Российский фармрынок – рынок сбыта иностранной продукции

14 июн, 18:16

Несмотря на то, что российский фармацевтический рынок значительно прибавил в объемах и по итогам прошлого года достиг 5, 6 млрд. долл. в ценах конечного потребителя (по прогнозу через 5 лет этот показатель может удвоиться), иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в строительство своих заводов на территории России.

Таков основной вывод, сделанный по результатам исследования, проведенного среди зарубежных компаний - членов Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). AIPM - некоммерческая организация, представляющая в России интересы 45 ведущих международных фармацевтических компаний. На долю AIPM приходится более 80% производства фармацевтической продукции в мире, на российском рынке ее доля составляет более 65% импорта и свыше 51% потребляемых лекарственных средств.

Российский фармрынок имеет немало особенностей, отличающих его от рынков других стран, и на его состоянии прежде всего сказываются перемены, которые происходят в стране за последние 10 лет. Эксперты отмечают, что в прошлом году развитие российского рынка опережало по темпам роста рынок Китая. Как и прежде, на российском рынке доминируют дженериковые препараты, которые составляют 75% от общего объема производства, что объясняется низкой затратностью на его развитие. Другая "особенность" - большинство ЛС покупается за деньги самих потребителей.

Основными факторами роста рынка лекарств эксперты называют увеличение внутреннего валового продукта и доходов населения. Также на эти процессы оказала свое влияние начавшаяся в 2005 г. реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения. В перспективе в течение ближайших нескольких лет, прогнозируют аналитики, рынок будет расти в среднем на 10-12%.

Ассигнованные Правительством РФ 1,6 млрд долл. на реализацию программы ДЛО могут увеличить объемы рынка до 30- 40%. При этом рост зарубежных фармкомпаний составит около 25-30%. Введение стандартов GMP потребует дополнительных инвестиций. Кроме того, это приведет к уходу с рынка части компаний, которые не пройдут сертификацию по стандартам.

Рост объема продаж иностранных фармацевтических компаний - членов AIPM в 2004 г. составил более 51%, при этом всего на долю импортных лекарств приходится более 70% в общем объеме рынка.

По результатам проведенного опроса, 76% иностранных фармкомпаний осуществляет в России свою деятельность через представительства, 17% имеет российскую структуру ЗАО и 3% - ООО. Кроме этого, 3% компаний имеет на территории страны совместные предприятия, 18% опрошенных сообщили о наличии производства в России.

Планируют ли западные компании развивать собственное производство в России? На данном этапе 48% из них ответили на этот вопрос отрицательно. В то же время 33% компаний подтвердили, что они планируют рассмотреть такую возможность в ближайшие 2-3 года, а 19% принявших участие в опросе заявили, что рассмотрят возможность начать производство в России в последующие 5 лет. Двумя основными факторами, свидетельствующими в пользу открытия производств, были названы конкуренция и экспансия в регионы. Сокращение себестоимости не было отмечено в качестве приоритета и получило меньший оценочный балл.

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство компаний не отказывается от идеи открытия производства в России. Но если быть реалистами, на сегодняшний день предпосылок для этого немного. Первая и главная причина, противодействующая этому процессу, - российская бюрократия (так считают 24% опрошенных). Далее по нисходящей - экономические и политические риски (20%), неблагоприятное состояние рынка (16%), контрафактные препараты, проблемы с защитой интеллектуальной собственности, отсутствие очевидных экономических и финансовых выгод (по 8%).

В случае принятия решения о начале производства в России западные компании отмечают разные схемы его запуска. Большинство (38%) отдают предпочтение размещению заказа на российских предприятиях. Второй популярный ответ - организация совместных предприятий (31%). 23% респондентов готовы рассмотреть организацию собственного производства с нуля и 8% предпочли бы купить российское предприятие.

Подобный расклад сил подтверждает предположение экспертов о том, что инвестировать строительство новых заводов в большинстве случаев экономически более целесообразно, чем реконструировать старые. Интересным является и тот факт, что более 50% фармкомпаний предпочли бы развивать производство по полному циклу, в то время как менее половины сообщили, что готовы начать производство через упаковку.

В оптовом секторе сегодня наблюдаются процессы концентрации. В 2004 г. совокупная доля 5 крупнейших российских дистрибьюторских компаний составила около 60%. В этой связи, отмечают эксперты, у компаний имеются широкие возможности не только в выборе оптовой организации, но и в создании совместного производства.

Сегодня ведущие дистрибьюторы уже начали создавать упаковочные мощности и рассматривают возможности открытия собственного производства. Относительно организации поставок ЛС 86% компаний отметило, что они рассматривают сотрудничество с независимыми дистрибьюторами как лучший способ организации сбыта изготовленной продукции, и только 14% готово создать собственную оптовую сеть.

Итоги опроса показали, что на данном этапе российский фармрынок воспринимается иностранными фармпроизводителями прежде всего как рынок сбыта продукции, произведенной на собственной базе за пределами страны. В настоящее время еще не накоплен достаточный опыт по переносу или созданию западными компаниями производства в России.

Иностранные компании -члены AIPM пока сдержанно относятся к созданию производства в России, однако планируют рассмотреть такую возможность в течение нескольких ближайших лет. Основными препятствиями на этом пути являются бюрократия и сохраняющиеся экономические и политические риски.

Источник Remedium


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/18128.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua