Предприниматели ждут вердикта по рыночному сбору

04 ноя, 12:32

Судьба скандально известного закона об изменении налогообложения малого и среднего бизнеса повисла в воздухе.

Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики на прошлой неделе не смог рассмотреть законопроект, который предусматривает отмену рыночного сбора и вводит компенсаторы для этого налога. Депутаты отложили рассмотрение закона на неопределенный срок, поскольку не собрали кворума.

Как сообщало «ДЕЛО» (№16 от 08.10.09 г.), Кабмин по инициативе Госкомпредпринимательства зарегистрировал в парламенте  законопроект, предусматривающий отмену рыночного сбора для предпринимателей. При этом первый вариант законопроекта содержал лишь норму о ликвидации этого налога. В начале октября эта инициатива вызвала много критики. В частности со стороны мест-ных властей, в бюджеты которых перечисляется рыночный сбор.

Так, по данным заместителя комитета Верховной Рады по вопросам эконо-мической политики Ирины Акимовой, в связи с отменой рыночного сбора мест-ные бюджеты теряли примерно 500-600 тыс. грн. При этом, чем закрыть эту дыру в бюджете, чиновники из правительства не сообщили.

В связи с этим Госкомитет по вопросам предпринимательства предложил компенсатор. Во втором варианте законопроекта уже содержатся нормы о том, что если годовой доход граждан-плательщиков единого и фиксированного налогов будет превышать 500 тыс. грн. и 119 тыс. грн. соответственно, они должны будут платить налог 15% с дополнительной прибыли.

«Фактически власти предлагают облагать налогом не прибыль, а объем реализации», — констатирует народный депутат Ксения Ляпина. В свою очередь предприниматели уверены, что такая схема означает для них резкое увеличение налоговой нагрузки.

Сама глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель утверждает, что единый налог со временем перерос в схему минимизации налоговых вы-

плат. По ее словам, согласно последним данным Минфина, сумма превышения по уплате единого налога достигает 1,4 млрд. грн. «То, что мы предлагаем, — это не налог, а штраф, не замена и не компенсатор рыночного сбора. Потому что если вы не превышаете, то ни одной копейки не платите», — говорит она. Напомним, что сумма в 119 тыс. грн. для плательщиков фиксированного налога и 500 тыс. грн. — единого налога была предложена Александрой Кужель еще в 1998 году и с тех пор ни разу не менялась. По словам предпринимателей, на сегодняшний день их годовой оборот только за счет инфляции существенно превышает поставленную планку.

Депутат Ирина Акимова считает, что в результате такой реформы предприниматели будут замалчивать реальные цифры своего дохода. Ведь на первых порах вести финансовую отчетность должен будет непосредственно сам бизнес.

По подсчетам народного депутата Александра Фельдмана даже при фантастической в условиях экономического кризиса норме рентабельности — 20% — заработок плательщиков единого налога не будет превышать 8333 грн./мес., а плательщиков фиксированного налога — 1983 грн./мес. Это меньше, чем размер социальных пособий в европейских странах. «Кто же будет тогда оставаться работать в Украине, открывать здесь свое дело, заниматься предпринимательством и рисковать своими деньгами? Ведь из этих скудных доходов нужно еще оплатить патенты и лицензии, заплатить за услуги, гасить кредиты, развивать бизнес и т.д. А на что тогда жить, учить детей, лечиться?» — недоумевает Фельдман.

Вместе с тем Александра Кужель утверждает, что граничный размер валового дохода для плательщиков фиксированного и единого налога может быть изменен. «Предложенная мною в 1998 году норма должна была прожить 5-6 лет в качестве переходного периода. Сейчас для физлиц я бы предложила границу в 1 млн. грн., а для юридических — в 3 млн.», — допускает она. Впрочем, Кужель уверена, что с соответствующей инициативой должны выступить народные депутаты.

Фельдман считает, что постоянные новации в отношении малого и среднего бизнеса играют не на пользу экономике. «У предпринимателей в случае принятия этого законопроекта останется только две альтернативы — либо уходить в тень, либо регистрироваться безработными. Так что лучше в условиях кризиса либо улучшить условия работы предпринимателей, либо оставить их в покое», — резюмирует он.

В целом, по информации Ирины Акимовой, с начала года в парламенте было зарегистрировано около 70 законопроектов, касающихся налогообложения малого и среднего бизнеса. Практически все они были инициированы Кабмином при участии Госкомитета предпринимательства. «Из них приблизительно половина — движение в противоположном направлении, то есть усиление налогового давления», — констатирует депутат. Ксения Ляпина, в свою очередь, добавляет, что все более-менее конструктивные законопроекты были провалены.

 Рыночный сбор уплачивается юр- и физлицами за право занимать торговое место на рынке. Ставка рыночного сбора устанавливается администрацией рынка. Для физлиц она не может превышать 0,15 не облагаемого налогами минимума доходов граждан за квадратный метр (2,55 грн.). Для юридических лиц диапазон составляет 0,2-2 необлагаемых минимумов доходов (3,4-34 грн.). 100% рыночного сбора перечисляется в местный бюджет.

2,4 млн. граждан было занято в сфере розничной торговли  Украины по итогам 2008 года. Около 1 млн. человек из них работали по найму.

Данные Госкомстата

Комментарий эксперта

Виталий Хомутынник, председатель парламентского подкомитета комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Реализация инициативы Кабмина по отмене рыночного сбора путем принятия первоначальной редакции законопроекта №5233 привела бы к самым тяжелым последствиям как для местных бюджетов, так и для самих рыночных торговцев. Местным бюджетам грозила потеря доходов как минимум в сумме 500-600 млн. грн. А торговцы оказывались перед перспективой перехода на уплату налога с доходов физлиц, покупки торговых патентов и установки кассовых аппаратов. Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, конечно же, такую инициативу правительства не поддержал. Одновременно мы рекомендовали Кабмину доработать законопроект с учетом мнения Ассоциации городов и других организаций, представляющих интересы местных органов власти, а также представить подробные расчеты потерь местных бюджетов и их компенсации. К сожалению, ни того, ни другого сделано не было. Кабмин второпях зарегистрировал новый вариант проекта, в котором смешаны в кучу вопросы местных налогов и упрощенной системы налогообложения и не предложено внятного решения проблем.

Инна Михайловская

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/202489.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua