Чем запомнился Лужков москвичам

29 сен, 15:20

Юрий Лужков был мэром Москвы 18 лет. Какую Москву он оставил своему приемнику?

Forbes выбрал 10 главных примет лужковской Москвы.
Пробки

Дефицит магистралей в столице — 350 километров, говорил пару лет назад Лужков. Согласно его концепции, виноват в этом Минфин, который в 2004 году ликвидировал Дорожный фонд.

Предложения московского мэра по ликвидации пробок сводились к следующему:
— строительство перехватывающих парковок;
— введение бессветофорного движения из центра до окраин;
— строительство новых широкополосных магистралей, пересекающих город по диагонали (так называемые рокады);
— строительство сети вертодромов (для чиновников и самой состоятельной категории граждан);
— пропаганда полезности велосипедного транспорта для остальных категорий москвичей;
— расширение проезжей части путем срезания углов на поворотах: «Я предлагаю срезать углы на магистралях, чтобы выкраиваемые свободные участки на поворотах превращать в отдельные полосы движения и таким образом улучшать транспортную ситуацию на перекрестках», — говорил Лужков в прошлом году.
— превращение электричек из пригородного транспорта во внутригородской.

Ни один из пунктов не выполнен. Специалисты по дорожному хозяйству уверяют, что пробки в Москве — порождение неправильного планирования застройки и прежде всего строительства торгово-развлекательно-деловых центров у обочин загруженных трасс. Каждый такой центр, возведенный у перекрестка или станции метро, закупоривает очередную транспортную артерию города.

Ситуация с пробками грозит серьезно ухудшиться в будущем году, поскольку московское правительство объявило о намерении закрыть обе станции метро «Белорусская» в связи со строительством на площади Белорусского вокзала очередного многофункционального центра.
«Лужковский стиль» в архитектуре

«Лужковский стиль» в архитектуре стал притчей во языцех. Словосочетание стало общеупотребительным, в Википедии по этому поводу имеется отдельная большая статья. Но возмущение «лужковским стилем» было бы не таким мощным, если бы ради «осовременивания» историческая архитектура не подвергалась бы ковровым сносам. Храм Христа Спасителя не изменил ситуацию: в продвинутой интеллигентной среде принято сожалеть об уникальном бассейне, на месте которого построен ХХС, открывший дорогу новоделам a la russe.

В открытом письме Владимиру Путину известный искусствовед и историк архитектуры, член Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко писал:

«Рубеж  тысячелетий отражается в архитектуре столицы России как время абсолютного господства пошлости, дурновкусия, наглости и хамства, <…>. Лужков, <…> подобно Н. С. Хрущеву, позволяет себе навязывать архитекторам свои явно не высокохудожественные предпочтения. Отсюда господство в Москве насаждаемого Лужковым т. н. «московского» стиля — башенки, рюшечки, балясинки и прочая псевдоисторическая дребедень, заставляющая российских и зарубежных специалистов говорить о том, что «в Москве творится нечто абсолютно чудовищное»».
Елена Батурина

«Бывают красивые женщины — они никуда не годны. К семейной жизни», — сообщил как-то Юрий Лужков. Свою любовь к супруге Елене Батуриной мэр сравнивал с любовью к Ельцину и к Москве перед президентскими выборами 1996 года.

На вопрос о том, смогла бы супруга столичного градоначальника стать самой богатой женщиной России, не будучи женой мэра Москвы, Юрий Лужков ответил: «Моя жена — талантливейшая женщина, и это признают все, кто ее знает. Она была бы еще богаче, если бы не была женой мэра».

В 1991 году Батурина и ее брат Виктор зарегистрировали кооператив «Интеко», который стал заниматься производством полимерных изделий. В том же году Батурина вышла замуж за Юрия Лужкова, который в 1992 году стал мэром Москвы. Уже в начале 1990-х кооператив, ставший компанией, получил первые муниципальные заказы. Спустя несколько лет бизнес «Интеко» по изготовлению пластмассовых изделий был дополнен собственным сырьевым производством на базе Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), находившегося под контролем столичного правительства. На территории МНПЗ был построен завод по производству полипропилена, и практически весь выпускаемый МНПЗ полимер принадлежал компании Батуриной.

С 2001 года «Интеко» стала называться инвестиционно-строительной корпорацией и взяла под контроль четверть столичного рынка панельного домостроения. На сегодняшний день компания присутствует на пятой части всех московских строек, где возводятся жилые дома.

15 февраля 2004 года в результате частичного обрушения кровли здания аквапарка «Трансвааль-парк» погибли 28 человек и пострадали более 100. В марте 2004 года «Коммерсант» сообщил о том, что Батурины являлись крупнейшими кредиторами компании «Терра-Ойл», к моменту катастрофы контролировавшей бизнес аквапарка, намекнув при этом, что по сути Батурины и строили «Трансвааль». В марте 2005 года Тверской районный суд Москвы частично удовлетворил иск Батуриной о защите чести и достоинства и признал сведения, опубликованные в газете, не соответствующими действительности.

Елена Батурина — самая богатая женщина России. В 2010 году она вошла в тройку богатейших женщин мира.
Суды

Действительно ли московские суды подконтрольны мэру Москвы, выяснял минувшим летом Страсбургский суд. У правительства была запрошена статистика по процессам, которые выиграл мэр в Москве (дело пока не окончено).

На счету Лужкова  более 50 побед по искам о диффамации. Первый иск он выиграл у «Независимой газеты» в 1992 году, через месяц после вступления в должность. Борясь за свои честь и достоинство с политическими оппонентами, мэр Москвы только один раз ограничился требованием опровергнуть порочащие сведения. Во всех остальных случаях он выдвигал значительные финансовые требования к ответчикам, каждый раз измеряя свои моральные потери крупными суммами.

Столичные суды находятся под контролем мэра Москвы Юрия Лужкова и не решаются идти против него, уверены более половины москвичей, опрошенных социологами Левада-центра в начале 2010 года.  Вопрос звучал так: «Как вы думаете, почему московские суды выносят решения в пользу Юрия Лужкова?» 57% из всех опрошенных выбрали ответ: «Потому что московские суды находятся под контролем Юрия Лужкова и не решаются идти против него». 8% сказали, что столичный мэр выигрывает процессы, потому что он прав, 35% затруднились с ответом.

Экс-судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, уволенная после публичной критики в адрес судебных органов, рассказала, что рядовые судьи в России зависимы от председателей суда (как от непосредственного начальства). «Я не думаю, что Лужков будет конкретно звонить кому-то из судей и говорить, какое решение он должен принять, — заявила Ольга Кудешкина. — Судьи сами ловят настроение власти и умеют истолковывать ее сигналы. Их даже просить об этом не надо, поскольку так всем будет проще и удобнее».

«Вы посмотрите на здание Мосгорсуда. Кто это здание выстроил? — говорит экс-судья. — Посмотрите, в каких кабинетах находятся судьи, какая там мебель, оборудование».

По данным Счетной палаты, московское правительство реконструировало основное здание Мосгорсуда и возвело к нему пристройку стоимостью 1,03 млрд рублей, а также оборудовало и обставило эти помещения. В 2005 году на баланс суда поступило на 45,8 млн рублей «материальных ценностей», оплаченных департаментом финансов Москвы.
Забота о населении

«Лужковские» надбавки к пенсиям — в среднем около 3000 рублей в месяц — получают порядка 2 млн человек. Считается, что процентов 10 из этого числа еще и работают. В ноябре прошлого года работающие пенсионеры едва не лишились надбавок «в связи с перерасчетом», однако основная добавка сохранена. Пенсионеры всегда были отрядом поддержки московского мэра — в отличие от других категорий облагодетельствованных граждан.

Реализация программы сноса ветхого жилья сопровождалась многочисленными скандалами: москвичей из центра города переселяли на окраины, на месте сносимого жилья частные компании строили дорогие многоэтажные дома и офисы, причем без учета увеличивающейся нагрузки на инфраструктуру. Программа нового строительства на самых удобных или престижных участках московской земли затронула не только центр города. Снос домов в Южном Бутово и в поселке «Речник» и связанные с этим гражданские протесты широко освещались СМИ, однако никакого другого резонанса, кроме общественного, не последовало.
Монументальная пропаганда

Юрий Лужков — известный покровитель искусств. Работы друга московского мэра Зураба Церетели хорошо известны москвичам и гостям столицы: Манежная площадь стараниями скульптора превращена в лубочный зоопарк из чугуна и бронзы, а шок от появления в центре столицы весьма спорного памятника Петру I не утих и спустя 15 лет. Впрочем, все эти работы органично вписываются в «лужковский стиль» — равно как и произведения других любимцев мэра, например художников Шилова и Глазунова, получивших персональные галереи (как и Зураб Церетели) и академии в самых престижных местах столицы.

С музыкальными пристрастиями мэра жители столицы успели хорошо познакомиться — особой благосклонностью пользуются Олег Газманов, сочинивший и исполнивший гимн Москвы («Москва, звенят колокола»), и певица Анита Цой, супруга бессменного пресс-секретаря мэра Сергея Цоя. Последний с 2006 года возглавляет совет директоров телеканала ТВЦ, главного рупора московского мэра.
Пчелы

Страсть московского мэра к пчеловодству больше похожа на фанатизм. «Вот вы все о белках, о птичках. А у нас в городе большое количество лесных массивов — и ни одной пчелки нет. В лесных массивах столицы они нужны не для сбора меда, а для опыления растений». Это заявление Юрий Лужков сделал 16 декабря 2003 года. Мэр предложил организовать в столичных парках передвижные пасеки. Предполагалось поселить в Москве 150—200 пчелиных семей. В среднем одна семья насчитывает до 50 000 пчел. Только в Коломенском парке должно было расселиться более миллиона пчел.  В 2005 году в парке Кузьминки была открыта первая показательная пасека, которая через год превратилась в Музей меда. В других парках эксперимент не пошел.
Запрет на митинги

Запрет практически любых шествий и митингов, кроме выражающих всяческую поддержку властям или поддерживающих очевидно благие поступки типа донорства крови, стал главной чертой общественно-политического лица Москвы. Помимо прямых запретов (что всегда относилось к секс-меньшинствам) московская мэрия практиковала и запреты косвенные: разрешение митинга или шествия в безлюдном месте в неурочное время, назначение другого митинга (концерта,  автогонок, ярмарки) в том же месте, в тот же час, которые указывали в заявке организаторы нежелательного митинга, и т. д.

В последние месяцы перед отставкой московского мэра федеральные власти старались дистанцироваться от этой практики, старательно подчеркивая, что запрет митингов — едва ли не личное дело Юрия Лужкова и московской милиции.
Москва в Крыму

В 1996 году мэр Москвы обратился с открытым письмом к президенту, Госдуме и пр., призвав «в ближайшие сроки подтвердить на всех уровнях российский статус города Севастополя — главной военно-морской базы Российского Черноморского флота» и включить соответствующий пункт в готовящийся к подписанию договор о дружбе и сотрудничестве Украины и России. В феврале 2007 года мэр Москвы громко заявил: «Севастополь мы не отдадим».

«Правительство Москвы готово вложить в строительство моста через Керченский пролив $100 млн. Строительство моста реально. Если кто-то в этом сомневается, мы ждем его в Москве, чтобы сводить в возрожденный храм Христа Спасителя», — заявил Лужков 21 февраля 2007 года во время визита в Крым. Согласно проекту, разработанному российской проектно-строительной фирмой «Спецфундаментстрой», строительство железнодорожного и автотранспортного моста должно было обойтись в $480 млн. Транспортный переход Керчь—Кубань должен был обеспечить перемещение через Керченский пролив до 10 млн человек в год. Также по нему планировалось транспортировать сжиженный газ. Недостающие $380 млн предлагалось выделить федеральным бюджетам России и Украины, где идею Лужкова поддержал тогдашний премьер Виктор Янукович. Идея осталась на бумаге.

Минувшим летом в разгар московского смога Юрий Лужков объявил, из Москвы будут вывезены в Крым 10 000 детей, а также 1600 пенсионеров. В результате Крым по «лужковской путевке» посетили 107 человек в конце августа, когда смог отступил от столицы.
Креативные идеи

Юрий Лужков известен как неутомимый изобретатель и реализатор самых креативных идей, больше известных в народе как завиральные. Он собирался построить гиперболоид, который бы лазером сбивал  с крыш сосульки. В отличие от гиперболоида проект монорельсовой дороги, призванной разгрузить московские пробки, отчасти все же был реализован, однако с момента своего пуска в 2004 году несет исключительно экскурсионные функции, оставаясь убыточным. Не так давно было объявлено, что эксперимент с монорельсом закончен.

1 апреля 2008 года на заседании правительства Москвы Юрий Лужков пообещал, что вскоре на дорогах Москвы появится несколько сотен грузовиков и автобусов на электротяге, в городе будут сооружены заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для покупателей электромобилей, возможно, введут налоговые льготы. Проект не реализован.

В 2002 году воздухоплавательный центр «Авгур» получил заказ от столичной мэрии на изготовление 5 воздухоплавательных аппаратов, с которых инспекторы ГИБДД должны были наблюдать за столичными пробками. Два пилотируемых дирижабля Au-12 и три привязных аэростата «Барс» ГУВД должно было получить к концу 2003 года. Строительство летательных аппаратов обошлось городу в $2,5 млн. Воздушный спецтранспорт общественность увидела только в августе 2004-го. Au-12 поднялся в воздух только на один метр. Взлететь выше дирижабль не смог.

«Москва в относительно короткие сроки планирует перейти на озонирование питьевой воды при очистке вместо хлорирования» — об этом Юрий Лужков сообщил 13 февраля 2008 года на совещании в Госдуме, посвященном проблемам чистой воды. Однако оказалось, что для этого надо поменять 70% водопроводных труб в Москве.

В 2006 году мэрия разработала концепцию строительства подводных гаражей. Первая стоянка на 800 машино-мест и 38 мест для автобусов должна была разместиться под Водоотводным каналом. Инвестор для этой стройки до сих пор не найден. Не найдены также инвесторы для другого масштабного проекта столичного градоначальника — застекления московских улиц (4,5 км от Ленинского проспекта до Москва-Сити). Зато отчасти осуществилась другая лужковская задумка — подогрев тротуаров. Пешеходная зона на границе Манежа и Александровского сада начала подогреваться 26 декабря 2005 года. На весь проект, включая внешние украшения, городской бюджет потратил 470 млн рублей. И только 15% этой суммы пошли на сам обогрев: по 6000 рублей за кв. метр.

Из более давнего: план пересадки московских чиновников на автомобили «москвич» провалился полностью. И первым от модификаций «москвича» — «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Иван Калита» — отказался сам мэр, устав от поломок. После этого мэр ввел было «налог на шипы» (на шипованную резину), но увлекся другими проектами и позабыл о новом налоге.
Еще Юрий Лужков предлагал сократить школьные каникулы, засадить Подмосковье кукурузой и соей, а заодно объединить Москву и область, запатентовал МКАД, лекарство для больных раком, квас, кулебяку, морс и расстегай, установку по переработке навоза в удобрение и озонированию воды, а также крышу «Лужников».

Источник: Forbes

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/219846.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua