03 июн, 09:57
Уже около трех недель украинские ГОКи используются в качестве «психологического оружия» в противостоянии между российскими холдингами. В середине мая Усманов и Анисимов заявили о желании создать Евразийскую горно-металлургическую компанию на базе пяти ГОКов – Михайловского, Лебединского (РФ), Южного и Ингулецкого (Украина), а также Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения (ССГПО, Казахстан). Напомним, что в качестве декларируемой цели была выдвинута идея создания компании четвертой в мире по добычи ЖРС для получения возможности влияния на ценовую динамику мирового рынка. В то же время ряд экспертов усматривает за этим стремление надавить не столько на мировых лидеров, сколько на «своих». В частности, на упомянутый ММК, оказавшийся с подачи упомянутых господ в сырьевой «блокаде» после прекращения поставок с Михайловского, Лебединского ГОКов и ССГПО (90% поставок ЖРС) с целью в очередной раз склонить к предприятие к объединению активов.
К концу мая украинское «одеяло» на себя потянул ММК, который сумел одновременно договориться как с Полтавским ГОКом на поставку сырья, так и с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) на снижение стоимости перевозок ЖРС из Украины. Общим результатом проведения успешной стратегии по преодолению кризиса снабжения Магнитогорского комбината стали договоренности с Костамукшским, Ковдорским, Стойленским и Полтавским ГОКами. В этой связке Полтавский ГОК является одной из ключевых фигур: предполагается, что украинское предприятие сможет поставлять 2,5 млн. т окатышей, что закрывает 50% потребностей предприятия в сырье и таким образом заменить казахстанское ССГПО. Кроме того, необходимо учесть, что договоренность с Полтавским ГОКом является принципиальной еще и в виду того, что именно по окатышам возникли основные противоречия с Усмановым и Анисимовым, т.к. на первом этапе противостояния сторонам удалось договориться по ценам на агломерат и концентрат.
В то же время залатать столь широкую дыру ММК без потерь не удастся даже при помощи украинских активов. Денис Нуштаев из ИК «Метрополь» считает, что при самых благоприятных обстоятельствах украинские производители могут закрыть лишь 30-40% потребностей ММК в руде, ведь “у них есть и другие клиенты”. Тимоти Маккачен из ИК «Атон» говорит, что унификация тарифов пригодится Магнитке в будущем — если она договорится о покупке Полтавского ГОКа. Аналитик Альфа-банка Максим Матвеев, указывая, что в прошлом году ММК закупил на Лебединском ГОКе 1,5 млн. т руды, а на Михайловском — еще 2,4 млн т., считает: “Быстро закрыть такие потоки за счет других поставщиков проблематично, ММК все равно придется договариваться, хотя бы с ССГПО”.
В данном случае с последним экспертом можно поспорить. Ведь, если учесть, что Усманов и Анисимов начали сырьевую блокаду после достижения соглашения с ССГПО, «мировая» возможна только после того, как Магнитка либо уступит притязаниям стратегов железорудного объединения (войдет в состав новой структуры), либо докажет возможность независимого функционирования (что сейчас и происходит). О решительности намерений ММК свидетельствует то, что предприятие приняло решение об остановке трех доменных печей и сортовых станов. 16 мая была прекращена работа доменной печи N9, с 1 июня предполагается остановить доменную печь №10, с 10 июня - доменную печь №2. Также после 1 июня могут остановиться сортовые станы "251" и "351" и блюминг. Как известно, пойдя на такой шаг комбинат рискует существенно сократить свои доходы: остановка только одной домны, сообщает пресс-служба предприятия, приведет к сокращению прибыли от реализации на 277 млн. руб. ежемесячно.
Несмотря на то, что руководство Магнитки предупреждало, что пойдет на такой шаг, если ССГПО не будет придерживаться рыночных цен на сырье, в эти заверения мало кто верил. Магнитку упрекали в пиаре и пустых угрозах перед визитом В.Путина на Урал. «Остановить домну, чтобы потом перезапустить, очень трудно – а в короткие сроки, названные ММК, и вовсе невозможно, – считает аналитик ИК «Солид» Игорь Нуждин. – Поэтому угроза остановки – это, скорее, акт демонстративный, а на самом деле руководству Магнитки придется договариваться с сырьевиками, а именно с тандемом Усманов - Анисимов».
Однако если это произошло, руководство ММК приложит все силы, чтобы заменить ретивых поставщиков, т.к. данный конфликт из рыночной дискуссии уже давно перешел в разряд личного противостояния. В итоге, согласно договоренностям до конца текущей недели должна поступить пробная партия из 30 000 т окатышей от Полтавского ГОКа (Украина), а при благоприятной оценке закупки на Украине планируется довести до 200 000 т в месяц. Примерно столько же ежемесячно может поставлять и “Карельский окатыш”. С июня входящий в “Мечел” Коршуновский ГОК будет поставлять по 100 000 т в месяц.
В то же время, о серьезном отношении к поставкам Полтавского ГОКа свидетельствует явно пролоббированное решение относительно снижение в три раза жд тарифов на перевозку промгрузов из Украины, напрямую касающееся ММК и предприятий группы «Мечел». Как пишет газета «Ведомости», топ-менеджер одной из частных российских транспортных компаний поясняет, что для перевозки железной руды из стран СНГ в России действуют специальные повышающие коэффициенты. “Вчерашнее решение ФСТ отменяет их только для руды с Украины, оставив их в силе, к примеру, для Казахстана”, — говорит собеседник. По его словам, эта мера очень выгодна Магнитке. “Прежде транспортировка тонны руды с Полтавского ГОКа до ММК обходилась бы комбинату в $37, а с Лебединского и Михайловского ГОКов — лишь в $13-14, теперь эти тарифы сравнялись и вести руду с Украины можно по той же цене, что и с российских ГОКов”, — говорит эксперт.
Однако российские рудари проявляют скепсис (а что им еще остается?) в отношении перспективности и стабильности украинских поставок. “Если у владельца "Полтавы" [Константина Живаго] есть голова на плечах, то продавать большие объемы ММК они не будут, — говорит собеседник. — Ведь так экспортно-ориентированный ГОК может потерять клиентов в Европе”. Здесь можно резонно возразить, что стабильный российский потребитель, который в данный момент загнан в угол, может стать «любимей и дороже» ряда европейских клиентов, которые никуда не денутся (с учетом дефицита и дороговизны ЖРС в Европе) в случае, если с ММК отношения не сложатся. Вместе с тем, учитывая «пикантность» ситуации, Полтавский ГОК может рассчитывать на долгосрочные стабильные отношения в разных формах – как на договорной основе, так и как часть российской компании.
По поводу второго варианта, на сегодняшний день уже существует информация (однако в разном изложении) о проведении переговоров о покупке пакета акций Полтавского ГОКа. Как утверждают разные источники, владелец контрольного пакета акций Полтавского ГОКа Константин Живаго встречался в Магнитогорске с руководителями Магнитки. По другой версии переговоры по покупке 15% акций Полтавского ГОКа ведутся с австрийским трейдером DCM Decometal International Trading.
Самое интересное, что управляющая компания Михайловского ГОКа, - “Металлоинвест” - на базе которого Усманов и Анисимов решили строить Евразийскую горно-металлургическую компанию, высказалась решительно против либерализации жд тарифов промперевозок из Украины. Это выглядит просто парадоксально, если учесть, что российские олигархи все еще надеются осуществить слияние Ингулецкого и Южного ГОКов с российскими и казахстанским железорудными комбинатами. Совершенно очевидно, что в случае (не дай бог) успешного завершения переговоров льготные условия транспортировки руды в первую очередь понадобятся именно руководству новой корпорации. После первых тактических побед Магнитки “Металлоинвест” заявил о том, что «дискриминационное по отношению к российским ГОКам решение о снижении тарифов на импортные перевозки сырья из Украины может привести к необратимому уменьшению объемов производства в отрасли вследствие неизбежного сворачивания инвестиционных программ, что в конечном итоге может поставить российскую металлургию в зависимость от импорта ЖРС». Как говорится, комментарии здесь излишни.
Анализируя данную ситуацию, хочется предостеречь собственников украинских предприятий от авантюрных решений. Совершенно очевидно, что приведенный пример является началом масштабного укрупнения российского металлургического рынка, игроки которого решили воспользоваться украинскими сырьевыми активами, во-первых, в качестве механизма давления на ближайших конкурентов, а во-вторых, средства решения локальных проблем. Ведь не секрет, что на данный момент перепроизводство ЖРС в России находится на уровне 10 млн.т. (по сравнению с потреблением в 85 млн.), которые экспортируются вынужденно. Иными словами, после реструктуризации рынка российские предприятия могут спокойно обеспечить свои потребности за счет местных источников.
Более того, при дефиците спроса ГОКи РФ неизбежно будут лоббировать вопрос о восстановлении прежних ограничений (в данном случае повышение жд тарифов на перевозки промгрузов, введение таможенных пошлин и др.), что поставит в уязвимое положение украинские предприятия. А, как известно, в большой игре, причем еще и на чужом поле, невозможно оставаться хозяином ситуации и минимизировать указанные риски. Исходя из этого, целесообразно было бы сейчас остановиться на контрактной основе поставок ММК окатышей со стороны Полтавского ГОКа, что не нанесет ущерба внутреннему рынку (Полтавский ГОК практически полностью экспортоориентированное предприятие). Поскольку интеграции Ингулецкого и Южного ГОКов в корпорацию Усманова и Анисимова вызовет серьезный дефицит ЖРС на внутреннем рынке, от данного проекта необходимо отказаться без каких-либо колебаний.
Источник ugmk.info
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/16992.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua