Вечно молодой антик

06 дек, 15:58

Во второй половине XVIII века в Европе начался самый настоящий бум: все, кто обладал хотя бы небольшими средствами и считал себя человеком образованным, разбирались в античном искусстве и украшали свой интерьер предметами из Древней Греции или Рима. Как известно, спрос рождает предложение. И в Европе появилось бесчисленное число торговцев предметами античности, которые, как правило, были украдены с раскопок.

 

А раскопок тогда велось достаточно много. Наиболее известны были раскопки знаменитых городов, погребенных под пеплом Везувия, - Помпей и Геркуланума. Работавшие здесь энтузиасты, ученые, историки и архитекторы вынуждены были зачастую с оружием в руках охранять от воров бесценные сокровища. Одним из ученых, принимавших активное участие в этих раскопках, был Чарльз Камерон, трудившийся впоследствии в Петербурге.

 

Увлечение античностью породило новое направление в искусстве, особенно ярко проявившееся в архитектуре, - классицизм. Принципы классицизма прекрасно увязывались с господствовавшими тогда идеалами философии Просвещения. Кроме того, классическое искусство внесло свежую струю в уже утомившие всех причудливое и пышное барокко и вычурное рококо. На смену этим капризным асимметричным стилям с надоедливой беспокойностью форм пришел строгий и рациональный классицизм, основанный на канонах античного искусства. Оказавшийся у власти Наполеон, как и римские правители, присвоивший себе титул императора, тоже оказался не чужд идеям классицизма. В начале XIX века высокий классицизм получил название "ампир" от французского empire - империя.

 

В основе классицистических построек лежал ордер, образующий портики, галереи, колоннады, лоджии. Известно четыре ордера, в зависимости от пропорций колонн и формы капителей. Колонны, полуколонны и пилястры, четко делящие фасад и обязательно расположенные симметрично, перекочевали и в интерьер. Популярны стали ротонды (круглые залы или постройки, перекрытые куполом и напоминающие античные храмы) и перистили (греческие дворики, окруженные колоннами).

 

Появилась мода украшать парадные залы античными статуями. Их расставляли между колоннами, а нередко даже делали для них специальные ниши в стенах. Особо удачливые и богатые собиратели античных древностей устраивали нечто вроде музеев, размещая свои коллекции раритетов в одном зале. Но необходимого количества античных статуй для украшения дворцов и особняков по всей Европе раскопки предоставить не могли, поэтому современные скульпторы стали создавать гипсовые слепки и мраморные копии знаменитых скульптур, а также собственные шедевры, созданные по канонам античного искусства.

 

Отделка помещений, мебель и предметы интерьера отличались строгостью и лаконичностью. Несмотря на отсутствие вычурности и перегруженности деталями, создавалось впечатление богатства и пышности (особенно это касается ампира).

 

Новыми были не только орнаменты, формы и пропорции, но и материалы. Именно в эпоху классицизма пришла мода отделывать камнем стены, а иногда и пол. Считалось, что это не только красиво и современно, но и более гигиенично и безопасно, чем, скажем, характерное для предыдущих веков использование дерева и тканей, которые легко загорались. Античные интерьеры отделаны в основном мрамором, который имеет колоссальное количество разновидностей и цветов.

 

Но мрамор стоил дорого, к тому же для северного климата это не слишком подходящий материал (как всегда, холодно в залах Эрмитажа, отделанных мрамором). Вот и стали использовать для облицовки стен искусственный мрамор. Причем не только в домах, принадлежавших людям со средним достатком, но и в царских апартаментах. В это же время начали использовать для отделки интерьеров и полудрагоценные камни.

 

Особенно популярно это было в России, славившейся большим разнообразием яшм, особыми сортами малахита и лазурита. Чуть раньше появилась мода на оштукатуренные стены. Окрашенные в пастельные тона, разделенные пилястрами или полуколоннами, украшенные не слишком обильной, но изысканной лепкой или росписью стены создавали особое настроение. Отделанный таким образом интерьер не нуждался в нагромождении дополнительных украшений.

 

Увидев знаменитые росписи в Помпеях, просвещенный мир был потрясен. Многие захотели иметь в своем интерьере нечто подобное. Фрески тоже вошли в моду. Это были целые картины, написанные на стенах или потолках, либо арабески, украшающие пилястры или фриз. Подобные росписи иногда заключали в лепные рамы, а чуть позднее - в резные золоченые.

 

В отличие от барокко, классицизм "не любил" золота. Лепные украшения перестали золотить, а оставляли белыми, иногда размещая на цветном фоне, что подчеркивало благородство узоров. Устав от яркости барокко, архитекторы и краски в отделке предпочитали нежные, пастельные: бледно-розовый и фисташковый - любимые Камероном, нежно-голубой или бледно-кремовый.

 

Еще одно новшество, пришедшее в эпоху классицизма, - стекло. Техника совершенствовалась. Зеркала стали делать больших размеров; ими украшали парадные залы, создавая при этом дополнительный объем и оптические иллюзии. Появились ложные окна.

 

В зданиях XVIII века обращает на себя внимание мелкая расстекловка окон. В самом начале XIX века появились первые зеркальные окна, то есть окна, застекленные цельным куском стекла. Первые зеркальные окна появились в России, в частности в Павловском дворце. Сделаны они были по проекту архитектора Воронихина, восстанавливавшего Павловский дворец после пожара. Воронихин вообще любил стекло. По его проектам на стекольном заводе стали отливать цельные столешницы из смальты. Он первым сделал столик только из стекла и бронзы. Именно он придумал особую алмазную огранку хрусталя.

 

Огромные люстры с многочисленными хрустальными подвесками, напоминающие водопад или хрустальную корзину, заменили строгие бронзовые светильники вроде античных ламп. Причем бронзовые изделия золотились не полностью, и позолоченные элементы чрезвычайно эффектно выделялись на фоне темной, покрытой патиной бронзы.

 

Архитекторы эпохи классицизма занимались не только фасадом и общей планировкой здания, не только отделкой стен, полов и потолков. Они создавали коллекции мебели, светильников, предметов интерьера, вплоть до мелочей, которые предназначались для определенных залов и комнат и не просто соответствовали друг другу по стилю, а составляли единое целое. При этом комнаты не были перегружены обстановкой. Интерьеры были основательно продуманы, лаконичны и гармоничны, радовали глаз и, что самое главное, не подавляли человека, поскольку одним из основных принципов философии Просвещения был принцип ценности человеческой личности.

 

zagorod.spb.ru


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/133700.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua