21 ноя, 11:55
В 2004 году Президент РК Н.Назарбаев дал старт процессам политической модернизации, продиктованным логикой развития страны и национальными стратегическими интересами. Всё казахстанское общество было вовлечено в обсуждение вектора дальнейшего развития государства на различных диалоговых площадках, в т.ч. в рамках Постоянно действующего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации общества, Национальной комиссии по вопросам демократии и развития гражданского общества и Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.
Из Послания Главы государства народу Казахстана (февраль 2004 г.): «В истекшем и текущем году мы продолжим работу по дальнейшей демократизации нашего общества в рамках направлений, обозначенных в моём прошлогоднем послании.
Мы должны сосредоточиться на трёх принципиальных элементах : развитии институтов гражданского общества, децентрализации, создании устойчивой политико-партийной системы. Необходимо предпринять шаги по укреплению стабильности, демократии и защиты прав граждан».
Из Послания Главы государства народу Казахстана (февраль 2005 г.): «Наши общие достижения позволяют перейти к системной и многовекторной работе по дальнейшей модернизации политической системы и развитию демократии».
Из Послания Главы государства народу Казахстана (февраль 2006 г.): «Мы продолжим масштабные политические реформы в стране, направленные на повышение эффективности политической системы и государственного устройства Казахстана.
Необходимо гармонично учитывать как общие закономерности построения демократических и процветающих государств, так и важные культурно-исторические черты и традиции нашего общества».
Из Послания Главы государства народу Казахстана (март 2007 г.): «Главная цель политических преобразований для нас – это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан».
Из Послания Главы государства народу Казахстана (февр.2008г.): «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества».
В рамках международного аспекта процесса демократизации Казахстан присоединился к ряду международных актов по обеспечению прав человека, в частности, международным пактам о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (декабрь 2005 г.), конвенциям о борьбе с торговлей людьми (декабрь 2005 г.) и о рабстве (февраль 2008 г.).
11 ноября т.г. Правительство Республики Казахстан приняло решение о внесении на рассмотрение Мажилиса Парламента пакета законопроектов, направленных на дальнейшую демократизацию общества, включающего следующие законопроекты:
• О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О политических партиях»;
• О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О выборах в РК»;
• О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам средств массовой информации;
• О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления.
Вносимый в Парламент пакет законопроектов направлен на дальнейшую политическую модернизацию и либерализацию казахстанского общества, а также призван обеспечить дальнейший прогресс в развитии политической системы Казахстана, включая гражданское общество и его институты.
Из выступления Главы государства на открытии 17-ой ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (29.06.2008г.): «Казахстанский путь» продвижения к демократическому обществу – это реалистический сценарий, достоинство которого состоит в эффективном достижении цели.
Потенциал казахстанской Конституции, которая базируется на современной демократической модели, в настоящий момент позволяет реализовать несколько очень важных направлений дальнейшей демократизации общества.
Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием не менее двух партий.
Во-вторых, создание более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий.
В то же время необходимо ясно понимать, что создание партий должно строго соответствовать Конституции страны.
В-третьих, совершенствование процедурных моментов электорального процесса.
В-четвертых, необходимо снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность средств массовой информации. Но при этом государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не стала причиной нарушения прав человека, социальной и конфессиональной толерантности, общественной безопасности нашей страны».
При обсуждении ключевых вопросов целенаправленно использовался международный экспертный потенциал, включая ОБСЕ, а также экспертное мнение представителей гражданского сектора РК.
В частности, в рабочую группу по поправкам в действующий закон о СМИ вошли представители 6 НПО («Internews Network», Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», «Союз журналистов Казахстана», «Клуб главных редакторов», «Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана»). Состоялось три заседания рабочей группы. После согласований в государственных органах, 17 сентября был впервые представлен проект изменений в закон о СМИ.
Процесс реформирования медийного законодательства в Казахстане получил позитивные оценки Спецпредставителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ М.Харашти в его выступлении на открытии сессии «Фундаментальные свободы» в рамках Варшавского ежегодного Совещания 2008 г. (29 сентября – 10 октября с.г.).
Кроме того, поправки реализуют и положения государственной программы «Путь в Европу», а также данные шаги Правительства будут способствовать формированию современного гражданского общества с высокой политической культурой и его вовлечения в политические процессы.
В стране утвердился устойчивый демократический вектор развития политической системы на фоне сохранения внутренней стабильности.
На протяжении нашей истории руководство страны, наряду с преобразованиями в экономике, последовательно осуществляет политические реформы, которые отвечают стратегическим интересам Казахстана и учитывают национальную специфику развития. Казахстан демонстрирует одну из наиболее эффективных моделей перехода к рыночной экономике и демократии среди транзитных стран, что признается международным сообществом.
Мы вышли на очень важный и сбалансированный пакет изменений в законодательство, который наряду с государственными интересами, учитывает лучший зарубежный опыт в данных сферах.
Информация о поправках и их значении
1. О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК «О выборах в РК»
Разработан Министерством юстиции в целях совершенствования избирательного законодательства:
- гарантирование представительства не менее 2 политических партий в Мажилисе Парламента (оставлен 7%-ный барьер, но в случае, если проходит одна партия, к распределению депутатских мандатов допускается следующая партия, набравшая большее количество голосов);
(Статья 97-1, пункт 1-1 дополнительный. «Если семь процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получено только одной политической партией, то к распределению депутатских мандатов допускается список указанной политической партии, а также партийный список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Сумма голосов избирателей, поданных за две политические партии делится на число распределяемых депутатских мандатов. Полученный результат есть первой избирательное частное (квота)»);
Как заявил министр иностранных дел Казахстана М.Тажин «В политической истории Казахстана впервые законодательно закрепляется феномен многопартийного парламента, независимо от электоральных факторов. И это является существенным прорывом.
Если Парламент примет предложенные Правительством законопроекты, то это станет существенным фактором в дальнейшем политическом развитии страны, одним из принципиальных моментов развития РК в будущем».
Не менее важным с политической точки зрения являются нормы об обеспечении равного доступа к СМИ и равных условий для проведения встреч с избирателями для кандидатов и политических партий в электоральный период, а также упрощение процедур регистрации наблюдателей, в т.ч. из иностранных государств.
- обеспечение равных условий всех кандидатов при освещении избирательной кампании средствами массовой информации;
(Статья 27, пункт 7, часть вторая. «Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных по объему печатной площади, эфирному времени»);
Примечание – в ныне действующей редакции не содержится указаний на обязательный характер освещения СМИ информации о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных по объему печатной площади, эфирному времени).
- расширение возможности участия наблюдателей за выборами;
(Статья 20-2, пункт 2, часть четвертая. «Не аккредитуются лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан, либо аккредитация которых была ранее отозвана (отменена) за нарушение законодательства Республики Казахстан, иностранного государства или общепризнанных норм международного права, либо признанные виновными в совершении уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в избирательный период за пять лет до подачи заявки на аккредитацию».
Примечание – В целях расширения возможности участия наблюдателей за выборами исключается требование о наличии практики наблюдения за выборами у наблюдателей иностранных государств, международных организаций, с учетом того, что соблюдение такого требования на практике трудновыполнимо).
- повышение уровня организации работы Центризбиркома;
(Статья 11, пункт 2, часть 2. «Центральная избирательная комиссия состоит из Председателя и шести членов комиссии.
Заместитель Председателя и секретарь ЦИК избираются на первом заседании комиссии».
Примечание – в ныне действующей редакции не содержится точного указания сроков утверждения зампреда и секретаря ЦИК).
- повышение уровня разъяснительной работы норм избирательного законодательства среди всех участников избирательного процесса;
(Статья 12, пункт 5. «Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и окружных избирательных комиссий; организует разъяснение законодательства о выборах, проводит семинары с представителями политических партий и другими участниками избирательного процесса по организации и проведению выборов; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем».
Примечание – ныне действующая редакция не содержит указаний на необходимость проведения ЦИК разъяснения норм избирательного законодательства среди всех участников избирательного процесса).
- децентрализацию полномочий ЦИК;
(Cтатья 12, пункт 8. «Центральная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в Президенты Республики, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации кандидатов»).
Примечание - Центризбирком передает территориальным избирательным комиссиям функции по регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты, что позволит обеспечить их своевременную регистрацию. В частности, территориальным избиркомам передаются функции регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты. Это позволит обеспечить их своевременную регистрацию.
Соответственно, согласно статье 14, пункту 2-1, «Соответствующая территориальная избирательная комиссия регистрирует доверенных лиц кандидатов в Президенты, политических партий, выдвинувших партийные списки, выдает им соответствующие удостоверения».
Статья 12, пункт 6-1. «Центральная избирательная комиссии организует изготовление, определяет порядок выдачи и учета открепительных удостоверений на право голосования».
Примечание – в ныне действующей редакции ЦИК определяет порядок изготовления и выдачи открепительных удостоверений на право голосования. Данное изменение в процессе изготовления выдаваемых открепительных удостоверений преследует цель обеспечения их учета).
- Уточнение порядка освобождения члена территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий;
(Статья 19, пункт 6, часть вторая. «Член территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий освобождается от своих обязанностей в случае прекращения деятельности и ликвидации выдвинувшей его политической партии».
Примечание – ныне действующая редакция не содержит четкого положения об освобождении члена указанных избиркомов от своих обязанностей в случае ликвидации выдвинувшей его политической партии. Основанием для этой поправки является то, что политическая партия может прекратить свою деятельность с момента внесения в государственный регистр юридических лиц записи, а может быть ликвидирована после вступления в законную силу решения суда о ее ликвидации.)
- обеспечение гарантий деятельности членов избирательных комиссий;
(Статья 19, пункт 7. «В случае неоднократного нарушения членом комиссии должностных полномочий или требований настоящего Конституционного закона он освобождается от должности органом, образующим избирательную комиссию».
Примечание – в ныне действующей редакции освобождение от должности члена комиссии предусмотрено в случае неоднократного нарушения им своих должностных полномочий или ненадлежащего выполнения обязанностей).
- улучшение материального обеспечения членов избирательных комиссий;
(Статья 20, пункт 11, часть третья дополнительная. «Члены территориальной, окружной, участковой избирательных комиссий на период подготовки и проведения выборов могут по их желанию освобождаться по решению комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Членам избирательных комиссий, являющимся государственными служащими, на период подготовки и проведения выборов сохраняется среднемесячная заработная плата по месту их основной работы.
Членам избирательных комиссий, не указанным в части второй настоящего пункта, на период подготовки и проведения выборов устанавливается заработная плата в размере не менее трех минимальных заработных плат за счет средств, выделенных на проведение выборов».
Оплата сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, труда в ночное время членов избирательных комиссий, в том числе являющихся государственными служащими, осуществляется за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Примечание – поправка позволяет улучшить материальное обеспечение членов избирательных комиссий. При формировании бюджета на предстоящую избирательную кампанию не представляется возможным просчитать среднюю заработную плату, поскольку размер оплаты труда в разных регионах страны имеет существенные различия. А по Конституционному закону о выборах членам избирательных комиссий, не являющимися государственными служащими, и освобожденным на период выборов по основному месту работы из средств республиканского бюджета должна выплачиваться средняя заработная плата.
Средства в республиканском бюджете будут предусматриваться в году проведения соответствующих выборов).
- повышение уровня информированности избирателей о границах избирательных участков;
(Статья 23, пункт 5. «Соответствующие Акимы в семидневный срок, а при проведении выборов членов иных органов местного самоуправления - в трехдневный срок после назначения или объявления выборов, оповещают избирателей через средства массовой информации о границах избирательных участков».
Примечание – в ныне действующей редакции оповещение избирателей по данному вопросу происходит в трехдневный срок со дня создания участков. Данная поправка вносится для информирования избирателей о границах избирательных участков непосредственно перед выборами, когда данная информация будет иметь наибольшую актуальность).
- финансирование из республиканского бюджета услуг специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;
(Cтатья 33, пункт 2, подпункт 1. «Из средств республиканского бюджета покрываются расходы на:
1) организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы»).
- упорядочение сроков выборов депутатов маслихатов вместо выбывших;
(Статья 101, пункт 4. «Выборы депутатов маслихатов вместо выбывших назначаются областной, городской (города республиканского значения и столицы Республики) избирательной комиссией.
Выборы депутатов маслихатов вместо выбывших проводятся одновременно в последнее воскресенье марта и (или) последнее воскресенье октября.
По согласованию с Центральной избирательной комиссией выборы депутатов маслихатов вместо выбывших могут быть назначены соответствующей территориальной избирательной комиссией на другую дату.)
- упорядочение работы участковых избирательных комиссий в период подготовки выборов;
(Статья 26, пункт 3. «Гражданам (выборщикам) обеспечивается возможность в помещениях соответствующих избирательных комиссий знакомиться со списками избирателей (выборщиков), а также проверять правильность внесенных в них данных об избирателях (выборщиков)».
График работы участковых избирательных комиссий, за исключением дня голосования, определяется соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
Примечание – ныне действующая редакция статьи не содержит положения о графике работы избиркомов, чтобы граждане могли воспользоваться свои правом ознакомиться со списками избирателей. Данная поправка создает условия для упорядочения и создания гибкого графика работы участковых избирательных комиссий в период подготовки выборов.
- уточнение порядка и условий встреч кандидатов с избирателями;
(Статья 28, пункт 4. «Местные исполнительные органы местного самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Условия предоставления помещения должны быть едиными и равными для всех кандидатов.
Избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации».
Примечание – в ныне действующей редакции органы местные исполнительные органы и органы местного самоуправления не принимают участия в составлении графика встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении).
- отмена временных ограничений по уведомлению избирателей об изменении времени начала и окончании голосования;
(Статья 38, пункт 1. «Решение территориальных или кружных комиссий об изменении времени начала и окончания голосования должно быть доведено до избирателей».
Примечание – ныне действующая редакция указывает на необходимость доведения до сведения избирателей решения территориальных или окружных комиссий об изменении времени начала и окончания голосования не позднее, чем за семь дней до дня голосования.
Данной поправкой снимается ограничение по срокам (семь дней до дня голосвания) принятия решения об изменении времения начала и окончания голосования. Это даст возможность изменить время голосвания в день проведения выюоров, если будет такая необходимость. К примеру, если большое количество желающих проголосвать избирателей, придут на на участки ко времени их закрытия, соотвтетсвующая избирательная комиссия может принять решение о продлении времени голосвания на этом участке.
- уточняется вопрос присутсвия на избирательном участке посторонних лиц;
(Статья 39, пункт 2, подпункт 3. «В день голосования запрещается присутсвие в помещении для голосования посторонних лиц, не связанных с избирательным процессом».
Примечание – в ныне действующей редакции запрещается присутсвие указанных лиц на избирательном участке.
Данное уточнение редакции связано с етм, что избирательным участком является вся территория административно-территориальной единицы, а не только помещение для голосования).
- увеличение масштабов содействия органов внутренних дел и организаций по эксплуатации жилого фонда избирательным комиссиям в период проведения выборов;
(Статья 48, пункт 2, подпункт 3. «Органы внутернних дел и организации по эксплуатации жилого фонда обязаны оказывать помощь, которую потребуют избирательные комиссии, соответственно, по:
3) другим вопросам, возникающим в деятельности избирательных комиссий».
Примечание – ныне действующая редакция указывает на необходимость оказание данной помощи только в день голосования. Данная поправка внесена для обеспечения необходимой помощи избирательным комиссиям в период всей избирательной кампании, а не только в день выборов.
- уточнение вопроса устаноавления времени запуска электронной изирательной системы;
(Статья 50-5, пункт 2, часть вторая дополнительная. «Запуск электронной избирательной системы производится в устаноавленное Центральной избирательной комиссией время».
Примечание – в ныне действующей редакции отсутствует данное положение. Поправка вносится для определения порядка и сроков запуска электронной избирательной системы).
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О политических партиях»
Разработан Министерством культуры и информации с целью:
- либерализации действующего законодательства в части регистрационных требований к политическим партиям;
- урегулирования ряда правовых пробелов в законодательстве
«Новый законопроект призван стать конкретным шагом по дальнейшей модернизации казахстанской политической системы. Он основан на базовых стандартах ОБСЕ в гуманитарной сфере и ключевых положениях программы «Путь в Европу», касающихся фундаментальных прав граждан на участие в политической жизни общества», - заявил министр культуры и информации РК М.КУл-Мухаммед, представляя законопроект.
Поправки предполагают:
- снижение количества членов партии, требуемых для ее регистрации в Министерстве юстиции РК;
"Предлагается количественный (минимально возможный. - "ИФ-К") ценз снизить с 50 тыс. до 40 тыс. человек, при этом региональный ценз снизить с 700 до 600 человек", - отметил министр, добавив, что одновременно увеличивается период предоставления документов для государственной регистрации партий - с 3-х до 4-х месяцев.
(Статья 10, пункт 2. «Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в регистрирующий орган не позднее чем через четыре месяца со дня проведения учредительного съезда (конференции) политической партии».
пункт 6. «Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее сорока тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее семисот членов партии в каждой из них».
пункт 8. «Срок государственной регистрации прерывается по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц. При устранении оснований, послуживших для перерыва срока государственной регистрации, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо отказе в государственной регистрации политической партии».)
Министр иностранных дел Казахстана М.Тажин подчеркнул, что «принципиально важным является не только то, что снижены количественные нормы, что само по себе важно при регистрации политических партий, но и сам процесс регистрации не будет зависеть теперь от субъективной трактовки конкретного чиновника и станет твердо прописанной нормой закона. Ограничивает произвол того или иного чиновника в выборных процессах».
Принципиально важным является то, что снижены количественные требования при регистрации политических партий, а сам процесс регистрации не будет зависеть от субъективной трактовки конкретного чиновника, но станет твердо прописанной нормой закона.»
- запрет на отказ в регистрации в случае отдельных незначительных нарушений по партийным спискам, допущенных заявителями;
(Статья 11 пункт 1.1. «Количество установленных нарушений по спискам членов политической партии, не влияющих на общее количество членов партии, предусмотренное пунктом 6 статьи 10 настоящего закона, не может являться основанием для отказа от государственной регистрации политической партии»
"В настоящее время основанием для отказа в регистрации политической партии могут стать несущественные погрешности в списках членов партии. Теперь нарушения по спискам членов партии, не влияющие на их общее количество, не будут являться основанием для отказа в государственной регистрации. Именно на этом моменте неоднократно акцентировали внимание наши партнеры из ОБСЕ и других международных организаций как чрезмерно усложняющем процедуру регистрации", - отметил министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед.
- регуляцию наименования политических партий;
(Статья 7, пункт 1, часть вторая. «Полное и сокращенное наименование политической партии и ее символика не должны полностью или в существенной части дублировать наименование и символику государственных органов, политических партий и общественных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан, а также политических партий и общественных объединений ликвидированных в связи с нарушением законодательства Республики Казахстан».)
Как отметил министр культуры и информации РК М.Кул-Мухаммед, данная поправка вносится с целью недопущения практики использования в наименованиях создаваемых политических партий наименований и символики не только уже действующих или ликвидированных политических партий, но и других общественных объединений.
Введение этой нормы позволит исключить возможность использования манипулятивных политических технологий.
- реализацию рекомендаций БДПИЧ ОБСЕ;
Законопроектом дополнительно регламентируется деятельность организационного комитета, создаваемого в обязательном порядке для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции). Принятие данной поправки направлено на прозрачность деятельности организационного комитета по созданию политической партии и потока финансовых средств. На сегодняшний день правовая неурегулированность деятельности организационных комитетов (инициативных групп) по созданию партий, в частности неопределенность сроков их деятельности, дает возможность данной организации в течении длительного времени легально работать, по сути, в статусе политической партии.
(Статья 6, пункт 2. «Для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции) политической партии из числа членов инициативной группы граждан Республики Казахстан образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
Установлен перечень требований и сведений, необходимых для регистрации организационного комитета (протокол собрания, информация о членах, уполномоченное лицо, место нахождения, сведения о финансировании).
Статья 6
пункт 3. «Организационный комитет представляет регистрирующему органу уведомление по форме, установленной регистрирующим органом, с приложением следующей информации:
список инициативной группы граждан по созданию политической партии и сведения о членах организационного комитета на электронном и бумажном носителях по форме, установленной регистрирующим органом;
протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, предполагаемое наименование политической партии, местонахождение, предполагаемые источники формирования и использование денег и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченного открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее – уполномоченное лицо организационного комитета)».
пункт 4. «Регистрирующий орган в день получения уведомления и иных документов, указанных в пункте настоящей статьи, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление (далее – подтверждение)».
Устанавливаются сроки деятельности оргкомитета партии: шесть месяцев со дня выдачи регистрационным органом подтверждения о получении необходимых сведений об оргкомитете.
«Данная норма соответствует международным стандартам, в частности, ОБСЕ, требующим определения для регистрирующих органов конечных сроков, в которые они обязаны или одобрить, или отклонить заявления о регистрации» - отметил М.Кул-Мухаммед.
пункт 5. Организационный комитет вправе приступить к своей деятельности только после выдачи регистрирующим органом подтверждения.
Организационный комитет осуществляет свою деятельность в течение шести месяцев со дня выдачи подтверждения».)
пункт 6. В течение двух месяцев со дня выдачи подтверждения организационный комитет должен провести учредительный съезд (конференцию) политической партии. В этих целях организационный комитет:
1) не позднее месяца со дня выдачи ему подтверждения публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории Республики Казахстан, сведения о намерении создать политическую партию, о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции) политической партии;
2) открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в банках второго уровня Республики Казахстан;
3) осуществляет иную организационно-пропагандистскую деятельность, направленную на создание политической партии.
Предусматривается порядок прекращения деятельности оргкомитета.
Пункт 9. Организационный комитет прекращает свою деятельность при наступлении одного из следующих случаев:
истечение шести месяцев со дня выдачи регистрирующим органом подтверждения;
государственная регистрация политической партии;
отказ в государственной регистрации политической партии;
по решению инициативной группы граждан.
- регуляцию финансовой деятельности политических партий;
(Статья 6, пункт 10. «В случае государственной регистрации политической партии деньги и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической парии.
В случае отказа в государственной регистрации политической партии или прекращения деятельности организационного комитета по решению инициативной группы граждан оставшиеся деньги и иное имущество организационного комитета передаются жертвователям, пропорционально внесенным пожертвованиям.
(Статья 18, пункт 2, подпункт 7. «Не допускаются пожертвования политической партии и ее структурным подразделениям (филиалам и представительствам) от:
граждан или организаций, получающих гранты и иные средства от международных или иностранных неправительственных организаций». )
Вопрос упрощения и совершенствования механизмов регистрации политических партий в настоящее время рассматривается в рамках председательствования Казахстана в ОБСЕ. Принятие предлагаемых поправок предполагает увеличение количества зарегистрированных партий.
- более четкую регламентацию форм реорганизации политических партий
(Статья 14, пункт 1. «Реорганизация политической партии (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению ее высшего органа в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан и уставом политической партии.
Структурные подразделения (филиалы и представительства) политической партии, прекращающей свою деятельность, подлежат снятию с учетной регистрации в регистрирующем органе на основании решения высшего органа политической партии о реорганизации (ликвидации)».
Пункт 2. «Регистрация вновь образованной после реорганизации политической партии осуществляется по истечении двухмесячного срока со дня принятия решения о реорганизации политической партии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».
Пункт 2, подпункт 1. «При разделении или выделении из состава политической партии общая численность членов реорганизованной политической партии и вновь образованной политической партии должна соответствовать требованиям пункта 6 статьи 10 настоящего Закона».
Таким образом, представленный законопроект нацелен на совершенствование партийного законодательства и будет способствовать дальнейшей демократизации и открытости политической системы страны.
3. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам средств массовой информации
Разработан Министерством культуры и информации в целях дальнейшего развития законодательства о СМИ в соответствии с достигнутым уровнем экономического и социально-политического развития общества.
Представляя законопроект, Министр М.Кул-Мухаммед отметил, что «все нормы законопроекта разработаны с учетом имплементации взятых Казахстаном обязательств перед ОБСЕ и концептуальных аспектов по укреплению институтов демократии в рамках программы «Путь в Европу».
Основные положения законопроекта:
- отмена на постановки на учет электронных СМИ;
(Статья 5. «Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица.
Основаниями для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера являются:
1) свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства;
2) лицензия на занятие деятельностью по организации телевизионного и (или) радиовещания.
Данное требование не распространяется на WEB-сайты.
(Примечание – В целях устранения дублирующих норм в статью вносится дополнение, по которому для электронных СМИ постановка на учет отменяется).
- отмена переучета периодических печатных изданий и информационных агентств в случае смены главного редактора и адреса редакции;
(Статья 10, пункт 6. Периодическое печатное издание и информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы или наименования собственника, а также названия издания или агентства, языка издания, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска.)
Тем самым, законопроект устраняет излишние административные барьеры для печатных и электронных СМИ.
В настоящее время владельцам радио,- и телеканалов помимо получения лицензии согласно Закону «О лицензировании» необходимо проходить процедуру постановки на учет согласно Закону «О СМИ». Принятие данной меры позволит исключить существующее дублирование процедур регистрации.
- исключение из обязанностей журналистов получать разрешение на использование видео- и аудиотехники при проведении интервью;
(Примечание – Согласно подпункту 4-1 статьи 21 ныне действующего закона журналисту нужно получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами).
- обеспечение равной состязательности сторон в суде при рассмотрении дел об опровержении сведений, распространенных через СМИ;
(Статья 19, пункт 1. «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию»
Примечание – ныне действующей редакции гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности).
Таким образом, разработанный законопроект направлен на защиту прав и профессиональных интересов журналистов.
- устранения двойного толкования некоторых норм закона;
(Статья 18, пункт 3. «Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, либо в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»).
(Примечание – Данная норма противоречит ст. 278 Гражданского процессуального Кодекса, согласно которой предварительное обращение в вышестоящие органы и организации, должностному лицу не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению.)
Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 18 представители СМИ сначала обязаны обратиться к вышестоящему должностному лицу и только после этого могут обратиться в суд для обжалования отказа государственных органов и должностных лиц в предоставлении запрашиваемых сведений. Однако предварительное обращение в вышестоящие органы не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и принятия его судом к рассмотрению. В этой связи законопроектом устраняется данная коллизия.
Кроме того, предлагаемая законопроектом редакция статьи 350 Кодекса об административных правонарушениях направлена на исключение обязательной конфискации тиража и применение ее только как альтернативного вида наказания. Действующая редакция статьи 350 Кодекса об административных правонарушениях за выход печатного периодического издания без выходных данных предусматривает административный штраф с обязательной конфискацией тиража. Данная поправка соответствует принципу справедливости и соизмеримости мер административного взыскания с характером и условиями совершенного правонарушения.
Таким образом, поправки расширяют права СМИ и журналистов. В соответствии с ними обеспечиваются необходимые условия для деятельности всех без исключения участников медиа-пространства.
Главной целью поправок является дальнейшая демократизация правового поля деятельности средств массовой информации, стимулирование их развития и укрепления информационного пространства страны в соответствии с лучшим международным опытом. Тем самым, как отметил М.Тажин, «закрепляется правовой и общественный статус СМИ в качестве важнейшего политического института демократической системы.»
4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления
Разработан министерствами юстиции и экономики и бюджетного планирования в соответствии с внесенными 21 мая 2007 года поправками в Конституцию.
Вносятся поправки в следующие законы:
- О местном государственном правлении в РК;
- Об административно-территориальном устройстве РК;
- Об общественных объединениях;
- О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Поправками предлагается закрепить, что
- местное самоуправление будет осуществляется в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа.
(Статья 2-1 (новая), пункт 1. «Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа»);
- представительными органами МСУ будут являться маслихаты;
(Статья 2-1 (новая), пункт 2. «Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления»);
Исполнительный орган аким области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), района в городе, города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села).
В данном случае аким выполняет как функции местного государственного управления, так и функции органов местного самоуправления.
(Статья 2-1 (новая), пункт 2, часть вторая. «Аким области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления»);
- усиляется роль маслихатов (срок полномочий маслихатов увеличивается с четырех до пяти лет), ревизионных комиссий маслихатов;
(Статья 5, пункт 1. «Маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет»;
Примечание - в ныне действующей редакции маслихаты избираются сроком на 4 года);
(Статья 6, пункт 3. «К компетенции районных маслихатов относится также утверждение генеральных планов застройки городов, поселков и аулов, расположенных на территории соответствующего района, рассмотрение отчета о проделанной работе акима города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа и внесение акиму района представлений о привлечении акима соответствующей административно-территориальной единицы к дисциплинарной ответственности»;
Примечание - в ныне действующей редакции «К компетенции районных маслихатов относится также утверждение генеральных планов застройки городов, поселков и аулов, расположенных на территории соответствующего района»;
дополнения вводятся в целях усиления роли районных маслихатов);
(Статья 24, пункт 1. «По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики Казахстан либо вынестоящим акимом»;
Примечание - в ныне действующей редакции «Маслихат двумя третями голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие Акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики Казахстан либо вышестоящим акимом»;
Изменения вводятся в целях реализации положений Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» май 2007);
(Статья 28, пункт 1. «Аким области (города республиканского значения, столицы) назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия маслихата области (города республиканского значения и столицы»;
Примечание – в ныне действующей редакции «Аким области (города республиканского значения, столицы) назначается на должность Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра»;
Изменения вводятся в целях реализации положений Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», май 2007);
(Статья 16, пункт 1, часть вторая, дополнительная. «Рабочим органом ревизионной комиссии маслихата является аппарат ревизионной комиссии маслихата, входящий в структуру аппарата маслихата, численность которого устанавливается маслихатом сверх пределов, определенных подпунктом 4) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона»).
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/182703.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua