07 фев, 09:55
Украина встретила 2011 год грандиозными планами на успешное развитие двусторонних отношений с Евросоюзом. Даже несмотря на осторожную критику украинских властей со стороны ЕС, в целом динамика развития отношений оставалась для нас позитивной. Но в последнее время критика в адрес Украины становится все более резкой. Дошло до того, что ЕС официально заявил, что больше не делает ставку на Украину.
"Украина была лучшим учеником класса в регионе два года назад. Но это больше не так", - заявил президент Европарламента Ежи Бузек.
Президент ЕП добавил, что обеспокоен ухудшением ситуации относительно свободы слова и свободы СМИ. "Я обеспокоен последними тенденциями использования уголовного кодекса для запугивания лидеров оппозиции. В этой связи возникает вопрос о независимости судебной власти и прозрачности верховенства закона", - отметил он.
Вместе с тем, президент Европарламента сделал очень обидное для Украины заявление. По его словам, теперь надеждой региона является Молдова.
Реакция последовала незамедлительно. Посол Украины при ЕС Константин Елисеев заявил, что Е.Бузек был несколько эмоционален, когда заявил о своей обеспокоенности ухудшением состоянием свобод в Украине.
На самом деле – в стране все спокойно. Более того, за последний год, по словам К.Елисеева, Украина достигла значительно большего прогресса, чем за предыдущие 5 лет.
Все бы ничего, но Е.Бузек далеко не первый, кого настораживает ситуация в Украине. Так, например, еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле фактически предупредил Президента Украины Виктора Януковича о возможном "замораживании" отношений между Украиной и ЕС, если украинская власть и в дальнейшем будет отходить от демократических ценностей.
При этом в ЕС отметили, украинская сторона оказалась подготовленной ко всем ремаркам комиссара. "Украинское руководство приняло образ школьника, понимающего, что он провинился, однако продолжающего играть роль невинного и наивного ребенка", - сообщил один из участников переговоров со стороны ЕС.
По его словам, как только представитель Евросоюза выразил беспокойство по поводу уголовного преследования оппозиционных политиков, украинские визави сразу же парировали: но вы ведь сами призываете к правосудию, вот мы и действуем в русле ваших призывов.
Он также добавил, что ситуация в Украине пока не достигла того рискованного уровня, когда нужно переходить на язык санкций. Вместе с тем, по его словам, нынешней реакции ЕС достаточно для того, чтобы в Украине осознали: закрывать глаза на внутриполитические проблемы страны, выбивающей у стран-участников европейского союза четкую европерспективу, никто не будет.
Собственно, глаз никто и не закрывает. Совет Европы уже усомнился в желании Украины побороть коррупцию. Венецианская комиссия заявила, что она обеспокоена некоторыми нормами закона о судоустройстве и статусе судей, раскритиковала проект закона о свободе собраний в Украине и потребовала "перезагрузить" политреформу. И уж совсем ей не нравится тенденция к концентрации в руках Президента. Американская правозащитная организация "Freedom House" впервые за последние годы понизила статус Украины до "частично свободной". В ежегодном рейтинге свободы слова, составляемом международной организацией "Репортеры без границ", Украина опустилась на 42 пункта (с 89-го на 131-е место).
Но у нас упрямо продолжают утверждать, что все хорошо, просто Украина, таким образом, уверенным шагом движется по тернистому пути евроинтеграции.
Надо признать, что этот путь не только тернист, но и очень извилист. Упомянутый посол Украины при ЕС заявил, что "новое украинское лидерство доказало, что имеет достаточную смелость, чтобы признать, то европейская интеграция не делается в Брюсселе". Более любопытный вариант некогда предложил глава МИД Константин Грищенко. По его мнению, интегрироваться в Европу нужно через Россию. Потому что "без нормализации отношений с Россией не имеют шансов ни европейская интеграция Украины, ни ее европеизация". Теперь эта мысль получила продолжение. В своей статье "Европа оставленных наедине" в немецкой газете "Suddeutsche Zeitung" К.Грищенко уточнил, что новая украинская внешняя политика основывается на видении очевидного: мы рассматриваем себя как пилотный проект будущей, по-настоящему единой Европы. И даже пояснил, почему: по его мнению, так же, как восток и запад Украины со своими разными историческими традициями должны сблизиться, запад и восток континента должны превратиться из двух частей в одно целое.
"Поскольку мы отошли от старой мантры ("или мы будем членом НАТО, или нас поглотит Россия"), мы освободили Европу от политического балласта, который бы в худшем случае привел к новой "холодной войне", - резюмировал он.
Кроме того, стоит отметить, что ранее в ЕС очень осторожно высказывались по поводу подписания соглашения о безвизовом режиме. Однако договоренность о зоне свободной торговли, по предположениям представителей Европы, была намного более реальной перспективой.
Так, например, Ш.Фюле не так давно заявил, что Брюссель имеет большой оптимизм относительно завершения переговоров о создании зоны свободной торговли к лету этого года. У нас, традиционно, на этот вопрос смотрели более оптимистично. По прогнозам В.Януковича, Украина и Евросоюз в 2011 году уже подпишут соглашение не только о зоне свободной торговли, но и о безвизовом режиме. И вот неожиданно глава Администрации Президента Украины Сергей Левочкин признал, что полноценная зона свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом - это дело многих лет. Но пообещал, что правительство приложит максимум усилий для того, чтобы это произошло как можно быстрее.
Впрочем, если обеспокоенность ЕС по поводу ситуации с внутренней политикой Украины и дальше будет нарастать, то ситуация коренным образом изменится: Европа окончательно отвернется от Украины.
Евгения МАЗУР
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/226563.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua