03 июл, 14:47
Чрезвычайный и Полномочный посол в Украине Виктор Черномырдин в своем интервью рассказал, что он думает о возвращении Крыма России и о том, похожи ли украинские политические кризисы на события в России в начале 90-х.
Читатели «Нового Региона» задавали вопросы Виктору Степановичу с 30 мая по 1 июня, ответы на основные из них предоставлены ниже.
«Уважаемые читатели «Нового Региона»! Мне передали Ваши вопросы, которые пришли в агентство. Их оказалось более сотни за несколько дней. Подробно ответить на каждый вопрос – просто нереально, думаю, это все понимают. Поэтому я их сгруппировал по тематике и характеру.
Благодарю читателей «Нового Региона» за внимание к тем проблемам, которые находятся в сфере взаимоотношений России и Украины. В этом месяце, кстати, исполнилось десять лет Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, который сыграл немалую роль в развитии наших межгосударственных отношений. Десять лет – срок немалый, и сейчас в рамках комиссии президентов России и Украины готовятся к завершению необходимые изменения и дополнения в этот главный для наших государств документ. Думаю, что тем, кто ознакомится с ним, это также поможет получить ряд ответов на вопросы, подобные пришедшим на сайт агентства.
Итак, начну с наиболее обширной темы, связанной с Крымом и проживающими здесь русскими не только по национальности, но и по духу, не зря Россия считает этих людей соотечественниками.
Сразу же хочу ответить тем, кто призывает Россию вернуть Крым в свой состав. Таких немало и они требуют: «Россия просто обязана сделать свой решительный шаг и вернуть Крым!». Я считаю такую позицию, по крайней мере, лукавством. За ней стоит опасное безразличие к тому, какие последствия и для России, и для Украины, а в первую очередь для жителей Крыма могут повлечь какие-то «решительные шаги».
Не разжигать костер – гасить искры нужно. Переговорный процесс – единственное цивилизованное средство сближать расхождения. Особо подчеркиваю – по всему кругу вопросов без исключения: от территориальных проблем, гражданства и до вопросов с языком, средствами массовой информации. Идти другим, неполитическим путем – безнравственно для живущих вместе или рядом.
Кроме напряжения, как верно отметил в своём комментарии к вопросу один из жителей Крыма, здесь это ничего не вызывает. И я согласен с его предложением к России, привлекательным по своим результатам: «Так развивайте бизнес в Крыму!».
Ведь там, где идет политический перекос в ущерб вниманию к экономике, не растет уровень жизни людей. И находятся те, кто начинает разжигать интерес недовольного этим населения к тому, что часто носит сугубо узкогрупповой характер.
Один из примеров тому – акты вандализма, как называет автор из Львова факты атак на имущество пророссийских организаций, приведших к повреждениям зданий или мемориальных мест. В один ряд с такими действиями я ставлю и решения нескольких украинских законодательных органов местного уровня, которые подталкивают себя к сносу памятников периода СССР и Великой Отечественной войны. Здесь и решения о развертывании сети музеев «советской оккупации»…
В настоящее время общественное внимание привлекается еще к одному вопросу – пребыванию Черноморского флота в Севастополе. Почему, спрашивает читатель из Донецка, сейчас усилилась, по его мнению, подготовка общественности к необходимости вывода ЧФ? На мой взгляд, в основе таких действий тоже, во многом, лежит желание уйти от ответственности за реальные проблемы. И впереди всех здесь почему-то дружно идут СМИ: вместо реальных «за» и «против» и анализа положения вещей звучит модное «геть».
На самом деле «морская» тема – предмет реальных переговоров обеих сторон на высоком уровне. Недавно Россия и Украина успешно согласовали проект Договора о государственной границе в Азовском море и пакет Договора о разграничении Черного моря. Да, решаются на переговорах вопросы не одномоментно: ранее Россия и Украина провели более 20 раундов переговоров, к примеру, по разграничению акваторий Азовского и Черного морей и Керченского пролива.
Вторая большая группа вопросов – по ситуации в Украине, которая включает вопросы и внутренней, и внешней политики. Российские читатели «Нового Региона», в частности, сравнивают политические процессы в Украине с тем, что происходило в России в первой половине 90-х годов. Из Сургута в связи с этим спрашивают: так как все-таки, Украина в данном случае повторяет то, что было или опережает Россию?
Как свидетель и участник процессов тех лет в России, сравнивая происходящее сейчас в Украине, вижу и подобное, и отличия.
Несмотря на похожую внешне расстановку сил – конфликт власти исполнительной и законодательной – за этим в Украине видится и то, чего в России не было в такой мере: противостояние «географическое», экономическое, языковое, а также сильное, разнонаправленное личностное начало сразу нескольких харизматических политиков. Нельзя не учесть и разрыв событий во времени, сегодня у каждого из нас другая расстановка приоритетов не только во внутренней, но и во внешней политике.
Возьмем стремление Украины вступить в НАТО. Здесь я вижу пример того, как тесно переплелись приоритеты во внешней политике с реалиями во внутренних делах. Думаю, поэтому вопрос по НАТО вряд ли будет решен в обход общеукраинского мнения, достаточно ознакомиться с итогами многих социологических опросов.
Часть Ваших вопросов основана на утверждениях, что «страна разваливается». Не согласен: украинцы не позволят, нация-то здорова. Разруха, прав был киевлянин Булгаков, совсем в другом месте. Слава Богу, не у всех, поэтому политический кризис, в конце концов, получит свое решение, причем без какого-либо особого российского влияния, на чем настаивают многие радикально настроенные собеседники на сайте «Нового Региона». Кстати, и у меня есть вопрос: почему агентство выбрало такое название? Есть какой-то подтекст? (Во время встречи генеральный директор РИА «Новый Регион» Александр Щетинин подробно ответил на вопрос Черномырдина о названии агентства. Ответ – в интервью ЧВС на следующей неделе – прим. «НР»).
В заключение – о вопросах «персональных». Не надоело ли мне «в киевской ссылке»? Ну, во-первых, Украиной меня не испугаешь, бывало в жизни разное – и Сибирь, и Север. Во-вторых, я считаю, что здесь сегодня – одно из важнейших звеньев геополитических интересов, в первую очередь – России. Наконец, самый интересный женский вопрос – где девчата красивее, на Украине или в России? Могу ответить прямо: у меня жена – украинка. Но – родом из Оренбургской области.
И последнее. Один из читателей, киевлянин, спросил, зачем издали книгу моих интервью «Хотели как лучше…». Вот так случилось – меня не спросили, хотели как лучше. И, должен сказать, с книгой получилось, как было и с самими статьями: читают, судя по тому, что издан сборник не только в Киеве, но и в Москве. В книжных магазинах очередей, конечно, нет, но книга расходится, как сообщили московские распространители неплохо: в рейтинге продаж у неё пятое место. И это радует, все-таки в сборник вошли, можно сказать, исторические срезы нашего с вами времени, которые показал читателям «Комсомольской правды» Александр Гамов, журналист с опытным пером в руках».
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/153391.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua