Политика активного невмешательства

25 июн, 11:57

Правительство в очередной раз ставит вопрос о мерах по преодолению нарастающего кризиса в отечественном ГМК, но отвечать на него не спешит.

В среду Кабинет министров Украины провел третье заседание – с тех пор, как падение коньюнктуры на мировых рынках стало очевидным, – которое было посвящено проблемам горно-металлургического комплекса. На сей раз правительство действительно сделало полшага навстречу металлопроизводителям, хотя по поводу весомости оного эксперты испытывают большие сомнения. В частности, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заверила металлургов, что тарифы естественных монополий расти не будут. Более того, правительственным Постановлением был даже введен мораторий на повышение цен на транспорт, энергоносители и пр. Кроме того… глава правительства посоветовала собственникам меткомбинатов сконцентрировать большую часть своих усилий на реконструкции и модернизации производств и это, собственно говоря, все.

Следует отметить, что идея выдвинуть предел безудержно растущим аппетитам естественных монополий вызрела и оформилась двумя неделями ранее в парламенте. Так, группа нардепов разработала законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты и о предотвращении потерь госбюджета в связи с изменением ситуации на внешних рынках металлопродукции», который как раз и предполагает введение моратория на рост цен и тарифов естественных монополистов, однако этим не ограничивается. В документе речь также идет о совершенствовании механизма возмещения НДС за поставленную на экспорт металлопродукцию и о внесении изменений в амортизационную политику на предприятиях ГМК.

Между тем, комментируя разработанный проект закона на июньском балансовом совещании, замминистра промышленной политики Сергей Грищенко был вынужден констатировать, что «в данном вопросе позиции представителей естественных монополий диаметрально противоположны». Так, Минтопэнерго соглашается с необходимостью зафиксировать цены на железнодорожные перевозки, однако не согласно осуществить это в отношении энергоносителей. В свою очередь Минтранссвязи против роста цен на энергоносители, но считает нецелесообразным фиксирование тарифов на железнодорожные перевозки. Короче говоря, каждый имеет в виду всех, кроме себя.

В этой связи следует также вспомнить и о том, что еще ранее металлурги добивались не замораживания нынешних цен (необходимость которого сама собой разумеется), но возврата их на уровень 1 января/1 апреля 2005 года… Как бы то ни было, но компромисс по этому вопросу, по-видимому найден: после принятия правительственного постановления металлурги могут быть спокойны хотя бы в одном: на некоторое время бескрайнему найден край, то есть тарифы, которые и так выросли дальше некуда, пока останутся на нынешнем уровне.

Значение данного правительственного жеста проступает особенно отчетливо как раз на фоне того экономического контекста, в котором на сегодня оказалось украинское металлопроизводство. Так, по сведениям ПХО «Металлургпром», которые Кабмин к моменту принятия своего постановления вполне мог выучить, отечественная металлургия к 15 июня уже недополучила 615,4 млн грн. прибыли, и до конца месяца эта цифра возрастет до 975 млн. грн. Разумеется, главная причина – в резком ухудшении конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции, которое к тому же, в связи с протекционистской политикой Китая, наступило гораздо раньше, чем предполагалось. На сегодня традиционные для Украины рынки сбыта – тот же Китай и Юго-Восточная Азия значительно сузились. Почти в том же темпе развивались неблагоприятные тенденции и внутри страны: снижение курса доллара, которое само по себе повлекло за собой финансовые потери металлургов в размере 155,8 млн. грн., сказал руководитель; повышение железнодорожных тарифов, которое привело к дополнительным расходам в размере 114,8 млн грн., рост цен на газ – 14,3 млн грн., на электроэнергию – 4,4 млн грн. Таким образом внешние факторы, нанесшие металлопроидводителям урон в размере 326,2 млн грн., было достойно уравновешены внутренними – 289,3 млн грн.

Следствием подобного положения дел стало резкое сокращение производства. Так, в мае метпредприятия Украины недопроизвели 272 тыс. тонн чугуна, 320 тыс. тонн стали и 300 тыс. тонн проката. В июне же, по прогнозам генерального директора ПХО «Металлургпром» Василия Харахулаха эта цифра возрастет примерно до 400 тыс. тонн по каждому типу продукции. Уже сейчас из 53 доменных печей на металлургических предприятиях Украины приостановлена работа на одиннадцати агрегатах. В числе предприятий, частично или полностью свернувших производство – «Криворожсталь», Донецкий метзавод, комбинаты им.Дзержинского, им.Петровского, им.Ильича, а также Алчевский, Енакиевский Днепродзержинский и Макеевский меткомбинаты. По оценкам экспертов, среднеотраслевая рентабельность в металлургии снизилась примерно на 30-35%.

Между тем, эксперты «Держзовнишинформ» сложившееся положение дел кризисным не считают. Действительно, если в период подъема среднеотраслевая рентабельность метпредприятий по оценкам разных экспертных центров колебалась от 100 до 200%, то вполне очевидно, что ее падение на треть вряд ли может стать катастрофой. Однако не следует упускать из виду того, что речь идет, во-первых, о средних показателях, во-вторых, не только о снижении цен, но и о сокращении спроса на продукцию отрасли, на 70% реализуемую за рубежом. И, наконец, о том, что, как считают эксперты, для существенной модернизации в отрасли уровень ее капитализации пока недостаточен. В одном случае – из-за чрезмерной концентрации собственности в руках крупных ФПГ, в другом – из-за периферийного положения в отечественном ГМК целого ряда менее привлекательных предприятий. Как бы то ни было, эксперты «ДЗИ» считают, что нынешнее положение дел, при учете всех факторов, не стоит драматизировать, однако благоприятные перспективы в развитии ГМК «пока не просматриваются». В свою очередь Министерство промышленной политики Украины, основываясь на наиболее неблагоприятных прогнозах экспертов, прогнозирует, что кризисная ситуация на внешних рынках металлопродукции может сохраниться до февраля следующего года.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/19439.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua