Торговая недвижимость России: итоги II квартала

20 авг, 11:00

Объем вакантных площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга вырос с 3% в I квартале до 8% во II квартале. Среди причин роста вакантности - снижение потребительского спроса и выход на рынок новых площадей. Об этом говорится в очередном отчете компании "Jones Lang LaSalle" по рынку торговой недвижимости.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в компании, вследствие снижения доходов населения снизился потребительский спрос, в результате чего некоторые ритейлеры стали закрывать нерентабельные магазины. Кроме того, росту вакантных площадей способствовал выход на рынок площадей в новых торговых центрах.

"На фоне большого объема запланированных к вводу торговых площадей в России мы ожидаем дальнейшего увеличения доли вакантных площадей – в Москве до 12% в 2010 году, а в Санкт-Петербурге и в региональных городах до 20%", - отмечают аналитики.

После значительной коррекции арендных ставок в начале года для большинства типов арендаторов в Москве, во II квартале 2009 года ставки сохранились на прежнем уровне – средняя ставка в ТЦ составила $1000. В то же время максимальные ставки снизились еще на 20% - до $3000 за кв. м в год.

Ставки аренды для якорных и мини-якорных арендаторов в Санкт-Петербурге во II квартале 2009 года снижались в большинстве ТЦ. Вместе с тем, максимальные ставки в торговых галереях ТЦ Санкт-Петербурга сохранились на уровне $1800 за кв. м в год. Коррекция ставок аренды в региональных городах была более значительной, чем в Москве и Санкт-Петербурге – в I полугодии ставки в региональных ТЦ для некоторых типов арендаторов снизились вдвое.

Кроме непосредственной коррекции ставок, рынок подает позитивные сигналы: Так, арендная ставка в форме процента с оборота получает распространение в новых договорах аренды, что сигнализирует о готовности ритейлеров раскрывать свои объемы продаж. Тем не менее, эта форма ставки используется в основном международными ритейлерами и местным операторам еще предстоит адаптироваться к этой схеме, отмечают в "Jones Lang LaSalle".

Торговые помещения в новых ТЦ предлагаются в аренду по так называемой "step-up rent", что предполагает скидку на первые два года, а в некоторых существующих торговых центрах собственники готовы пересматривать договоры, снижая ставку на ближайший год.

"Появление свободных торговых площадей и снижение ставок аренды дает возможность небольшим ритейлерам, которые обычно платили самую высокую плату за вход и арендную ставку, открывать магазины в ТЦ или в торговом коридоре. До кризиса это было им недоступно по причине дороговизны или отсутствия подходящих площадей", - говорится в отчете.

"На фоне коррекции ставок, спрос на аренду помещений со стороны ритейлеров начал восстанавливаться во II квартале 2009 года. Особую активность проявляли операторы, работающие в сегментах одежды и косметики", - отмечает руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости, отдела экономических и стратегических исследований компании "Jones Lang LaSalle" Олеся Черданцева.

Тем не менее, зафиксированная во II квартале стабилизация арендных ставок, скорее всего, будет краткосрочной, считает О.Черданцева. "На фоне дальнейшего падения товарооборота мы ожидаем продолжения снижения средних ставок аренды в торговых центрах России", - добавляет она.

Компания "Jones Lang LaSalle" предоставляет финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. Оборот компании в 2008 году составил $2,7 млрд. "Jones Lang LaSalle" имеет свыше 180 представительств по всему миру, в России и странах СНГ представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Алматы.

ЛІГАБізнесІнформ


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/197812.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua