01 дек, 14:56
Украина переживает стадию повышенного интереса к государственной и частной собственности. Так, народные депутаты долго и пока безрезультатно спорят вокруг того, стоит ли менять квоту проведения собраний акционеров, а владельцы предприятий все чаще страдают от налетов так называемых рейдеров. Махинации с ценными бумагами предприятий - зона повышенного внимания аналитиков, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ Александр Видяпин, директор финансово-инвестиционной компании «Интайм»:
Нельзя утверждать, что рейдеры всегда применяют незаконные методы.
Есть «белые», «серые», «черные» схемы поглощения. Можно абсолютно законно получить контроль над предприятием, просто скупая его акции – «белое» рейдерство. Такое рейдерство иногда даже приводит к положительным, позитивным результатам, когда скупается неудачное, несостоятельное предприятие, и делается из него что-то пристойное. «Серое» рейдерство - технологии, которые используют на грани закона, но не нарушая его. И, наконец, разнообразные «черные» схемы вне законных рамок: раскол группы основных акционеров, за которым следуют смена гендиректора и силовой захват объекта, негативные ПР-технологии, подкуп правоохранительных органов и подделка документов и т.д.
Это новое явление, или...?
На первой крупномасштабной волне передела собственности в 90-х практиковалась схема концентрации приватизационных бумаг, через которые потом захватчики заходили на предприятие. В дальнейшем объекты скупали за счет того, что консолидировали пакет акций у трудового коллектива. То есть, рейдерство как деятельность по отъему собственности существует уже давно. Другое дело, что оно квалифицировано как таковое и замечено общественностью только сегодня (год-полтора).
Остались ли такие схемы сейчас?
Сегодня захватчиков собственности, как правило, интересует ценное имущество и земля, которой владеет компания: например, недвижимость или участки в престижных районах города. Особенно это касается Киева и крупных областных центров. Часто встречаются случаи, когда их привлекает производственный объект или ликвидация предприятия как конкурента. Объектами рейдерских атак сегодня выступают не очень крупные предприятия, а схемы –«белые» и «серые».
Какими методами приходят к вожделенной «власти» современные рейдеры?
Самый стандартный способ захвата ОАО через ценные бумаги - скупка маленького пакета акций по цене выше той, которую предлагает эмитент. Оптимальным можно считать 10%, однако, в отдельных случаях достаточно и нескольких процентов. Потом задача рейдера - заблокировать крупный пакет для того, чтобы он не мог голосовать. Блокировка может происходить и за счет «черных» схем: с помощью нужного решения суда, с помощью компромата на руководство, на держателей пакета, что какими-то не такими делами они занимаются и т.д.
Например, если применяется судебная схема, началом может служить иск в суд о нарушении прав миноритарных акционеров. Когда принимается соответствующее судебное решение, для обеспечения иска суд арестовывает акции нарушителя прав миноритариев, то есть держателя контрольного пакета. Далее возможны варианты. Без применения силы: организуется собрание акционеров, где меняют правление и наблюдательный совет. В руки новых руководителей попадает печать и осуществляется сделка, ради которой и была организована вся операция (для этого достаточно нескольких часов). Например, по купле-продаже объекта недвижимости или земельного участка. Вообще вариантов захвата очень много, а комбинация инструментов зависит от каждого конкретного случая. Часто для получения контроля над объектом используется конфликт между акционерами.
Как им можно противостоять? Можно ли вообще?
Хотя объектом рейдерских атак может стать абсолютно любое предприятие, но все-таки есть определенные «зоны» риска, которые необходимо учитывать. Во-первых, сюда могут попасть ОАО, в которых контрольный пакет акций или хотя бы 30% неконсолидированы. Во-вторых, это предприятия, у которых кредиторская задолженность находится под контролем коммерческих структур, им неподконтрольных. В-третьих, это предприятия, которые используются неэффективно (например, 70% площади просто пустует или сдается в аренду, да еще за «черный нал»). И, наконец, большую опасность представляют нарушения в работе общества. Например, если консолидация контрольного пакета происходила с нарушениями, ее можно оспаривать. В этом случае существует также вероятность возбуждения уголовного дела в отношении первых лиц предприятия.
В качестве превентивных мер обычно используется усиление службы безопасности общества, которая более активно отслеживают все внешние движения по поводу скупки акций, сбора информации об организации, ее первых лицах, слабых местах и прочем. Ну, а если предприятие все-таки подверглось атаке рейдеров, то тут два главных принципа: во-первых, жаловаться во все возможные структуры - прокуратуру, МВД, ВР, правительство, Президенту, СМИ, Господу Богу. Чем большую известность приобретает дело, тем менее противозаконными методами будет действовать захватчик. Второе - не пожалеть средств на привлечение грамотных юристов.
Кроме того, изначально акционеры должны создать предприятие таким образом, чтобы защитить себя не только от сторонних атак, но и отдельных действий первых руководителей. К сожалению, особенно предприятия среднего и малого бизнеса очень мало смотрят на то, как учреждается их предприятие. Очень редко читают уставы. Все считают, что это достаточно формальная процедура. Регистрация предприятия зачастую просто покупается. Между тем, таким образом можно серьезным образом ограничить круг действий захватчика.
Поддерживает ли государство держателей акций, какими методами, достаточна ли эта поддержка? Что надо бы изменить в законодательном плане?
В последнее время заметны движения государства в направлении сдерживания рейдерства. Например, Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку вводится требование перевода реестра акций из документарной в бездокументарную форму. Тем самым сокращается вероятность появления «вторых» и «третьих» реестров. Кроме того, уже разрабатывают Законы, помогающие ограничить захватчиков (так, недавно разработан законопроект «О доступе к судебным решениям», который должен обеспечить большую прозрачность судебного процесса).
Однако специфика рейдерства такова, что всегда можно найти законные способы обойти любой Закон или поправку. Рейдеры не бездействуют и осваивают новые технологии. Этот бизнес высокорентабельный, интересный, в том числе для юристов, работающих в этом направлении. Кроме того, грамотная работа рейдеров может привести к принятию нормативно-правовых актов, способствующих их деятельности. Так, корпоративный шантаж внешне может выглядеть как защита акционером-миноритарием своих прав (доказать злоупотребление правами почти невозможно) и подтолкнуть законодателей к принятию документов по дополнительной защите мелких акционеров.
Поэтому, на мой взгляд, предметом заботы государства должно быть не изменение Законов и ужесточение их, а нормальное функционирование правоохранительной и судебной систем. В рыночной экономике таких явлений как черное и серое рейдерство не должно быть в принципе.
Хотя я могу сказать, что известные компании, как различного рода «зеленые» и так далее, они же занимаются, по сути, тем же самым. Это тот же шантаж, только их не интересует недвижимость, их не интересует собственность, их интересует определенный результат. Но если мы думаем, что этот результат всегда является результатом защиты природы, то это не так. Я бы их сравнил тоже с рейдерами. «Зеленые» нередко получают отступные и уходят.
Алеся Чемерис
ЛІГАБізнесІнформ
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/132955.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua