26 июн, 15:10
Кризис дает шанс.
Только 1% украинских товаров представлен на мировом рынке. Отечественные же потребители зависят от импорта на 44%. Вступление во Всемирную торговую организацию должно было открыть нашим производителям дверь в Европу. Но открыло две не очень приятные истины. Первая – каждая страна защищает своего производителя вопреки декларациям об интеграции. Вторая – нам нечего предложить на мировых рынках. Поддержка может прийти с неожиданной стороны – кризис и дешевая гривна помогут отечественным товаропроизводителям отвоевать сердца и кошельки украинских покупателей.
Тенденции интеграции мировых рынков сменились модой на протекционизм. Гордон Браун отстаивает рабочие места для британских рабочих, немецкое правительство доплачивает за покупку отечественных авто, а Барак Обама призывает покупать американское. Но идея президента США не нова. Намного раньше призывов американского лидера свои соотечественникам билборды нашей страны украсил лозунг "Купуй українське" по инициативе Украинской народной партии. Вот и весь протекционизм, который ощущает большинство отечественных предпринимателей.
Лобби не для всех
Среди двух способов продвижения товара – пиар и лоббирование – украинские бизнесмены неизменно предпочитают последний вариант. До рекламных бюджетов транснациональных корпораций им далеко, а вот повлиять на правила игры через делегированных в Раду представителей отрасли они могут. Но это теоретически. На практике же успешным лобби может похвастать разве что автомобильная отрасль. Благодаря сохранению Кабмином 13%-й надбавки на ввозную пошлину иностранных авто отечественный автопром хоть и уступает европейскому, зато чувствует себя весьма вольготно. По данным AUTO-Consulting, спрос на "Таврии" с начала года даже вырос на 5%. Тогда как продажи других марок переживают спад.
Но этот пример – исключение из правил. Всегда считавшееся очень сильным в парламенте лобби пивных производителей на днях потерпело сокрушительное поражение. Депутаты Верховной Рады на редкость единодушно преодолели вето президента на повышение акциза на пиво и подняли его практически вдвое. Производители не замедлили отреагировать: это недопустимо! Председатель совета директоров ЗАО "Оболонь" Сергей Блощаневич даже спрогнозировал, что рынок от подобной инициативы сократится на 20%, а несколько тысяч человек, задействованных в пивной и сопутствующих отраслях, будут уволены. "Менять правила игры в середине сезона, когда составлены все инвестиционные планы, все бюджеты – это, мягко говоря, нелогично. Я говорил с нашими депутатами, но они слышат исключительно себя", - говорит Блощаневич. По словам производителя, Украина занимает последнее место по производству пива на душу населения среди европейских стран, но там акцизы в условиях кризиса снижаются.
Аграрии еще больше недовольны государственной политикой. Эта отрасль – третья после металлургической и химической, способная привлечь в Украину живую валюту, в которой сейчас так нуждается бюджет. Но государственное регулирование рынка каждый год повергает в нокдаун его представителей. Президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса приводит недавний пример: "530 тысяч тонн мяса неизвестного происхождения, завезенные в прошлом году в рамках борьбы с инфляцией, практически уничтожили отечественного животновода. Скоро не останется ни одной свиньи, ни одного теленка". Сейчас, по словам эксперта, так же целенаправленно уничтожается сахарная отрасль. Ее убийца – ввозимый из Польши сахар-сырец, также неизвестного происхождения и качества. Для спасения нужно всего-то исключить сахар из списка продуктов, на которые распространяется действие законов ВТО. Однако вряд ли государство этим заинтересуется, рассуждает Лисситса. И напоминает: в свое время губительный запрет на экспорт зерна был отменен только под давлением международных организаций.
Супермаркеты: коррупция на полках
Но далеко не во всех бедах предпринимателя виновато государство. Часто производители сами неумело выстраивают свои рекламные и пиар-кампании и неправильно работают с ритейлом. Эксперт Студии исследований "Розница" Михаил Лещенко убедился в этом на примере акций в поддержку регионального производителя, которые с осени прошлого года проводились в Запорожье, Николаеве, Полтаве и Ивано-Франковске. "Региональные власти вместе с региональными производителями – часто это одно и то же – решили ввести что-то вроде локального бренда и его продвигать в сетях региона. Эти инициативы не имели успеха", - рассказывает он. Только в Ивано-Франковске производители получили место на промо-стойках в супермаркетах. В Николаеве же дело закончилось откровенным шантажом. "Предложение о сотрудничестве от предпринимателей-чиновников звучало так: "Или вы ставите наши товары на полки, или мы вам поднимаем аренду и все коммунальные налоги", - поведал Лещенко.
Дело здесь еще и в особенностях отечественного ритейла, добавляет Лисситса. "Это одна из коррумпированнейших структур украинского общества. Она более коррумпирована, чем украинская власть", - заявил эксперт, ссылаясь на производителей отечественных продуктов, которые имеют опыт вхождения в розничные сети.
Действительно, на одно место супермаркета одновременно претендуют пять аналогичных позиций товара. И руководитель закупок отдаст предпочтение тому, что принесет больше выгоды – и супермаркету, и менеджеру лично. Впрочем, высокий курс доллара относительно гривны делает импорт все менее доступным, а представителей торговых сетей – более сговорчивыми.
Приз для потребителя
Дешевая гривна действительно делает украинские товары все более привлекательными для покупателей. По данным Госкомстата, за первый квартал 2009 года продажи потребительских товаров отечественного производства выросли на 3,6%.
Дешевая валюта – не новый способ поддержать своего производителя. Занижение обменного курса проводила Бразилия в период "бразильского чуда" в 1970-е годы и Чили - в 1980-90-е.
Помимо льгот и преференций для производителей, необходимо еще и стимулировать покупателя, уверена руководитель отдела маркетинга ЗАО "Росава" Ольга Шурпач. Она приводит в пример Германию, которая компенсирует покупателю EUR2 тыс., если тот покупает отечественный автомобиль.
А эксперты Международного экономического форума в Давосе посоветовали Украине для повышения конкурентного потенциала использовать свои преимущества. "По сравнению с другими странами у Украины имеется большой размер внутреннего рынка, относительно высокий уровень образования населения и хорошая способность к инновациям", - говорится в заключении. Этот совет Украина получила еще зимой прошлого года, но до сих пор никто им так и не воспользовался.
Елена ПАВЛЕНКО
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/195301.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua