23 фев, 12:07
Адам Мицик, управляющий партнер CMS Cameron Mckenna, Киев рассказал "Делу", как переживает кризис рынок юридических услуг.
Международная юридическая компания CMS Cameron McKenna работает в Украине с 2007 года. На нашем рынке компания известна своей недавней сделкой по покупке польским частным инвестфондом Abris Capital Partners контрольного пакета сети супермаркетов «Барвинок». Компания также работала над крупными сделками по слияниям и поглощениям в Центрально-Восточной Европе. В их числе приобретение OTP Банком Райффайзен Банка Украина.
Адам, в Украине при участии CMS Cameron McKenna было проведено несколько крупных сделок. Последняя из них — сделка по покупке Abris Capital Partners контрольного пакета сети супермаркетов «Барвинок» (24 магазина) у «Интермаркета».
Да, именно эту сделку мы завершили в IV квартале 2008 года.
Финансовая сторона последней сделки тогда не оглашалась, но аналитики оценили 100% стоимости сети «Барвинок» на уровне 30 миллионов долларов. Польская компания приобрела 50%+1 акцию, то есть сумма сделки должна была составить 15-16 миллионов. Эта цифра близка к действительности?
Мы бы не хотели комментировать эту цифру. Однако могу сказать, что очень часто в последнее время наши клиенты либо их другая сторона сделки, приблизившись к подписанию договора, пересматривали ценовые предложения. Из-за этого срывалась большая часть сделок, причем не только у нас.
А бывало такое, что продавцы жалели, что не согласились снизить цену?
Думаю, да. Взять хотя бы банковскую сферу. Акционеры, которые были более мудрыми, своевременно продали свои пакеты акций. Однако некоторые продавцы, воспользовавшись ситуацией на рынке, повышали цену продажи таким образом: вот «Райффайзен» купил «Аваль» за столько-то, а мы ведь еще лучше — заплатите за нас больше. И некоторые покупатели соглашались на эти условия и платили больше, поскольку они видели возможность развития на этом рынке. Теперь они, возможно, сожалеют об этом.
Но некоторые и не соглашались. Есть примеры банков, которые так старались быть красивее, чтобы повысить цену, что упустили возможность заключить сделку на выгодных для себя условиях — теперь эти банки ничего не стоят.
Много ли сделок сорвалось у вас с начала кризиса?
Четыре-пять.
А если оценить сорвавшиеся сделки в деньгах?
Примерно на миллиард долларов. Причем над некоторыми сделками мы работали довольно длительное время.
Почему сейчас покупатели отказываются от приобретения компаний?
Из-за невозможности оценить стоимость компании. Гривня резко девальвировала, и никто не возьмется прогнозировать, как она поведет себя дальше. Во-вторых, стало невозможно прогнозировать доходность приобретаемой компании. Ведь до кризиса гривня была стабильной и экономика росла. И тогда было реалистично сделать более-менее надежный прогноз на год-два, основываясь на финансовой отчетности компании. Как в нынешних условиях зарубежной компании принимать решение о приобретении активов? Еще один фактор — политический. Последние 6-8 месяцев мне все чаще и чаще приходится слышать от наших клиентов, что политическая ситуация в Украине не располагает к принятию позитивного решения об инвестировании.
Что меняется в вашей практике при работе со страховыми компаниями?
Недавно один наш клиент (голландская финансовая группа ING. — «ДЕЛО») приобрел небольшую страховую компанию. Эта сделка как раз завершилась под кризис. Но, как они недавно анонсировали, в настоящее время не готовы развивать этот бизнес.
И что покупатель будет делать?
Ждать, когда завершится кризис.
Покупатели «Барвинка» тоже займут выжидательную позицию? В ритейле проблемы тоже есть, и немалые.
Мы предполагаем, что они, как и многие ритейл-компании, сейчас пересматривают бизнес-планы, решают в каком направлении двигаться. С одной стороны, ритейл — перспективный сектор. Все мы покупаем продукты, одежду, и покупаем все это в магазинах. С другой стороны, их поставщики настаивают на сокращении отсрочек по оплате за поставленный товар, с полок исчезает импортная продукция.
Ожидаете завершения сделок по покупке ритейл-сетей в этом году в целом по рынку?
Иностранные покупатели считают такие сделки слишком рискованными. Но я бы не исключал возможность поглощения одних сетей другими. Причем существуют различные способы таких приобретений. Так, не обязательно сеть будет покупаться полностью. Возможны сделки по покупке отдельных магазинов в конкретно взятом регионе. При этом речь может идти о покупке товарных запасов в конкретном арендованном супермаркете с перезаключением договора аренды и переформатированием магазина под стандарт покупателя.
Какие сделки можно ожидать в сегменте безалкогольных напитков?
Есть информация, что Coca-Cola заинтересована в покупке «Виннифрута» («ДЕЛО» №15 (768) от 9 февраля 2009 года).
Как бы вы оценили вероятность этой сделки?
Насколько я понимаю, она готовится уже достаточно длительное время. И если бы не кризис, то, скорее всего, уже давно бы закрылась.
А компанию «Витмарк» (ТМ «Биола») не приобрели также из-за кризиса (потенциальными покупателями были Coca-Cola и Orangina)?
Думаю, что так. Продавцы готовы подождать более удачного момента для завершения сделки.
Когда вы завершили последнюю сделку в сегменте недвижимости?
В мае. Один из наших клиентов приобрел девелоперский проект в секторе офисной недвижимости столицы.
CMS Cameron McKenna сейчас сопровождает такие сделки?
Да есть такой проект — офисный центр. Договор уже подписан. Теперь покупатель ищет заемные средства.
А как охарактеризуете ситуацию в этом сегменте? Что изменилось в условиях кризиса?
Если раньше это был рынок продавцов, то теперь это больше рынок покупателей.
Год назад продавцы говорили: «У нас очередь покупателей, поэтому либо вы покупаете прямо сейчас, либо мы продаем это другим». Теперь ситуация кардинально изменилась — реальных покупателей на рынке очень мало. Продавцы это понимают. Они стали более уступчивыми. Например, могут согласиться включить пункт, предусматривающий, что покупатель до завершения сделки имеет право на поиск финансирования. Также соглашаются с тем, что в случае выявления недостатков, которые не были выявлены в процессе due diligence, покупатель имеет право обратиться к продавцу за компенсацией. Помимо этого, снижается минимальная сумма убытков, при которых можно требовать у продавца компенсации. Скажем, раньше, при определенной стоимости объекта по договору, обратиться за возмещением продавец мог в случае, если его убытки составили не менее 500 миллионов долларов. Теперь при заключении сделки в договоре указывается значительно меньшая сумма.
Можете привести конкретный пример таких недостатков, когда речь может идти о возмещении?
Допустим, продавец утверждал, что у него есть все разрешения на перепланировку либо перепланировки не было. А через год приходит проверка контролирующего органа, и выясняется, что надо либо менять планировку (приводить к первоначальному виду), либо сносить здание.
Как изменился среднестатистический покупатель?
Стало меньше спекулятивных сделок. Основной покупатель сейчас — это опытный девелопер в сегменте коммерческой недвижимости (офисной, гостиничной, складской).
Изменилось ли что-либо, связанное с процедурой due diligence?
Все чаще продавцы выражают желание самостоятельно проверять свою компанию перед сделкой. Думаю, что также ожидается большее количество мелких сделок, которые будут проводиться без due diligence и, соответственно, без сопровождения юридических компаний.
Сколько сейчас в среднем вашему клиенту обходится час услуг юриста CMS Cameron McKenna?
250 евро.
А до кризиса?
Около 300 евро. В настоящее время мы внедряем более гибкую ценовую политику. В частности это касается клиентов, которым приходится проводить due diligence нескольких объектов, прежде чем приобрести только один из них.
Не снизилась ли сумма средней сделки за последние полгода?
Снизилась. Если не учитывать небольшие сделки, которые, как правило, проводятся без сопровождения со стороны крупных юридических фирм, то примерно вдвое. Думаю, в ближайший год мы едва ли увидим более 5 крупных слияний и поглощений на украинском рынке.
Как вы считаете, в каких отраслях следует ожидать M&A сделок (слияния и поглощения) в этом году?
В сегменте FMCG (товары массового спроса. — «ДЕЛО»), сельское хозяйство, фармацевтика (крупные дистрибьюторы), а также экпортно-ориентированные производства.
Под экспортно-ориентированными подразумеваются предприятия металлургической и химической отраслей?
Именно. Однако информации по конкретным сделкам у меня нет.
Какие-либо иностранные инвесторы интересуются покупкой украинских банков?
У нас таких клиентов на сегодняшний день нет. Однако такую заинтересованность проявляют банки с достаточной ликвидностью. Они могут приобретать более мелкие банки с целью расширения своей сети.
Объединение практик юридических фирм CMS Cameron McKenna, CMS Bureau Francis Lefebvre и CMS Hasche Sigle в России с 1 января этого года (теперь CMS) как-то связано с кризисом?
Решение об объединении было принято задолго до кризиса. Российские клиенты уже давно воспринимают эти компании как единый бренд. И есть большая вероятность, что выходы CMS на новые рынки будут осуществляться единым брендом.
А в Украине подобное объединение возможно?
Это будет не завтра, но в принципе я бы этого не исключал (кроме CMS Cameron McKenna, в Украине работает австрийская CMS Reich-Rohrwig Hainz. — «ДЕЛО»).
Марина Моисеева
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/188230.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua