27 фев, 11:14
Желающих получить бизнес-образование в Украине стало на 30-40% меньше.
Упал спрос на услуги отечественных бизнес-школ. По сравнению с октябрем численность менеджеров и специалистов, которые желают получить степень MBA (Master of Business Administration), сократилась на 30-40%. Еще больше уменьшился спрос на открытые краткосрочные (1-3 дня) образовательные курсы. Чтобы привлечь или сохранить обучающихся, бизнес-школы вводят в свои программы антикризисные курсы и предлагают акционные цены.
Слушателей стало меньше
От снижения спроса в первую очередь пострадали те образовательные учреждения, которые делали ставку на открытые краткосрочные программы (в которых принимают участие сотрудники компаний). Также не повезло школам, проводившим набор на долгосрочные программы (MBA) в ноябре-январе. «У нас начало программы было запланировано на ноябрь. Прошли собеседование и были приняты 18 человек, — рассказывает директор Graduate School of Business & Management Юрий Михайленко. — В результате к занятиям приступили только девять человек». По его словам, в конце прошлого года на рынке бизнес-образования было полное затишье.
«Первыми проявлениями кризиса в октябре-декабре 2008 года стали многократное уменьшение количества слушателей на программах и звонки от постоянных клиентов с информацией о критическом, если не полном сокращении бюджета на обучение», — говорит Наталья Копыленко, руководитель Академии бизнеса «Эрнст энд Янг». «В январе появились признаки того, что первичный шок на рынке бизнес-образования прошел и ситуация по крайней мере перестала ухудшаться», — констатирует эксперт.
Снижение заинтересованности украинцев в бизнес-образовании заставило школы внести коррективы в свои программы. Большая часть школ инициировала создание курсов, ориентированных на кризис-менеджмент и проектный менеджмент. Также появилось много предложений по так называемым программам «мини-MBA». Как отмечает декан Киевской Бизнес Школы Михаил Крикунов, на рынке начали пользоваться успехом те курсы, которые могут помочь бизнесу быстро реагировать на кризис. «Это управленческий и финансовый учет, оптимизация производственных программ, проектное управление в условиях ограниченности ресурсов, эффективное управление малыми ресурсами и управление конечной результативностью бизнеса», — перечисляет специалист. Полностью перестали пользоваться спросом те программы, которые предлагают обучение общего характера.
Чтобы привлечь потенциальных клиентов, школы задумались и о новых образовательных форматах. «Мы разрабатываем учебные программы с использованием новых средств передачи данных, например, программа i-MBA в качестве основного носителя использует мобильные устройства: коммуникаторы и смартфоны. Предусмотрена возможность взаимодействия в системе online с преподавателями и другими студентами», — поясняет директор Moscow Business School Марина Колотова.
Бизнесмены отказываются от сессий
Еще одной тенденцией, которая начала проявляться в начале этого года, стал отказ студентов посещать занятия. «Даже те люди, которые уже оплатили обучение, сейчас отказываются приехать на сессии, поскольку в это сложное время не могут оторваться от своего бизнеса», — утверждает Марина Колотова.
Многие школы пошли навстречу таким студентам, а также тем людям, которые из-за кризиса не могут вовремя платить за образование. «Мы максимально стараемся пойти навстречу студентам — и в оплате, и в содержании курсов. Даже если мы понимаем, что кто-то не сможет платить на протяжении ближайшего полугодия — делаем отсрочки. В крайнем случае оформляем академотпуск, но позволяем студенту продолжить посещать отдельные занятия», — делится опытом Юрий Михайленко.
Скидки и гранты
Также школы пытаются привлечь новых студентов, анонсируя возможность получения образования со скидкой. «В октябре 2008 года мы разработали и предложили слушателям, которые остались без работы, специальную социальную программу поддержки, которая существенно (до 50%) сокращает стоимость обучения в период с сентября 2008 года по май 2009-го. На сегодняшний день уже несколько десятков студентов воспользовались этой программой, и мы будем продолжать работать с этой категорией студентов по специальным ценам до мая 2009 года», — рассказывает Наталья Копыленко.
В Moscow Business School в феврале стартовала программа «Доступное обучение». Как поясняет глава украинского филиала школы Марина Колотова, MBS объявляет конкурс на получение образовательных грантов, обеспечивающих финансирование обучения по МВА-программам школы. В зависимости от результатов конкурсных испытаний соискатели могут претендовать на гранты в размере от 50 до 100% стоимости программ. «Планировалось, что в феврале MBS будет выдано 50 грантов. Только за первую неделю февраля (с 1 по 8 февраля) мы получили около 700 заявок», — констатирует Марина Колотова.
Татьяна Недоризанюк
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/188560.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua