04 дек, 08:09
Несовершенство закона о фиксированном сельскохозяйственном налоге (ФСН) позволяет уклоняться от уплаты налогов компаниям, которые не имеют никакого отношения к крестьянам. В Государственной налоговой администрации не подсчитывали, какие убытки терпит бюджет из-за злоупотребления налоговыми льготами. Здесь, однако, указывают на то, что злоупотребляют налоговыми преференциями, как правило, крупные компании....
Польза для крестьян
Фиксированный сельскохозяйственный налог действует в Украине с 1998 года. Он заменил собой четыре налога и три вида сборов, которые до этого платили крестьяне. В частности, согласно закону, плательщики ФСН освобождены от уплаты налога на прибыль, платы за землю, коммунальных сборов, платы за патент на торговую деятельность.
По данным Счетной палаты, введение в действие ФСН уменьшило нагрузку на сельхозпроизводителей примерно в 3,5 раза. При этом, по данным Министерства аграрной политики, в результате введения налога в действие объемы платежей в бюджет от сельхозпроизводителей увеличились. В 2005 году было собрано в 2,4 раза больше средств, чем в 1999 — 8,7млрд. грн. в 2005 году против 3,6 млрд. грн. в 1999-м.
Однако, по мнению сотрудников ГНАУ, этот закон позволяет пользоваться льготами тем, кто не имеет на них права. Это происходит потому, что закон не дает четких определений того, что такое «сельхозпроизводитель» и что такое «собственная сельхозпродукция».
Согласно закону, фиксированный сельскохозяйственный налог могут платить сельхозпредприятия и рыбные хозяйства при условии, что 75% их валового дохода за предыдущий отчетный год составила выручка от продажи своей продукции в натуральном либо переработанном виде. Сумма налога, подлежащего уплате, исчисляется в зависимости от площади обрабатываемой земли либо водоемов, которые производитель использует. При этом право платить ФСН производитель получает по итогам предыдущего отчетного года. В тот же год, когда производитель пользуется налоговой льготой, его деятельность не регулируется.
Головная боль для налоговой
Сотрудник ГНАУ в беседе с корреспондентом «ДЕЛА» описал, как такой порядок предоставления льготы может использоваться для уклонения от уплаты налогов. При этом была описана реальная схема, с которой сталкиваются в налоговой. Компания берет в аренду гектар земли, на которой нанятые работники выращивают несколько центнеров овощей. С этими работниками компания заключает договор, согласно которому они предоставляют компании услуги по выращиванию урожая. Собранный урожай компания продает и, таким образом, получает доход. Операции с овощами, выращенными на одном гектаре земли, таким образом, остаются единственной деятельностью компании за отчетный год. Соответственно, 100% дохода компания получила от сельскохозяйственной деятельности. Имея документы, подтверждающие это, компания регистрируется в соответствующей налоговой инспекции как плательщик ФСН и освобождается от уплаты налога на прибыль. На следующий год эта же компания вместо выращивания овощей занимается предоставлением маркетинговых услуг и консалтингом. При этом, согласно закону, вместо всех причитающихся налогов компания платит только фиксированный сельскохозяйственный налог с одного гектара земли, который она взяла в аренду.
По результатам годовой работы оказывается, что в следующем году компания уже не может претендовать на статус сельхозпроизводителя. Ведь весь ее доход получен от непрофильной деятельности. Поэтому компания может либо ликвидироваться, либо целый год снова не заниматься ничем, кроме выращивания овощей на одном гектаре земли.
«Введение фиксированного сельскохозяйственного налога стало огромным прорывом. Во-первых, он значительно упростил процедуру уплаты налога для крестьян. Во-вторых, значительным образом уменьшил нагрузку», — считает исполнительный директор Федерации аудиторов, бухгалтеров и финансистов АПК Украины Валерий Рыжук. С ним согласен секретарь парламентского комитета по вопросам аграрной политики Василий Сильченко. Оба они признают, что закон несовершенен и может быть использован для того, чтобы уйти от уплаты налога компаниями, которые к сельскому хозяйству отношения не имеют. «Однако это не дает оснований отменять такую систему налогообложения, ведь это будет значить, что пострадают добросовестные производители», — считает Рыжук.
Планируемый объем государственных сельхоздотаций в 2007 году. Млн. гривен
Дотация для животноводов 952,5
Селекция в животноводстве 125
Дотация на гектар посевов 930
Селекция в растениеводстве 90
Компенсация стоимости удобрений 150
Катерина Прищепа
«Дело»
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/133106.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua