Коломойский может стать ферросплавным королем

20 янв, 21:02

Похоже, мечта Игоря Коломойского близится к воплощению своей хрустальной мечты-созданию ферросплавной империи. Похоже, что именно  «Приват» является и  компанией Stemcor, заключившей в начале года сделку по приобретению грузинских ферромарганцевых активов, и за таинственными «британскими инвесторами», пожелавшими построить новый ферросплавный завод в Украине, сообщает Укррудпром

 

Фирма Georgian Manganese Holding — дочерняя компания известного британского трейдера Stemcor UK — 5 января приобрела три злополучных грузинских предприятия, за которые на первом приватизационном конкурсе была серьезная конкуренция, но его победитель — «Евразхолдинг» — предпочел отказаться от этих активов, оставив правительству задаток в сумме 20 млн. долларов. Складывалось впечатление, что российская компания внезапно узнала нечто такое, что вынудило ее по живому оторвать кусочек шкуры, лишь бы поскорее унести ноги из этой сделки. Официальное объяснение — что грузинские активы не обеспечат должной доходности инвестиций — трудно принять всерьез, ведь, прежде чем вносить задаток, эксперты «Евраза» наверняка тщательно изучили ситуацию. При этом характерно, что группы «Приват» и «Интерпайп», принимавшие участие в первом конкурсе, не стали участвовать во втором. Похоже, что всплыл какой-то факт, оттолкнувший всех претендентов. Вернее, почти всех: ведь Georgian Manganese все-таки подала заявку на повторный конкурс и выиграла его, получив эти активы — как единственный претендент — практически по стартовой цене: совокупная стоимость сделки составила 112 млн. долларов (на 20 млн. меньше предложенной Евразом цены). Поскольку 20 млн. долларов внесенного “Евразом” задатка остались в Грузии, можно считать, что приватизация ферромарганцевых предприятий принесла правительству те же 132 млн. долларов.

 

Итак, Georgian Manganese стала владельцем трех грузинских предприятий — АО «Зестафонский завод ферросплавов», АО «Чиатурмарганец» и Варцихе ГЭС (ООО «Варцихе 2005»). Компания планирует объединить их в единый производственный комплекс де-юре, поскольку де-факто они уже объединены в общую технологическую цепочку — Зестафонский завод потребляет продукцию «Чиатурмарганца», а ВарцихеГЭС обеспечивает энергоснабжение обоих этих предприятий. Georgian Manganese взяла на себя обязательство в первые два года инвестировать в развитие предприятий 100 млн. долларов, обеспечить в первый год работы на «Чиатурмарганце» переработку не менее 300 тыс. тонн руды (сейчас объемы переработки составляют 200 тыс. тонн), в следующий год — 400 тыс. руды, из которых 200 тыс. тонн — на территории Грузии. Что касается производства ферросплавов (на зестафонском заводе), то в ближайший год их объем составит 200 тыс. тонн (вместо нынешних 120 тыс.), в следующий — 300 тыс. тонн. Предполагается, что в долгосрочной перспективе годовая переработка руд возрастет до 700 тыс. тонн, а производство ферросплавов — до 400 тыс. тонн в год.

 

Тут-то и обнаруживается вторая странность. Дело в том, что за 55 лет своего существования компания Stemcor впервые изменила своей стратегии — до сих пор она ни разу не покупала производителей, она просто торговала стальной продукцией и сырьем. Учрежденная в 1952 году миллиардером Оппенгеймером как совместное англо-германское предприятие, она и сейчас контролируется его сыном Ральфом (семье принадлежит 81% акций). Компания создала сеть офисов, охватывающую весь мир, и предоставляет клиентам сервис во всех аспектах международной торговли, она оказывает им услуги в сферах маркетинга, логистики, финансов, а также послепродажную поддержку. Так зачем такому мощному трейдеру потребовались отдельные обанкротившиеся предприятия-производители в далекой Грузии? Возможно, это только первый шаг, а в будущем Stemcor обрастет сетью производителей?

 

В связи с этим нельзя не вспомнить о событиях в Украине. В декабре Токмакский горсовет (Запорожская обл.) дал добро на строительство неподалеку от города нового ферросплавного завода. По словам заместителя городского головы Николая Сидоренко, финансирует этот проект «английская инвестиционная компания», которая готова вложить 150 млн. долларов в строительство завода «под ключ». Сидоренко объяснил, что «англичане здесь работают через своего представителя, компанию пока не раскрывают». А почему такая таинственность? И где эти таинственные англичане будут брать сырье — покупать у ГОКов «Привата», возить из Грузии или из Южной Африки?

 

Правда, все становится на свои места, если в грузинском конкурсе Stemcor просто выступила от имени группы «Приват», за скромные (или не очень) комиссионные. Не стоит исключать и того варианта, что именно Stemcor и есть та таинственная «инвестиционная компания», проект которой продвигает в Токмаке Константин Жеваго.

 

Этот вариант похож на правду — замминистра экономического развития Грузии Каха Дамения подтвердил, что британский трейдер действовал совместно с группой ПриватБанка. По его словам, люди «Привата» были на предприятиях, смотрели все, и пожелали взять в партнеры компанию. И добавил: «Насколько мне известно, наши специалисты тоже были в Украине. Не знаю, подписали ли они какое-то соглашение о партнерстве, но знаю, что они будут вместе работать».

 

Грузинский источник, пожелавший сохранить инкогнито, заявил, что роль группы ПриватБанка в этой сделке — ее финансирование и последующее владение активами, а Stemcor просто получает за посредничество и за использование бренда 2% комиссионных. Далее, по сведениям economica.com.ua, реальный собственник Зестафонского завода ферросплавов — грузинский предприниматель Илья Кукай, который зимой 2006 года переоформил предприятие на Stemcor, и у сторон в новом холдинге (ЗЗФ, Чиатурмарганец и Варцихе ГЭС) будут паритетные доли.

 

Собственно говоря, участие «Привата» прослеживается и в истории с первым конкурсом по «Чиатурмарганцу». «Евраз», принимая участие в первом конкурсе по приватизации этого предприятия, собирался создать СП с владельцами ЗЗФ, основного потребителя его продукции, и обеспечить надежные поставки ферросплавов на свои сталелитейные заводы. Исходная сумма российской заявки составляла около 101 млн. долларов, а «Интерпайп» предлагал за Чиатурмарганец и Варцихе ГЭС 117 млн. долларов. Однако в день подведения итогов конкурса Евраз повысил сумму до 132 млн. долларов, и после объявления этой компании победителем топ-менеджеры украинской группы обменялись взаимными обвинениями с грузинскими чиновниками.

 

В результате, возникли слухи, что «Евраз» договорился с группой ПриватБанка купить «Чиатурмарганец» на паях (кстати, источники в «Привате» их подтверждали). На тот момент «Приват» прежде всего, стремился лишить «Интерпайп» возможности обзавестись собственным источником сырья для НЗФ. Позднее ситуация изменилась, и в нынешней политической ситуации у «Привата» практически нет возможности получить контроль над НЗФ. Вероятно, и добиться разрешения на строительство завода в Токмаке этой группе было бы весьма непросто — против «английских инвесторов» ополчились только “зеленые”, да и то не слишком азартно, но трудно сказать, какая могла подняться буря, если бы в качестве инвестора выступила «Приват»… Поэтому Коломойский, тихо став собственником североамериканского производителя ферросплавов Felman Production, вполне мог прибегнуть к помощи иностранных посредников. Если он действительно станет владельцем крупного ферросплавного завода в Токмаке — правда, о его мощности пока не сообщалось — то «Приват» составит мощную конкуренцию НЗФ, кому бы ни принадлежал этот злополучный завод. Фактически, группа создаст производственную цепочку «сырье — ферросплавы», к чему стремилась долгие годы, после чего у нее не будет серьезных конкурентов на ферросплавном рынке — ни в Украине, ни за рубежом.

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/139185.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua