12 май, 18:06
Почти незаметным в праздничной суете вокруг окончания войны осталось на Украине сухое официальное сообщение государственного атомного ведомства "Энергоатом". Через две недели после 19-й годовщины чернобыльской катастрофы вслед за беседой с премьер-министром Юлией Тимошенко руководство госоргана объявило о постройке до 2030 года одиннадцати новых ядерных реакторов.
"Энергоатом" обосновал это "стратегическое решение" необходимостью укрепления энергополитической независимости.
В ответ министр окружающей среды Германии Юрген Триттин открыто выразил недовольство. Украина, считает он, не имеет средств даже для переоборудования своих старых электростанций – и вряд ли сможет профинансировать постройку одиннадцати новых реакторов.
Обычно столь многословная, глава правительства ничего не говорит о мотивах заявленного удвоения числа ядерных реакторов на Украине. Однако, даже если честолюбивые планы – это просто средство для получения международной финансовой помощи на переоборудование устаревших реакторов, все равно становится очевидным, что новые правители, пришедшие к власти благодаря "оранжевой революции", ни в коем случае не думают об отказе от атомной энергетики.
При этом Украина все еще страдает от последствий чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года. Ежегодно на смягчение этих последствий уходит от 5 до 7% государственного бюджета; 40 % лесов страны считаются зараженными; 2,4 млн украинцев, в том числе 428 тыс. детей, по данным министерства здравоохранения, страдают от последствий радиоактивного заражения.
Тем не менее замешательство политиков в Киеве в связи с самой тяжелой на сегодняшний день гражданской ядерной катастрофой было лишь кратковременным. Еще в советские времена, в 1990 году, под сильным давлением общественности все планы строительства новых реакторов были положены на Украине под сукно. Но тяжелый энергетический кризис, который поразил молодое государство после обретения им независимости в 1991 году, заставил к ним вернуться.
Уже в 1992 году Киев, чтобы уменьшать зависимость от ископаемых энергоносителей, которые Украина вынуждена покупать за границей за валюту, отменил собственный мораторий. После ввода в эксплуатацию в 1995 году шестого энергоблока в Запорожье, электростанция стала самой крупной на континенте.
Под международным давлением и после получения гарантии в вопросе выделения финансовых средств на строительство новой оболочки вокруг осыпающегося саркофага, под которым находится злосчастный реактор, Киев в 2000 году наконец отключил от сети три все еще активных реактора Чернобыльской АЭС.
Международные экологические организации видят для Украины возможность уменьшения зависимости от ядерной энергетики в перевооружении обычных электростанций и в более эффективном использовании энергии.
Однако для Киева 13 энергоблоков в пяти разных местах наряду с природным газом и каменным углем по-прежнему остаются главной опорой его энергетической политики: по данным "Энергоатома", 45,3% потребности в электроэнергии покрывается за счет атомных электростанций.
В начале года о возможности аварии на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что топливные элементы заглушенных реакторов все еще не являются безопасными, предупреждал депутат украинского парламента Владимир Яворивский из блока "Наша Украина", который тем временем оказался в правительственном стане.
Все склады радиоактивных отходов переполнены, указывал находившийся тогда в оппозиции депутат, пытаясь привлечь внимание к проблемам украинской атомной промышленности: Россия, которая как поставщик топливных элементов должна также вывозить ядерные отходы, отказывается их принимать. Очевидно, что премьер-министр Тимошенко прониклась этой проблемой: кроме строительства новых реакторов она хочет осчастливить свою страну еще и новыми складами для хранения радиоактивных отходов.
Источник Inopressa.ru
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/14311.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua