Водочники не выдерживают акцизный натиск

07 окт, 08:31

Из-за повышения акцизных сборов у производителей ликеро-водочных изделий возникают проблемы с выполнением кредитных обязательств.

В сентябре в бюджет поступило 367 млн. грн. от акциза на ликеро-водочные изделия. Это на 52 млн. грн. больше, чем было годом ранее. Напомним, еще в июле акциз на спирт вырос с 21,5 до 34 грн. за 1 литр 100%-ного этилового спирта.

Однако до сентября в реализации еще находилась продукция со старыми акцизными марками. Июльское повышение акциза на спирт требует от производителей ликеро-водочной продукции новых оборотных средств, в то время как банки сворачивают кредитование и повышают стоимость денег.

В самом тяжелом положении находятся алкогольные компании, которые в свое время привлекли инвестиции на международном рынке капитала. Мировой финансовый кризис и девальвация гривни делают проблематичным их выживание.

Банки разуверились
«После повышения акциза на ликеро-водочную продукцию финансовое состояние предприятий уже значительно ухудшилось. Тот факт, что ликеро-водочные заводы оплачивают акциз авансом (существующая система оплаты акцизного сбора предполагает, что производитель должен сначала оплатить акцизный сбор, а потом реализовать продукцию с отсрочкой платежей до 90 дней. — «ДЕЛО»), при очередном его повышении может травматически ухудшить их денежные потоки и, соответственно, финансовое положение», — говорит председатель правления OTП Банка Дмитрий Зинков. По его словам, введение новых ставок акцизного сбора потребует пересмотреть подходы  финансовых учреждений в работе с водочниками.

Как утверждает предправления ОТП Банка, банк в настоящее время не может вести переговоры об увеличении валютного кредитования украинских предприятий, в том числе и производителей алкоголя. Коллегу поддержал председатель правления УкрСиб-банка Сергей Наумов, который  также подтвердил, что банкам в настоящее время проблематично предоставлять предприятиям оборотные средства.

«Кредитование как таковое сегодня практически отсутствует, — говорит Олег Жугин, генеральный директор «Альтера групп» (производство и дистрибуция ликеро-водочных напитков ТМ  PULSE, «Артемівська», «Білий налив»). — За год банковская ставка выросла с 15% до 30-35%, но даже на новых условиях получить кредит фактически невозможно».

Между тем рентабельность производства ликеро-водочных изделий нисколько не выросла, а кредитные портфели крупнейших алкогольных производителей составляют  по $100-200 млн. Товар реализуется за гривни. Сдерживающим фактором цены продукции в рознице является теневой рынок. В 1990-х годах его доля превышала 50%. Как отмечают легальные производители водки, для них повысить заработок сегодня — значит, потерять часть покупателей уже завтра.

Стоит напомнить, что в прошлом году в России также были серьезно увеличены акцизные сборы на алкоголь и ужесточены банковские требования к предприятиям-производителям. В результате обанкротились несколько ведущих российских производителей: «Веда», «ОСТ-АЛКО», «Ливиз» и другие.

Неподкрепленный оптимизм
В 2010 году Кабинет Министров надеется увеличить поступления от алкогольного акциза на 1 млрд. грн., несмотря на отрицательную динамику этого года и падение производства в отрасли.

В частности, как утверждают авторы законопроекта «О государственном бюджете на 2010 год», поступления от продажи ликеро-водочных изделий вырастут с 4 млрд. грн., ожидаемых в 2009 году, до 5 млрд. грн. в 2010-м. А изготовление спирта пополнит бюджет на 126 млн. грн., тем самым превысив ожидаемый результат 2009 года на 24 млн. грн.

В то же время оптимизм властей, возложивших большие надежды на подакцизные товары, может оказаться преувеличенным. Дело в том, что после июльского повышения ставки акцизного сбора на спирт и алкогольную продукцию алкогольная отрасль серьезно сбавила обороты. По данным ГНАУ, среднемесячные поступления в бюджет от акциза в июле-августе составили около 284 млн. грн., что на 37 млн. грн. меньше среднемесячных поступлений в первом полугодии. В июле в результате увеличения фискальной нагрузки производство водки сократилось на 77%, а реализация на внутреннем рынке упала на 81% по сравнению с предыдущим месяцем.

По словам директора ассоциации «Укрводка» Ивана Жолнера, за восемь месяцев 2009 года ликеро-водочной продукции в Украине было изготовлено на 8% меньше, чем за тот же период 2008 года. Кроме того, если в первом полугодии 2009 года деятельность по производству ликеро-водочной продукции осуществляло 61 предприятие, то к середине лета их число сократилось до 34.

Инна Михайловская

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/200698.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua