30 янв, 09:11
Руководство Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) добивается введения правил игры на рынке грузовых, багажных и пассажирских железнодорожных перевозок, суть которых состоит в изъятии управленческих функций у «Укрзализныци» и передаче их независимому регулирующему органу.
Недавно председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев направил министру транспорта и связи Николаю Рудьковскому официальное письмо, в котором призвал Министерство транспорта и связи Украины не повышать тарифы на пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки до разработки методики тарифообразования. По мнению председателя АМКУ, любое повышение тарифов на железнодорожные перевозки до разработки и утверждения соответствующих нормативных документов по вопросам ценообразования и принятия решения о создания Национальной комиссии регулирования транспорта может оказаться необоснованным.
Данное обращение стало ответом на декабрьские шаги Минтранссвязи в направлении очередного повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Напомним, что перед новым годом министерство передало на рассмотрение профильных министерств и ведомств проект циркуляра об индексации и унификации тарифов на грузовые перевозки с 1 января 2007 года. Авторы документа предложили изъять существующую ныне категорию так называемых исключительных тарифов, расформировав входящие в нее номенклатурные позиции по соответствующим тарифным классам; а также – утвердить коэффициенты к тарифам действующего Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины в размере +25%.
Следует отметить, что 2006 год оказался единственным в течение ряда последних лет, когда Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» ни разу не повышала тарифы на грузовые перевозки. При этом стоимость этих ее услуг выросла естественным путем на 7,4% по отношению к 2005 году. Что же касается 2005 года, то тогда вследствие июньского повышения базовых тарифов на 19-50% их рост достиг рекордного за последнее время уровня – 39% по сравнению с 2004 годом. Что же касается предыдущих лет, то «Укрзализныця» как правило поднимала цену на грузовые ж/д перевозки два раза в год примерно на 10-15%, аргументируя эти меры низкой рентабельностью.
Что же касается планировавшегося с нового года 25-процентного повышения, то, с точки зрения авторов соответствующего циркуляра, необходимость в нем диктуется несоответствием ныне действующей тарифной системы «нормам действующего законодательства относительно ценообразования на услуги естественных монополий, пакета директив Европейского Союза в сфере железнодорожного транспорта и требований Всемирной торговой организации (ВТО) относительно установления тарифов». При этом они подчеркивают, что инициируемая ими мера «является вынужденной в условиях невозможности решить эту проблему альтернативным способом – за счет принятия нового Сборника тарифов «Укрзализныци» взамен ныне действующего».
Как известно, проект новой редакции «Сборника грузовых тарифов железнодорожного транспорта Украины», над которым специалисты Минтранссвязи и «Укрзализныци» работали с декабря позапрошлого года, был создан именно с целью приведения отечественной тарифной системы в соответствие с рядом перечисленных документов в направлении ее унификации, что является одним из условий вступления Украины в ВТО. Речь идет о внедрении так называемой унифицированной системы тарифов, согласно которой тарифы в границах каждой номенклатурной группы грузов должны быть на одинаковом уровне независимо от вида сообщения.
Действительно, как констатируют работавшие над Сборником специалисты Минтранссвязи, сейчас тарифная система «Укрзализныци» не соответствует упомянутым требованиям международных организаций, «поскольку по сей день сохраняется определенная разница в уровне тарифов на перевозки в экспортном, импортном и внутреннем сообщении». Однако, как считает, например, первый заместитель начальника главного коммерческого управления железнодорожной администрации Виктор Черный, вступление Украины в ВТО само по себе не может быть причиной общего роста тарифных ставок, поскольку при проведении необходимой унификации всех видов тарифов рост одних из них (экспортных) должен быть уравновешен снижением других (импортных).
Из этого следует, что задача унификации тарифов на все виды грузовых перевозок была решена Минтранссвязи не за счет приведения их к единому основанию, в чем собственно и состоит унификация, а за счет индексации, которая представляет собой нечто совершенно иное. Вероятно именно поэтому, ознакомившись с соответствующим нормативным документом Минтранссвязи в декабре, АМКУ рекомендовал «Укрзализныце» в первую очередь привести порядок формирования тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в соответствие с требованиями конкурентного законодательства. То есть, по сути, открыто признал, что до сих пор она таковой не была. И, вероятно, именно поэтому давно подготовленный Сборник вызвал серьезное сопротивление профильных министерств и ведомств и по сей день не принят.
Между тем, если аргументацию всех предшествующих скачком тарифов на грузовые ж/д перевозки (мол, недостаточно высокая рентабельность) никак нельзя было опровергнуть из-за закрытости системы ценообразования в «Укрзализныце», то доводы к планировавшемуся с 1 января нынешнего года их 25-процентному повышению развенчивают сами же сотрудники администрации ж/д транспорта. Иными словами, полная безосновательность данной меры оказалась очевидной для всех, что сделало необходимыми соответствующие шаги Антимонопольного комитета.
Как считает г-н Костусев, проблема ничем не регулируемой эскалации цен на услуги «Укрзализныци» возникает вследствие того, что на сегодня Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») совмещает в себе функции как субъекта хозяйствования, так и органа управления. Попросту говоря, она сама создает для себя законы и меняет их по собственному усмотрению. А значит, необходимость в экономическом обосновании того или иного ее шага просто отпадает. При этом, как констатирует председатель АМКУ, все ее действия и решения оказываются непрозрачными, а потому – не поддаются объективной оценке. Разумеется, такой подход к ценообразованию не соответствует общепринятым в развитых странах принципам регулирования и, конечно же, не обеспечивает справедливого баланса интересов производителя и потребителей.
Дабы ввести деятельность «Укрзализныци» в нормативное русло и установить на рынке железнодорожных перевозок хотя бы самые общие правила игры в конце декабря АМКУ разработал проект постановления Кабинета Министров Украины о создании Национальной комиссии регулирования транспорта. Сейчас документ прошел уже стадию согласования с Министерствами экономики, финансов, юстиции и государственным комитетом предпринимательства Украины и направлен в Кабмин. Председатель АМКУ, по его словам, рассчитывает на поддержку правительства в этом вопросе и искренне надеется, что министр транспорта и связи Николай Рудьковский решительно и с пониманием отнесется к необходимости оперативного внедрения четкого и прозрачного механизма формирования железнодорожных тарифов».
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/140465.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua