Соединенные штаты Европы

04 ноя, 09:00

До конца 2009 года у Европейского Союза появятся все атрибуты сверхдержавы. Объединение 27 стран получит единую конституцию и своего президента.

Вчера политический центр Евросоюза переместился в чешский город Брно, на улицу Йостова, 8. В здании по этому адресу заседает конституционный суд Чехии. И он вчера принял судьбоносное  для всего Евросоюза решение.

Суд отказал 17 сенаторам чешского парламента, которые требовали признать несоответствующим конституции страны Лиссабонский договор. Этот документ является конституцией ЕС, к принятию которой с большим трудом идет европейское сообщество. Чехия была последней страной, которая не ратифицировала это соглашение. Но теперь, после решения суда, вступлению в силу Лиссабонского договора уже ничего не мешает.

Теперь в Евросоюзе начнется борьба за пост президента объединенной Европы и главы внешнеполитического ведомства. Они будут формировать единую внешнюю политику и представлять ЕС на международной арене. Еврокомиссия, Европарламент и Европейский суд будут наделены более широкими полномочиями.

Европейский Союз становится правосубъектным. Это означает, что ЕС может заключать международные договоры. Государства-члены также имеют право заключать внешнеполитические соглашения, но лишь при условии, что они не противоречат соглашениям, подписанным ЕС или не относятся к зоне компетенции Союза. При этом отдельные страны утратят право вето. Ветировать решение ЕС смогут только те члены, которые заручатся поддержкой еще трех государств.

Задачей ЕС со вступлением в силу Лиссабонского договора также становится создание «внутреннего рынка». На практике это означает, что вопросы занятости, социальных стандартов, экологии либо же защиты прав граждан будут решаться согласованно с центральными властями.

Чешские сенаторы оспаривали положения Лиссабонского договора, так как считали, что его положения ограничивают суверенитет страны. С ними был согласен президент страны Вацлав Клаус, который также выдвинул к ЕС такое требование: Чехия не будет присоединяться к Хартии по правам человека по основным правам, чего от каждого члена Евросоюза требует Лиссабонский договор. Проблемой Чехии в данном случае является историческое прошлое этой страны, из которой в послевоенные годы было изгнано 3 млн. этнических немцев, проживавших в Судетской области. Президент и его сторонники побоялись, что потомки депортированных судетских немцев потребуют реституцию (компенсацию за потерю материального имущества), ссылаясь на Хартию по правам человека. Похоже, власти Чехии своего добились: Еврокомиссия пообещала сделать исключение для Праги, которое оно ранее сделало для Британии и Польши. Вацлав Клаус, в свою очередь, пообещал больше не препятствовать подписанию Лиссабонского договора.  

Суть реформ
Лиссабонский договор реформирует систему Европейского Союза и, по сути, превращает его в «супердержаву». Об этом говорит хотя бы введение новых должностей — постоянного председателя Европейского совета (проще говоря, речь идет о президенте Евросоюза) и министра иностранных дел. Сейчас номинальным президентом Европейского Союза можно назвать премьер-министра Швеции Фредерика Рейнфельдта, который возглавляет Европейский совет (этот орган заседает не менее двух раз в год в составе глав стран-членов ЕС или премьер-министров, а также министров иностранных дел, председателя и одного из членов Еврокомиссии). Но пока председатель Европейского совета меняется каждые полгода на ротационной основе. Со вступлением в силу Лиссабонского соглашения глава совета существенно укрепит свои позиции, так как будет «править» не полгода, а 2,5 года. Избираться он будет квалифицированным большинством. Разумеется, уже обсуждаются вероятные кандидаты на этот высокий пост. До недавнего времени в списке лидеров значились экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен, бывшие премьер-министры Бельгии и Испании Ги Верхофстадт и Фелипе Гонсалес, а также экс-президент Ирландии Мэри Робинсон.

Кто метит в кресло главы
Однако новыми лидерами президентской гонки называют премьер-министра Нидерландов Яна-Петера Балкененде и действующего премьер-министра Бельгии Хермана Ван Ромпея — такого мнения сегодня придерживаются многочисленные европейские эксперты. Рассуждают и о группах стран, которые выдвигают единого кандидата. Например, согласно сообщениям европейских СМИ, кандидатуру Тони Блэра поддерживают Великобритания и Италия. А Николя Саркози сообщил, что Франция и Германия занимают единую позицию по кандидату. Ожидается, что внеплановый саммит лидеров ЕС пройдет 11-12 ноября в Брюсселе, на котором и будет решен вопрос нового главы Европейского совета.

Кроме того, 27 стран Евросоюза уже одобрили принципы создания единого дипломатического ведомства, которое будет официально именоваться Европейской службой внешних действий и заработает с апреля 2010 года.  Проще говоря, у Евросоюза появится МИД. В службу внешних действий войдут специалисты департамента Еврокомиссии по внешним связям, Совета ЕС и министерств иностранных дел стран ЕС.

Лиссабонский договор был подписан странами-членами ЕС на саммите 13 декабря 2007 года в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. Соглашение вносит изменения в три основополагающих документа ЕС — Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор 1957-го), Маастрихтстский договор (1992 года) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957-го), что фактически приравнивает документ к конституции ЕС. Первая попытка ввести конституцию была предпринята в 2004-2007 годах, но в 2007-м ее проект быль отклонен на референдуме во Франции и Нидерландах.

Если президент Чехии Вацлав Клаус подпишет Лиссабонский договор в ближайшее время, то он вступит в силу на всей территории Евросоюза уже 1 декабря. Согласно шестой статье документа, он начинает действовать первого числа месяца, следующего за месяцем, когда последний член ЕС ратифицирует соглашение.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ЕС, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР

Европейский парламент

- Приравнивается по значимости к другому законодательному органу – Европейскому совету.

- Европарламент будет избирать председателя Еврокомиссии (сейчас он только утверждает кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

- С 2009 года число членов Европарламента увеличится до 750 + председатель парламента (сейчас 736 членов). С 2014 года вступит в силу система распределения мест по принципу «снижающейся пропорциональности» в зависимости от количества населения в стране: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96.

Европейский совет

 

- В его работе будут принимать участие высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности.

- Председатель совета будет избираться на 2,5 года квалифицированным большинством голосов с правом избрания на второй срок.

Совет Европейского Союза

 

- С 1 ноября 2014 года квалифицированным большинством в совете считаются голоса как минимум 55% членов (минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65% населения Союза. Сейчас квалифицированное большинство считается достигнутым согласно трем условиям: если «за» проголосовали 255 членов совета (из 345), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62% населения ЕС.

- Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена совета.

Еврокомиссия

 

- С 2009 по 2014 год будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и высокого представителя по внешней политике и политике безопасности (сейчас также 27 членов, включая президента комиссии Жозе Мануэля Баррозу).

- С ноября 2014-го Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС (18), «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения».

- Председатель Еврокомиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению Евросовета.

Суд ЕС

 

- Судебные инстанции ЕС включают Европейский суд, Суд первой инстанции и специализированные суды.

- От каждого члена в суде представлен один судья. Также будет 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь).

- Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на 6 лет после консультаций со специальным комитетом.

Владимир Вербяный

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/202478.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua