Демократия по-украински

23 фев, 19:24

Прошедшая сессионная неделя снабдила не только украинскую, но и мировую демократию новыми методами оппозиционной борьбы. Традиционное блокирование трибуны отошло в прошлое. А на смену ему пришло отключение света, блокирование коммуникационных узлов и прочие способы влияния на принятие государственно важных решений. Кроме того, изменилась форма работы большинства во время заседаний парламента. Теперь депутаты выстраиваются вокруг трибуны и выслушивают говорящих стоя. Формальная цель такого новшества – обезопасить трибуну от оппозиционеров, которые, вероятно, могут выбежать из электрощитовой и заблокировать ее, как только ослабнет бдительность коалиции.

 

Как результат – практически ни одного жизненноважного документа на этой неделе принято не было. А самым ярким законодательным событием стала очередная пощечина президенту, как раз накануне его дня рождения, в виде провала кандидатур Огрызко и Короля на посты глав соответственно МИД и СБУ.   Сам же президент заявил, что подаст эти кандидатуры повторно. В любом случае, на переговоры относительно кандидатур на эти должности, да и других вопросов, у представителей власти есть две недели (следующее заседание парламента пройдет 13 марта).

 

А тем временем правоохранительные органы должны будут дать оценку действиям оппозиции. Именно такую рекомендацию дал  Комитет по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады. По словам главы Комитета Александра Ефремова, представители  БЮТ и «Нашей Украины», заняв электрощитовую парламента, нарушили часть первую статьи 8 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», а также часть вторую статьи 51 Регламента Верховной Рады.

 

«В своей деятельности народный депутат должен придерживаться общепринятых норм морали, всегда сохранять собственную честь и достоинство других народных депутатов, служебных и должностных лиц и граждан; воздерживаться от действий, заявлений и поступков, которые компрометируют его самого, избирателей, Верховную Раду Украины, государство», - говорится в части первой статьи 8 Закона «О статусе народного депутата Украины». Разве действия оппозиции не подпадают под эту норму? Разве не компрометируют действия оппозиции украинское государство перед лицом мировой общественности?  Да и большинство, встав на защиту трибуны ВР, выставило и себя и все государство в, как минимум, в смешном свете.

 

Особенно саркастично выглядит тот факт, что сразу после выступления главы регламентного комитета, депутаты дружно проголосовали за Постановление про заявление Верховной Рады «Про начало переговоров между Украиной и ЕС относительно заключения нового базового договора». Отнесется ли серьезно ЕС к заявлению страны, власти которой устраивают шоу из заседаний парламента и нарушают нормы, которые сами же и принимают. Любой европейский чиновник при заключении такого договора трижды подумает, будут ли украинские власти придерживаться взятых на себя обязанностей, если отдельные парламентарии явно игнорируют нормы отечественного законодательства.

 

«На пленарном заседании народный депутат не должен препятствовать изложению или восприятию выступления (выкриками, аплодисментами, разговорами по мобильному телефону и т.д.), употреблять оскорбительные высказывания и непристойные словам, призывать к незаконным действиям», - так формулируется вторая часть 51 статьи Регламента ВР. И пусть даже регламент не является законом, но ведь для кого-то он принимался. И за него голосовали те же люди, которые блокируют трибуну ВР, отключают свет и заявляют, что делают это на благо родного народа. А действительно ли на благо?

 

Каждая из противоборствующих сторон украинской политики неустанно заявляет, что действия другой стороны – не что иное, как пиар. При этом пиару придается крайне негативное значение. А ведь пиар – это не способ кого-либо обмануть, а система взаимоотношений с широкой общественностью, цель которой сформировать определенное общественное мнение. Основная цель пиара применительно к политике – привлечение на сторону определенной политической силы как можно большего числа избирателей. Но как раз с этой точки зрения то, что делают украинские парламентские партии, больше напоминает черный пиар против самих себя. Ведь прибегнув к такому примитивному виду шантажа, как «если не проголосуете за закон про ЖКХ, мы не включим свет» добиться расширения электорального поля невозможно. Наоборот, такими действиями оппозиция рискует растерять даже те голоса, которые у нее есть на сегодняшний день.

 

Не лучше выглядит и коалиция. В глазах рядовых избирателей парламентское большинство пока что демонстрирует неспособность договориться с оппозицией о конструктивной работе. Чего стоят те способы, которые используют депутаты из антикризисной коалиции, чтоб обеспечить работу парламента. Вместо того чтобы провести переговоры, они защищают трибуну и ищут различные технические возможности включить свет. Конечно, их изобретательность радует. Но чтобы представители большей части украинского народа действовали таким образом…Вряд ли электорат это оценит.

 

Единственной целью, которая может оправдать такие действия может быть стремление оппозиционных сил таки добиться роспуска парламента. Но для этого явно не хватает оснований. Согласно Конституции, президент имеет право досрочно распустить Верховную Раду в случае, если в течение одного месяца в парламенте не сформирована коалиция, если в течение шестидесяти дней после отставки Кабмина не сформировано новое правительство, и если пленарные заседания не могут начаться  в течение тридцати дней очередной сессии. На сегодняшний день все эти факторы отсутствуют. Коалиция есть, Кабмин сформирован, заседания, хоть и с горем пополам, проводятся. Таким образом, чтобы создать условия для роспуска парламента, оппозиция должна не только отключить свет, но и забаррикадировать все входы в зал заседаний. Другой путь – отправить в отставку Кабмин. Но и для этого нет причин. А вакансия главы МИД не является основанием для отставки всего правительства.

 

Словом, чего добиваются своими действиями оппозиционеры, остается загадкой, что, кстати, ввело в замешательство депутатов из большинства. Единственно, что реально удалось продемонстрировать «Нашей Украине» и БЮТ – готовность к объединению и совместным действиям. О подписании заявления про объединенную оппозицию уже успели заявить представители обеих политических сил. Сам факт появления в Украине единой оппозиции, несомненно, имеет позитивное значение для развития демократических процессов. Остается только подкрепить это развитие демократическими методами политической игры. Ведь рациональные действия в правовом поле, конкретные законопроекты, направленные на реальное решение государственных проблем и кадровые назначения на основании интересов Украины, а не отдельных политических сил, могут принести намного больше политических дивидендов, чем выключение света и блокирование трибуны, пусть даже с самой благородной целью.


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/143333.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua