Республика Казахстан в настоящее время не останавливается на современной ступени политической модернизации и демократизации общества
21 ноя, 11:57
Республика Казахстан в настоящее время не останавливается на современной ступени политической модернизации и демократизации общества. В соответствии с контурами дальнейших преобразований, обозначенными Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу республики и выступлении на открытии 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Правительство РК внесло в Парламент пакет важнейших для будущего страны законопроектов, среди которых и поправки в Конституционный закон «О выборах».
«Главная цель политических преобразований для нас — движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы граждан», — подчеркнул Президент в Послании «Новый Казахстан в новом мире» от 2007 года, определяя ключевые направления демократических реформ на предстоящий период.
На основе выдвинутых общенациональным лидером тезисов в прошлом же году внесены коррективы в Конституцию и большой блок законов. В результате преобразований численность депутатов Парламента выросла до 154 человек (мажилисменов — на 30, сенаторов — на восемь). Выборы в Мажилис проводятся по партийным спискам, при этом группа кандидатур в депутаты согласовывается с Ассамблеей народа Казахстана. Премьер-Министра теперь назначает Глава государства после консультаций с парламентскими фракциями политических партий и с согласия большинства членов нижней палаты законодательного органа.
Парламент формирует две трети состава Конституционного совета, Центризбиркома и Счетного комитета. Из Основного закона исключена норма о том, что депутат Парламента не связан императивным мандатом. Срок полномочий депутатов маслихатов увеличен с четырех до пяти лет. С согласия последних назначаются акимы. Кроме того, в республике введено судебное санкционирование ареста и фактически отменена смертная казнь.
В то же время необходимо отметить, что казахстанские законы принимаются исходя из внутренней логики поэтапной эволюции страны. Каждый новый этап политической модернизации должен быть тесно взаимосвязан с уже достигнутым уровнем экономического благосостояния, социального развития, политической культуры. Руководствуясь этой логикой, в Послании народу Казахстана нынешнего года Президент заявил: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества». Позже, открывая сессию ПА ОБСЕ в Астане, Глава государства наполнил данное заявление конкретным содержанием, обозначив основные направления продвижения электорального процесса, которые позволят республике выступать участником на международной арене на равноправной основе, в том числе занять достойную позицию среди стран — участниц ОБСЕ.
«Казахстанский путь» продвижения к демократическому обществу — это реалистический сценарий, достоинство которого состоит в эффективном достижении цели, — сказал Нурсултан Назарбаев. — Потенциал казахстанской Конституции, которая базируется на современной демократической модели, в настоящий момент позволяет реализовать несколько очень важных направлений дальнейшей демократизации общества. Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего сформировать Парламент с участием не менее двух партий. Во-вторых, создание более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий. В-третьих, совершенствование процедурных моментов электорального процесса. В-четвертых, устранение излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность средств массовой информации».
На открытии текущей сессии Парламента, расставляя депутатам приоритеты законотворческой деятельности, лидер страны подчеркнул, что предстоит большая работа по созданию правовой основы для дальнейшей демократизации.
Необходимо подготовить законы, направленные на реализацию принятых в прошлом году поправок в Конституцию. Также предстоит сделать ряд шагов, которые позволят усовершенствовать отечественную политическую систему. В частности, подошло время для создания правового механизма, позволяющего формировать Парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая политорганизация не проходит семипроцентный барьер.
«Доминирование партии «Нур Отан» в Парламенте — решение народа. Это — признание результатов нашей общей работы за годы независимости, — сказал по этому поводу Н. А. Назарбаев. — И все же для формирования в Казахстане демократической культуры мы идем на этот шаг».
Следующим важным шагом Глава государства назвал создание более благоприятных условий для регистрации политических партий, дав Правительству задание с учетом предложений международных и казахстанских экспертов продолжить совершенствование Закона «О выборах». Как видим, Кабинет министров этот и другие наказы Президента оперативно и качественно выполняет. Особо примечательно, что внесенный нынче в Парламент пакет законопроектов соответствует основным положениям Народной платформы Народно-демократической партии «Нур Отан», в которой ведущая политическая сила берет обязательство добиться полной реализации стратегии демократизации политической системы, предложенной лидером страны.
Нельзя упустить из виду и тот факт, что при обсуждении ключевых векторов нового этапа политической реформы использовался международный экспертный потенциал. Соответствующие вопросы стали предметом дискуссии в рамках работы ОБСЕ, в том числе на мадридской министерской встрече в 2007 году.
Представляя в Правительстве поправки в Конституционный закон «О выборах», министр юстиции Загипа Балиева сообщила, что для усиления демократизации было предложено создать правовой механизм, позволяющий формировать Мажилис с участием не менее двух политических партий. Хотя в законопроекте оставлен семипроцентный барьер, в случае, если проходит одна партия, к распределению депутатских мандатов допускается следующая политорганизация, набравшая наибольшее число голосов. К слову, подобное положение является существенным прорывом в демократизации отечественной политической системы, поскольку в истории Казахстана впервые закрепляется феномен многопартийного Парламента независимо от электоральных факторов.
Предложены также изменения, позволяющие усовершенствовать избирательный процесс. Речь здесь идет, к примеру, о передаче полномочий Центральной избирательной комиссии по регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты территориальным. Исключается запрет на участие в наблюдении за выборами лиц, не имеющих такой практики. Вводится обязанность СМИ размещать информацию о кандидатах в равном объеме печатной продукции и эфирного времени.
Членам избирательных комиссий, не являющимся госслужащими, на период подготовки и проведения выборов устанавливается зарплата в размере не менее трех минимальных зарплат из средств, выделенных на организацию кампании. Оговаривается финансирование из республиканского бюджета услуг специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы. Упорядочиваются сроки выборов депутатов маслихатов вместо выбывших. Разработчики предлагают и иные нормы, направленные на конкретизацию избирательных процедур и устранение внутренних противоречий.
Свое мнение по обсуждаемым поправкам в Закон «О выборах» высказал на заседании Кабмина министр иностранных дел Марат Тажин.
— Мы впервые законодательно закрепляем многопартийный Парламент, — отметил глава внешнеполитического ведомства. — Сегодняшним решением Правительства наша страна продемонстрировала последовательность в реализации национальных приоритетов в построении современного конкурентоспособного Казахстана с учетом собственного международного опыта и международных стандартов.
«Главная цель политических преобразований для нас — движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы граждан», — подчеркнул Президент в Послании «Новый Казахстан в новом мире» от 2007 года, определяя ключевые направления демократических реформ на предстоящий период.
На основе выдвинутых общенациональным лидером тезисов в прошлом же году внесены коррективы в Конституцию и большой блок законов. В результате преобразований численность депутатов Парламента выросла до 154 человек (мажилисменов — на 30, сенаторов — на восемь). Выборы в Мажилис проводятся по партийным спискам, при этом группа кандидатур в депутаты согласовывается с Ассамблеей народа Казахстана. Премьер-Министра теперь назначает Глава государства после консультаций с парламентскими фракциями политических партий и с согласия большинства членов нижней палаты законодательного органа.
Парламент формирует две трети состава Конституционного совета, Центризбиркома и Счетного комитета. Из Основного закона исключена норма о том, что депутат Парламента не связан императивным мандатом. Срок полномочий депутатов маслихатов увеличен с четырех до пяти лет. С согласия последних назначаются акимы. Кроме того, в республике введено судебное санкционирование ареста и фактически отменена смертная казнь.
В то же время необходимо отметить, что казахстанские законы принимаются исходя из внутренней логики поэтапной эволюции страны. Каждый новый этап политической модернизации должен быть тесно взаимосвязан с уже достигнутым уровнем экономического благосостояния, социального развития, политической культуры. Руководствуясь этой логикой, в Послании народу Казахстана нынешнего года Президент заявил: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества». Позже, открывая сессию ПА ОБСЕ в Астане, Глава государства наполнил данное заявление конкретным содержанием, обозначив основные направления продвижения электорального процесса, которые позволят республике выступать участником на международной арене на равноправной основе, в том числе занять достойную позицию среди стран — участниц ОБСЕ.
«Казахстанский путь» продвижения к демократическому обществу — это реалистический сценарий, достоинство которого состоит в эффективном достижении цели, — сказал Нурсултан Назарбаев. — Потенциал казахстанской Конституции, которая базируется на современной демократической модели, в настоящий момент позволяет реализовать несколько очень важных направлений дальнейшей демократизации общества. Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего сформировать Парламент с участием не менее двух партий. Во-вторых, создание более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий. В-третьих, совершенствование процедурных моментов электорального процесса. В-четвертых, устранение излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность средств массовой информации».
На открытии текущей сессии Парламента, расставляя депутатам приоритеты законотворческой деятельности, лидер страны подчеркнул, что предстоит большая работа по созданию правовой основы для дальнейшей демократизации.
Необходимо подготовить законы, направленные на реализацию принятых в прошлом году поправок в Конституцию. Также предстоит сделать ряд шагов, которые позволят усовершенствовать отечественную политическую систему. В частности, подошло время для создания правового механизма, позволяющего формировать Парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая политорганизация не проходит семипроцентный барьер.
«Доминирование партии «Нур Отан» в Парламенте — решение народа. Это — признание результатов нашей общей работы за годы независимости, — сказал по этому поводу Н. А. Назарбаев. — И все же для формирования в Казахстане демократической культуры мы идем на этот шаг».
Следующим важным шагом Глава государства назвал создание более благоприятных условий для регистрации политических партий, дав Правительству задание с учетом предложений международных и казахстанских экспертов продолжить совершенствование Закона «О выборах». Как видим, Кабинет министров этот и другие наказы Президента оперативно и качественно выполняет. Особо примечательно, что внесенный нынче в Парламент пакет законопроектов соответствует основным положениям Народной платформы Народно-демократической партии «Нур Отан», в которой ведущая политическая сила берет обязательство добиться полной реализации стратегии демократизации политической системы, предложенной лидером страны.
Нельзя упустить из виду и тот факт, что при обсуждении ключевых векторов нового этапа политической реформы использовался международный экспертный потенциал. Соответствующие вопросы стали предметом дискуссии в рамках работы ОБСЕ, в том числе на мадридской министерской встрече в 2007 году.
Представляя в Правительстве поправки в Конституционный закон «О выборах», министр юстиции Загипа Балиева сообщила, что для усиления демократизации было предложено создать правовой механизм, позволяющий формировать Мажилис с участием не менее двух политических партий. Хотя в законопроекте оставлен семипроцентный барьер, в случае, если проходит одна партия, к распределению депутатских мандатов допускается следующая политорганизация, набравшая наибольшее число голосов. К слову, подобное положение является существенным прорывом в демократизации отечественной политической системы, поскольку в истории Казахстана впервые закрепляется феномен многопартийного Парламента независимо от электоральных факторов.
Предложены также изменения, позволяющие усовершенствовать избирательный процесс. Речь здесь идет, к примеру, о передаче полномочий Центральной избирательной комиссии по регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты территориальным. Исключается запрет на участие в наблюдении за выборами лиц, не имеющих такой практики. Вводится обязанность СМИ размещать информацию о кандидатах в равном объеме печатной продукции и эфирного времени.
Членам избирательных комиссий, не являющимся госслужащими, на период подготовки и проведения выборов устанавливается зарплата в размере не менее трех минимальных зарплат из средств, выделенных на организацию кампании. Оговаривается финансирование из республиканского бюджета услуг специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы. Упорядочиваются сроки выборов депутатов маслихатов вместо выбывших. Разработчики предлагают и иные нормы, направленные на конкретизацию избирательных процедур и устранение внутренних противоречий.
Свое мнение по обсуждаемым поправкам в Закон «О выборах» высказал на заседании Кабмина министр иностранных дел Марат Тажин.
— Мы впервые законодательно закрепляем многопартийный Парламент, — отметил глава внешнеполитического ведомства. — Сегодняшним решением Правительства наша страна продемонстрировала последовательность в реализации национальных приоритетов в построении современного конкурентоспособного Казахстана с учетом собственного международного опыта и международных стандартов.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/182704.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua