль - состояние мозга - состояние организма".
Стереотип в жизни - фактор исключительно полезный, ее облегчающий: он полезен в целом ряде работ, требующих точнейшего многократного повторения одинаковых последовательностей, действий. Именно такой тип труда широко используется в высокотехнологичной Японии. Любое отклонение от стереотипа, "улучшение" процесса, по крайней мере первоначально, приведет к браку. Стереотип силен, и на его страже стоят даже базовые механизмы работы мозга.
СПРАВКА
В 1978 г. ведущие исследователи мозга из разных стран решили объединиться и организовали Международную психофизиологическую организацию. Это было веление времени, поскольку тогда наука начала активно изучать психику человека в связи с процессами, происходящими в мозге. В 1982 г. эта организация, получившая аббревиатуру I.O.P., приобрела официальный статус при ООН.
Сегодня I.O.P. поддерживает отношения с более чем 2 тыс. научных институтов и лабораторий во всем мире и объединяет ученых из 49 стран. В ее совет входят такие известные исследователи мозга и психофизиологи, как Хосе Дельгадо (Испания), Наталья Бехтерева (Россия), Ристо Натаанен (Финляндия), Карл Прибрам (США) и другие. Конгрессы I.O.P., названные ее основателями Константином и Хелен Мангина "Олимпиадами исследователей мозга" ("Olympics of the brain"), проходили в разных уголках планеты - от Канады до Австралии. Следующий, 14-й конгресс впервые пройдет в России, в Санкт-Петербурге, в будущем году.
КСТАТИ
Магия науки
Елена Кокурина
Книга Натальи Бехтеревой "Магия мозга и лабиринты жизни", вышедшая третьим изданием, пользуется необычным для подобного рода литературы массовым спросом. Она в ряду бестселлеров в крупных книжных магазинах и продается практически повсюду - в академических киосках, на книжных развалах, в аэропортах, на вокзалах. Некоторые коллеги Бехтеревой считают, что это не очень лестно для академика. Но это, как правило, те, кто "запер" свою науку в лаборатории, высокомерно оберегая ее недосягаемость.
Многие читатели называют этот академический труд очень по-домашнему, просто "книжка Натальи Петровны". Формулы, термины, графики, научные слайды уложены в новый жанр, созданный Бехтеревой, который можно было бы назвать "народный научпоп". В этой книге есть все, что интересует людей: и точное описание исследований мозга, и рассказ о жизни, и размышления о непонятном, и научный прогноз.
Примечательно, что читателей привлекает не только глава "Зазеркалье", рассказывающая о паранормальных явлениях: "Насколько может увлекаться проблемами мозга и тайной мозга обыватель, настолько я им увлекаюсь. Первая редакция книги прошла мимо меня, а второй вариант попал на днях мне в руки. Что же там? Жизненный опыт человека, который прошел через репрессию родителей, детский дом, войну, пришел в науку, создал институт и шаг за шагом осваивал неизведанную до этого область, открывая в человеческом мозге что-то новое. Ведь чем больше человек познает мозг, тем ближе он к разгадке секретов вселенной и мироздания. Автор передает свой опыт, делится своими мыслями и пронизывает их медицинскими знаниями, объясняя какие-то процессы и поступки людей реакциями мозга", - пишет в интернете 25-летний Влад Бармичев. А совсем недавно Бехтеревой в институт дозвонилась читательница, огорошившая ее признанием: "Ваша книга для нас с мужем, как виагра..."
E-NEWS
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/227684.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua